Проект на тему «Русская красавица-березка».

Наталья Бессонова
Проект на тему «Русская красавица-березка».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 общеразвивающего вида» г. Печора

Проект на тему «Русская красавица-березка».

Составитель:

воспитатель подготовительной группы

Бессонова Н. В. 2011-2012 учебный год

Актуальность проекта

Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Большой интерес у детей вызвало познавательное занятие «Люблю березку русскую», на котором рассказывалось о разновидностях березы, о лечебных свойствах дерева, о ее значении в жизни человека.

Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, я решила выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни.

На основании моих наблюдений можно сделать следующие выводы:

1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.

2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.

Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России и Республике Коми - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель Бессонова Наталья Валентиновна, родители группы.

Вид проекта: длительный.

Длительность проекта: октябрь 2011- апрель2012.

Предполагаемый результат:

Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России и Республике Коми, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности

Виды работы:

Сбор информации.

Подбор иллюстративного материала.

Отбор художественной литературы, публицистического материала.

Подбор музыкального материала.

Организованная и неорганизованная деятельность.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Презентация проекта.

Работа по проекту делится на три этапа:

1 этап – Подготовительный (с 1.10.2011 по 30.10.2011).

Подбор иллюстративного материала.

Отбор художественной литературы.

Подбор музыкального материала.

Беседы с родителями.

Диагностика знаний детей по теме проекта на начало учебного года.

2 этап- Практический (1.11.2011-1.04.2012).

Цикл наблюдений.

О к т я б р ь Продолжать рассматривать листья. Поверхность листа -это «ежик», «петушок» или же она гладкая? Рассмотреть черешок. Какой он? Есть ли у него выемка? Провести пальчиком по жилкам. Найти разные оттенки листьев, собрать разноцветные листья, прикрепить их в альбом. Сравнить размер и форму березового и липового листа. Рассмотреть кору. Погладить ее определить, какая она: гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем детям нужна одежда? (Защищает от холода, ожогов, порезов) Кора - это «одежда» березки. Понюхать, чем пахнет ствол. Поднять голову вверх, посмотреть на верхушку дерева: какого цвета верхняя часть ствола? Изучить корни: попробовать вытащить дерево из земли. Что его держит? Зачем нужны корни? Для того чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотреть нижнюю часть ствола и корни. Исследовать дождь и иней. Каким животным березка может помочь спрятаться от дождя? Понюхать дерево в дождливую и в солнечную погоду. Утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?

Н о я б р ь Изучить снег. Обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет ему под снегом? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку, как одеялом, и она спит зимой). Рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая). Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла). Выяснить, как человек использует березу (для изготовления спичек, бумаги). Опустить спички в воду и посмотреть, тонут они или нет. Почему не тонут? (Легкие). Сравнить спички с железом, камнем: что тяжелее? Продолжить изучение коры, погладить ее. Какая она в это время года? Какого цвета? Какая сейчас одежда у людей? Вспомнить, для чего нужна дереву кора. Сделать карандашом зарисовку коры на бумаге и поместить ее в альбом. Понюхать, чем сейчас пахнет кора. Она холодная или теплая?

Д е к а б р ь Исследовать снег вокруг дерева. Он чистый или грязный? Взять образец снега в группу, чтобы он растаял. Рассмотреть талую воду. Она чистая или грязная? Помогает ли сейчас снег дереву? Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Какого цвета снег?

Повесить на березку кормушки. Объяснить, что дерево - это столовая и дом для животных. Какой корм любят птицы? Что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотреть внешний вид птиц, прилетевших на кормушку. Отметить их особенности: летают, есть крылья, клювы. Продолжать наблюдения за птицами. Понаблюдать за березкой во время снегопада. Рассмотреть, потрогать снег. Какой он? (Холодный, мокрый). Какого цвета? Рассмотреть снежинки на ладошке. На что они похожи? Во что снежинки превращаются на ладошке? Приготовить подарки для березки к Новому году - цветные льдинки. Украсить ими дерево. Поздравить с праздником, почитать стихи. Понравились ли они березке?

Я н в а р ь Наблюдать за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает дерево зимой? (Спит, отдыхает). Мешает ли ему ветер? Понаблюдать, как качаются, гнуться ветки. Какая погода больше нравится березке: ветряная или безветренная? Разучиваем стихотворение С. Есенина

Белая береза

Под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точном серебром. Читаем его дереву. Приятно ли березке слушать стихотворение? Какое у нее настроение в этот зимний, прохладный день? Подсыпать корм в кормушки. Наблюдать за птицами. Сравнить внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметить их особенности: наличие крыльев, клювов. Почему птицам зимой трудно найти еду? Понаблюдать за березкой во время снегопада. В «платье» какого цвета нарядилась наша березка? Тепло ли ей в таком наряде? Помогает ли снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их). Измерить снег палочкой, как в декабре и сравнить результат.

