Елена Панкратова
Проект «Мир сенсорики» для детей младшей группы
Проект для детей младшей группы
Актуальность
В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Публикация «Проект „Мир сенсорики“ для детей младшей группы» размещена в разделах
Главное в данном возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Проблема
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно – перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей показал недостаточный уровень сенсорного развития. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Цель
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи
Формировать сенсорные представления детей 2 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
Развивать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно-настольные игры.
Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
Содержание проекта строится на принципах
Принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Методы проекта
наглядные: демонстрация наглядных пособий, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, личный пример педагога;
словесные: рассказ, беседа, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
практические: создание развивающей среды, изготовление пособий, оформление уголка;
игровые: дидактические игры, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, сюрпризный момент.
Предполагаемый результат
У воспитанников:
В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала способствует обогащению предметно-развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
У родителей:
Повышение педагогической культуры родителей.
Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.
У педагога:
Рост профессионального мастерства в вопросах формирования и развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Этапы работы проекта
I. Организационно - подготовительный этап
- Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта.
- Подбор наглядно-дидактического материала, методической литературы.
- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Анкетирование родителей.
- Проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей.
II. Основной этап
- Составление плана работы с детьми и родителями.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
- Подбор и изготовление дидактических игр.
- Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию.
- Проведение индивидуальной работы с детьми.
- Консультации для родителей.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
- Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
III. Заключительный этап (обобщающе-результативный)
- Анализ проекта.
- Оформление наглядного и дидактического материала.
- Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста».
- Оснащение группы центром «Сенсорика».
Сроки Этапы реализации проекта
Организационно - подготовительный этап
СЕНТЯБРЬ - Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта.
- Подбор наглядно-дидактического материала, методической литературы.
- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Анкетирование родителей.
- Проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей.
Основной этап
Мероприятия с детьми Обогащение развивающей среды
ОКТЯБРЬ Беседы
- «Какого цвета одежда?»
- «Какого цвета эти предметы?»
НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Цветные клубочки», «Разноцветные обручи»
Дидактические игры
- «Разложи фигуры по цвету»;
- «Собери пирамидку из колец»;
- «У кого такая же?»;
- «Собери матрешку»;
- «Запомни свой цвет»;
- «Длинное – короткое».
Сюжетно-ролевые игры
- «Новоселье у куклы Наташи»;
- «Строители строят высокую и низкую башни»
Познавательно-исследовательская деятельность
- Сыпучесть материалов «Пересыпаем (перекладываем, переливаем)».
Подбор и систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Изготовление развивающих пособий:
- «Повтори узор» (геометрические фигуры);
- «Разноцветные ленточки»;
- «Парные картинки»;
- «Разложи чашки по цветным тарелочкам».
Наглядная информация:
- папки-передвижки «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
НОЯБРЬ Беседы
- «Какого цвета бывает…»;
- «Что бывает круглым?».
НОД
- по познавательному развитию (ФЭМП) «Различие круга и квадрата»
- по художественно-эстетическому развитию (аппликация на полосе) «Шарики и кубики», «Пирамидка».
Дидактические игры
- игра с блоками Дьенеша «Собери по схеме «Дом»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Сложи снеговика» (из геометрических фигур;
- «Собери картинку»;
- «Что катится»;
- «Чего не хватает».
Подвижные игры
-«Прокати синий (красный, желтый) мяч в синие (красные, желтые) ворота»
-«Прокати (синий, красный) шарик по цветной дорожке»
-«Бегите к (синему, красному) флажку»
Сюжетно-ролевые игры
- «Подбери одежду для куклы» (по величине);
- «Путешествие на лесную поляну» (грибы, ягоды различной величины);
Познавательно-исследовательская деятельность
- Свойства воды «Окрашиваем воду в синий (красный) цвет»;
- Величина «Три медведя» (определение принадлежности вещей). Изготовление пособий:
- «Бизиборд»;
- «Сенсорные мешочки»;
- «Укрась ёлочку шарами»;
- «Поиграем с прищепками»;
- «Тактильные дощечки»;
- «Застежки»
Консультации для родителей: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей первой младшей группы»;
«Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет».
Заключительный этап
ДЕКАБРЬ - Анализ проекта.
- Обобщение результатов работы на родительском собрании.
- Обобщение результатов работы (в виде картотеки дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста).
- Создание в группе развивающего цента «Сенсорика».