Елена Чаус
Проект «Моя семья»
Постановка проблемы и ее актуальность
На первом месте у каждого человека всегда стоит семья. Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего нашей страны. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Публикация «Проект „Моя семья“» размещена в разделах
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, расширения знаний детей о своей семье появилась идея создания проекта «Моя семья».
Цель проекта : развивать представления детей о семье, партнерские взаимоотношения между родителями и ДОУ.
Задачи проекта :
• конкретизировать представления детей о семье, родственниках, родственных отношениях;
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, чувство гордости, учить проявлять заботу о родных людях;
• активизировать развитие познавательно-речевых способностей воспитанников через реализацию методов проекта;
• развивать коммуникативные навыки детей;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
• активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта;
• повысить педагогическую культуру родителей;
• развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом.
Сроки реализации: 1 год (2017-2018 уч. г.).
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта : дети (6-7 лет, воспитатели, родители.
Руководители проекта : воспитатели высшей квалификационной категории: Чаус Е. В., Скворцова Е. А.
Планируемые результаты:
В ходе проведения проекта :
• у детей формируются семейная принадлежность, знание о своих правах и обязанностях, понимание значимости семьи в жизни каждого человека;
• проявляются любовь, забота и уважения ко всем членам семьи;
• развивается речь, активизируется словарь детей;
• реализуются потребности детей в продуктивных видах деятельности;
• формируются творческие детско-родительские отношения;
• повышается педагогическая культура родителей;
• устанавливаются доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Изучение методической литературы.
• Разработка плана проектной деятельности на тему «Моя семья».
• Подбор иллюстративного материала по теме «Семья».
• Чтение пословиц и поговорок о семье; рассказов: К. Д. Ушинский «Лекарство», «Петушок с семьей», «Косточка», Е. А. Пермяк «Для чего руки нужны»; стихотворений: З. Александровой «Родина», А. Прокофьева «Родина», С. Михалкова «Моя улица», об Электростали, А. Барто «Младший брат», «Как Вовка бабушек вылечил», В. Маяковского «Кем быть?»; сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Айога», «Морозко».
• Беседы по картинкам, тематические беседы «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Мое имя, имена моих родных», «Мой домашний любимец», «Как проходят мои выходные», «Улицы, названные в честь знаменитых электростальцев», «Места отдыха в Электростали», «Городской транспорт», «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса», «Мое Подмосковье».
• Дидактические игры: «Назови ласково», «Поможем маме», «Чьи детки?», «Кому что нужно для работы», «Я живу по адресу…», «Иностранка», «Узнай, что это за объект», «Разрезные картинки», «Знаешь ли ты свой город?», «Узнай по описанию».
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «День рождения», «Больница».
• Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
Сентябрь:
- беседы о членах семьи, их обязанностях, родственных отношениях;
- дидактические игры: «Моя любимая мама», «Мамины и папины дела», «Кто где живет», «Где твой дом», «У кого кто?», «Разрезные картинки (Наш дом)», «Кому что нужно для работы»;
- сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Семья», «Детский сад», «Поликлиника», «В гости к друзьям»;
- разучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брате;
- фотовыставка «Моя семья»;
- итоговое занятие «Семья».
Октябрь:
- беседы с детьми об осени, природных материалах, поделках из природных материалов;
- выставка рисунков «Осень золотом одета»;
- конкурс народно-прикладного творчества «Светлая Русь»;
- детско-родительское творчество – изготовление поделок из природных материалов к 130-летию С. Я. Маршака «Сказочный герой»;
- литературный досуг с участием родителей «Что такое перед нами?» (по произведениям С. Я. Маршака.
Ноябрь:
- беседы об истории семьи, родственниках, домашнем адресе;
- дидактические игры: «Чей домик?», «Чей малыш?», «Гнездо, улей, нора», «Переезжаем на новую квартиру», «Кто где живет», «Где твой дом»;
- сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Цирк», «Семья», «В гости к друзьям», «Соседи»;
- рассматривание семейных альбомов (совместно с родителями);
- рисование портрета семьи (совместно с родителями или старшими братьями и сестрами);
- альбом «Портрет моей семьи».
Декабрь:
- беседы о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, семейном отдыхе, прогулках по городу вместе с родителями (что запомнилось);
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Мамина помощница», «Дочки-матери», «В гости к другу», «В Кремль на елку»;
- конкурс детско-родительских рисунков «Зимушка-зима»;
- вернисаж «Новогодняя игрушка».