Ф е в р а л ь Наблюдать за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый). Рассмотреть снег на солнце. (Блестит, переливается). Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи7 (Дети вспоминают опыт, проведенный в декабре). Наблюдать за стволом и ветками. Сравнить ствол и ветки со своим телом: - ствол - это туловище, ветки - руки. Ствол у березки толстый или тонкий? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками).ствол тонкий. Затем обнять липу: какой у нее ствол? (Толстый). Наблюдать за солнцем, греет ли оно зимой? (Нет, зимой холодно, поэтому одеты дети в шубы и валенки). Обсудить, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева). Чем они там занимаются? (Спят). Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотреть трещинки на деревьях. Подчеркнуть, что дети растут и березка растет. Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору. Что мы делаем, когда порежемся? А если у березки будет порез на коре, что нужно сделать? А если отломится ветка?

М а р т Продолжать наблюдать за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему? Наблюдать за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее). Наблюдать за таянием снега. Где он тает быстрее всего? У ствола. Березка хочет «пить», другие деревья тоже, (посмотреть на ее соседей: ель, липу). Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега у березки, сравнить с предыдущими результатами. Наблюдать за почками. Березка проснулась и у нее появились почки. Потрогать их осторожно. Какие они: пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеится? Чем они пахнут? Проследить, как из почки появляется листочек.

А п р е л ь Изучить ствол. Каким он стал? (Погладить, прижать щекой). А если обнять руками, можно сказать, что ствол. Исследовать кору и вспомнит предыдущие исследования. Наблюдать за ручейками на участке. Откуда берутся ручейки, лужи? (Снег тает, превращается в воду). Выяснить, куда бегут ручейки: по направлению к березке или нет. Изготовить кораблики. Проверить, принесут ли ручейки кораблики к березке. А к другим деревьям? Изучать почву. После таяния снега понаблюдать за опавшими листьями. Вспомнить, какими они были осенью (посмотреть в альбом, сравнить, отметить изменения. Объяснит детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу и дерево растет. Обсудить, любит ли березка дождь? Может ли он напоить растения? Какое «настроение» у дерева во время дождя? Меняется ли после дождя цвет коры, листьев? Помогает ли дерево каким-нибудь животным укрыться от дождя? Где они могут это сделать? (Под листьями, в трещинах коры). Чьим зонтиком можно назвать дерево?

Художественная литература.

Е. Тимошенко: «Елочки-метелочки» (11.11.2011)

Заучивание А. Прокофьев: «Люблю березку русскую» (18.11.2011)

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила» (20.01.2012)

\ Заучивание С. Есенин: «Белая береза» (2.12.2012)

В. Бианки «Волшебная береза» (10.02.2012)

И. Соколов-Микитов «Береза» (16.03.2012)

Организованная деятельность.

Беседа «Красота природы бесценна» (06.02.). Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» (12.02.). Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» (12.03).Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?» (19.03). Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

Комплексное занятие «Русская береза» (12.10.2011). Цель: познакомить детей с символом нашей Родины- деревом березой, рассказать какую пользу приносит береза людям, закрепить знания детей о явлении листопада; продолжать воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Занятие по рисованию «Зимняя береза» (25.11.2011).Цель: учить применять разные изобразительные средства для создания образа; развивать навыки рисования по представлению; развивать навыки изображения дерева без листьев: ствол, ветви, тонкие веточки.

Комплексное занятие «Люблю берёзку русскую» (16.01). Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке. (см. в Приложениях)

Совместная и самостоятельная деятельность

Совместная деятельность с родителями:

Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».

Создание уголка «Самое почитаемое дерево».

Фотоальбом «Родная природа».

Репродукции картин И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юона («Мартовское солнце», И. Грабаря («Февральская лазурь», И. Шишкина («Лесная глушь»).

3 этап – Заключительный (с 2,04.2012 по24.04.2012).

Диагностика знаний детей по теме проекта на конец учебного года (см. диск с презентацией проекта).

Создание альбома с рисунками детей и родителей «Портреты дерева в разное время года».

Презентация проекта для педагогов МАДОУ 24 апреля 2012 года.

Результаты проекта:

У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.

Сформировались знания о березе, как, самом почитаемом дереве. Они узнали, что береза может быть разных видов, что велико значение березы в жизни человека. Узнали дети также о взаимосвязи березы с живой и неживой природой.

Сформировалось умение детей самостоятельно добывать знания из разных источников (энциклопедий, интернет, телевидение, из опыта родителей).

Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.

Очень трудно переоценить значение работы с точки зрения эстетического воспитания. Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших березу. Дети любовались репродукциями картин И. Левитана, Шишкина, И. Грабаря, Поленова и др. С большим вниманием слушали произведения С. Есенина, В. Бианки, И. Бунина, Н. Рубцова, М. Лермонтова, Ф. Тютчева. С большим воодушевлением водили ребята хоровод под русскую народную песню «Во поле березонька стояла».

Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.

Приложение:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»

Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас, лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)

- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?

- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)

- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)

- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)

- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)

- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)

- Ветер переносит семена берёзы.

- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.

- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)

- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»

Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

Материал к занятию:

Иллюстрация с изображением берёзы.

Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня, «Времена года» П. И. Чайковского.

Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия

Загадка:

Стоит Аленка, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.

- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.

Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».

- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!

Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.

- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.

- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.

Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.

Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.

Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Прикреплённые файлы:

fotoalbom_eji9o.pptx | 2826,39 Кб | Скачан: 252
 
Публикации по теме:

Проект «Русская березка» Проект "Русская березка". В данном проекте происходит знакомство детей, с символом России - русской березкой. Цель проекта: 1. Формирование.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Проект на тему «Русская красавица-березка».
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 20:24
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...