Январь:
- беседы с детьми о зиме, зимних играх, забавах и развлечениях, поделках из бросового и природного материала, новогодних игрушках;
- дидактические игры: «Разрезные картинки (Москва)», «Кому что нужно для работы», «Что лишнее», «Что изменилось», «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем», «Составь рассказ»;
- детско-родительское творчество – оформление странички в «Семейном альбоме»;
- «Семейный альбом» (герб семьи).
Февраль:
- беседы: «Профессия – военный», «Как стать храбрым солдатом», «Памятники защитникам Отечества», «Как чтят память героев», «Кто из вашей семьи служил в армии», «Мой папа и дедушка – защитники Отечества»;
- дидактические игры: «Снаряди в поход русского воина», «Кто защищает Родину?», «Собери открытку» (военная техника, «Запомни картинки» (военная техника, «На суше, в воздухе, в воде», «Кому что нужно для работы» (профессиональные предметы военных, «Собери пословицу», «Отвечай быстро»;
- сюжетно-ролевые игры: «Военные учения», «Военные действия», «Госпиталь», «Моряки», «Летчики», «Мы – солдаты», «Пограничники», «Шпионы и воины»;
- детско-родительское творчество – оформление странички в «Альбоме Славы»;
- «Альбом Славы».
Март:
- беседы: «Выходной моей семьи», «Как я помогаю дома», «Я и моя семья», «Моя мама», «Бабушка родная»;
- дидактические игры: «Моя любимая мама», «Назови правильно» (животные и их детеныши, «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Кто старше?», «Кто младше?», «Едем в гости к бабушке»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Дочки-матери», «Маленькие помощники»;
- игры с конструктором: «Дом для моей семьи»;
- составление рассказов «Моя мама», «Моя бабушка лучшая в мире»;
- фотовыставка «Наши замечательные бабушки и мамы»;
- изготовление подарков для мам: «Бусы для мамы».
Апрель:
- беседы: «Какие мы», «Мы разные», «Моя семья», «Профессии моих родителей»;
- разучивание песен, стихов, на семейную тематику;
- рассматривание фотографий членов семьи;
- дидактические игры: «Истории в картинках», «Кому что нужно для работы», «Кто быстрее соберется», «Кем быть», «Отгадай», «В магазин за покупками»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Почта»;
- встречи с интересными людьми: «Рассказы родителей о своей профессии»;
- конкурс детско-родительских рисунков «Бессмертный полк» (к Дню Победы).
Май:
- беседы: «Моя семья – что может быть дороже», «Семейные традиции», «Ветераны»;
- дидактические игры: «Мамины и папины дела», «Кто где живет», «Где твой дом», «Отгадай», «Кем быть», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Что изменилось»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к друзьям», «Соседи», «Мамина помощница», «Дочки-матери», «Детский сад»;
- рисование по шаблону «Моя рука – моя семья»;
- родительская гостиная «Семейные традиции – основа семейного благополучия».
Работа с родителями:
• Рекомендовать родителям:
- стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. д. ;
- рассмотреть вместе с детьми семейные фотографии, альбомы;
- побеседовать с детьми на темы: «Что такое семья», «Члены моей семьи», «История моей семьи», «Обязанности членов семьи», «Мама, папа, я – счастливая семья», «Незабываемый выходной», «Как мы играем дома», «Семейные традиции», «Защитники Отечества из нашей семьи», «Памятники погибшим воинам», «Мамин день».
• Провести цикл консультаций для родителей «Как правильно общаться с ребенком», «Как приучить ребенка к труду», «Нравственное воспитание в семье», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Праздники в семье», «Как провести выходной день с детьми?», «История моей семьи».
• Предложить принять участие в создании «Семейного альбома», альбома «Портрет моей семьи» и «Альбома Славы».
• Родительская гостиная «Семейные традиции – основа семейного благополучия».
3. Заключительный этап
• Создание альбома «Портрет моей семьи», «Семейного альбома».
• Родительская гостиная «Семейные традиции – основа семейного благополучия».
• Консультации для родителей «Как правильно общаться с ребенком», «Как приучить ребенка к труду», «Нравственное воспитание в семье», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Праздники в семье», «Как провести выходной день с детьми?», «История моей семьи».
Результаты работы. Выводы
• Повысился уровень представлений и знаний детей о семье, ее истории и традициях, своих правах и обязанностях, понимания значимости семьи в жизни каждого человека.
• Дети проявляют любовь и уважение к членам семьи, заботу о родных людях, гордятся ими.
• Развиваются познавательно-речевые способности и коммуникативные навыки детей.
• Реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности.
• Улучшились детские взаимоотношения в коллективе.
• Сформированы и гармонично развиваются творческие детско-родительские отношения.
• Повысился уровень педагогической культуры родителей.
• Установились доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами.