Проект «Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю»

Светлана Букатина
Проект «Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю»

Работая с днтьми с ОВЗ обратила внимание на то, как можно корректировать и развивать речь детей старших дошкольников с посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно-развивающем процессе. результатом стал данный проект.

Срок работы по проекту: 2 года

Исполнители проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед.

Актуальность: Проблема состоит в том, что отдельных занятий по экологии в группах с ЗПР не предусмотрено. Поэтому ценным является то, что данный проект систематизировал материал, который можно использовать в процессе интегрированных занятии по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, во время чтения произведений детской художественной литературы, на занятиях по ОБЖ и ИЗО, при рассматривании произведений изобразительного искусства, этических беседах, в экспериментально-опытнической и другой деятельности.

Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута научная гипотеза:

Если использовать на занятиях и в повседневной жизни специально подобранные дидактические игры экологического характера, речевые ситуации и развивающие упражнения (этого же плана) и другие формы, то можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.

Цель: Определение влияния специально подобранных дидактических игр, упражнений, различных форм экологического воспитания на развитие речи детей.

Задачи:

1. Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.

2. Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.

3. Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

4. Обобщение собственного опыта работы.

Объект исследования:

коллектив детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет

Предмет исследования:

система работы по формированию у дошкольников речевой деятельности посредством различных форм экологического воспитания.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Проект предназначен для работников дошкольных учреждений и предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:

— на cпециально организуемых (специализированных) и познавательных занятиях;

— на комплексных занятиях;

— на занятиях по любым другим видам деятельности;

— в играх (сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических и др.);

— на прогулках;

— в нерегламентированных видах деятельности;

— в cвободной самостоятельной деятельности в течение дня;

Новизна исследования: заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников с нарушениями в развитии речи через экологические формы работы

Участники проекта: дети, педагоги, музыкальный руководитель, специалисты ДОУ, родители.

План мероприятий по реализации проекта:

I этап (подготовительный)

май-декабрь учебного года

• Разработка проекта

• Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам разработка плана работы, технологий по данному проекту

• Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов.

• Приобретение методической и научной литературы по данной проблеме

• Проведение обучающего семинара с педагогическим коллективом детского сада

• Подведение итогов по первому этапу реализации проекта

IIэтап

(основной) январь - май учебного года

• Определение экспериментальной группы – ст. группа ОНР и контрольной – ст. группа ЗПР

• 1-й контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп – май

• Система работы с детьми экспериментальной группы – подг. группа ОНР (занятия, игры, развлечении, согласно перспективному плану –сентябрь-январь 2-го года реализации проекта

• 2- контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп –январь

• Система работы с детьми экспериментальной группы – подг. группа ОНР (занятия, игры, развлечении, согласно перспективному плану – январь-май

• 3- контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп – май

III этап

(итоговый) Май

• Подведение итогов на педагогическом совете. Обобщение опыта работы.

• Подведение итогов исследования на общем родительском собрании

Модель реализации проекта

Работа с детьми:

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования.

4. Цикл наблюдений за живой и неживой природой.

5. Проведение опытов и экспериментов в уголке экспериментирования.

6. Чтение художественной и познавательной литературы.

7. Продуктивная деятельность детей.

8. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику.

9. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

10. Проведение тематических недель в летний период

• Воздушная

• Зоологическая

• Заповедная

11. Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Сотрудничество с родителями

1. Участие в природоохранных акциях «День Плюшкина» (уборка территории ДОУ, участие в озеленении, разбивка клумб, посев лекарственных растений на территории ДОУ)

2. Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”, «Чудеса с грядки». Осенняя сказка” (поделки из овощей).

3. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе.

4. Изготовление атрибутов для экспериментирования.

5. Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”.

6. Конкурс на лучшую поделку из бросового материала “Обыкновенное чудо”.

7. Участие в викторинах и конкурсах, экологических КВН.

8. Совместные походы с детьми

9. Участие в фотовыставка, фоторепортажах (“Вот оно какое наше лето”, “Мой четвероногий друг” и т. д.).

10. Консультации и папки-передвижки: «Опасные соседи - ядовитые растения», «Познавательные опыты для малышей»

Сотрудничество с педагогами

1. Пополнить уголок природы комнатными растениями.

2. Обеспечить возрастные группы инструментом, инвентарем для труда в природе.

3. Педсовет «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи»

4. Консультации для педагогов:

• «Диагностика знаний детей дошкольного возраста об объектах и явлениях природы»

«Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»

«Ознакомление дошкольников с природой летом»

«Занятия с детьми в весенний период»

«Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года»

• «Анализ смысла сказок о животных в работе с детьми дошкольного возраста (на основе методики И. Н. Мурашковской "Сказка, отворись")»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

5. Семинар-практикум. Дидактические игры экологического содержания» «Новые игровые приёмы, применяемые при обучении дошкольников»

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов

2. Картотека:

• Дидактических игр по экологии.

• Подвижных дидактических игр по экологии с речевым сопровождением

«Экотренинг»

3. .Подборка экологических сказок о деревьях, о цветах и лекарственных растениях

4. Оформление папки «Хитрые загадки»

5. Картотека опытов и экспериментов

6. Составление наблюдение в природе для детей с ОВЗ

7. Подборка художественной литературы по экологии.

8. Конспекты эколого-познавательных занятий, бесед.

9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера.

10. Консультационный материал для родителей.

11 Консультационный материал для педагогов.

Ожидаемые результаты

Для детей:

• Cовершенствование слухового восприятия

• Расширение активного и пассивного словаря.

• Совершенствование дикции, укрепление артикуляционного аппарата, уточнение и совершенствование произношения некоторых звуков.

• Развитие голоcового аппарата (умение пользоваться разной громкостью и разным темпом речи, интонационными средствами выразительности).

• Сфoрмированность положительной мотивации на природу.

• Сфoрмированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

• Раcширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.

• Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.

• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

• Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.

• Личностный и профессиональный рост.

• Самореализация.

Для родителей:

• Повышение уровня экологического сознания.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Повышение речевого развития детей через дидактические игры и другие формы экологического характера.

Механизм оценки результатов:

Материалы, включенные в проект, позволяют в каждый конкретный момент диагностировать уровень образованности детей по рассматриваемым в нём вопросам. Диагностика разработана группой «Поиск» воспитателями МБОУ ЛП и ДО «Росток» на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» (по редакцией М. А. Васильева) 2009г.

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей

Полностью соответствуют программе -3 балла (высокий)

Отстают от требований программы на 0,5—1 балла (средний)

Отстают от требования программы на 1-1,5 балла (низкий)

Желательно, чтобы диагностирование проводилось не в форме опроса, а в виде игры или наблюдения за деятельностью детей; в этом случае дети покажут более высокий результат.

Финансовое обоснование проекта:

Для приобретения материала, дидактических игр, пособий, методической литературы, таблиц и пр. необходима финансовая поддержка со стороны администрации. Администрации высказано предложение выделить на проведение эксперимента 6000 р.

Публикации по теме:

Презентация к методической разработке по развитию слухового восприятия у старших дошкольников «Волшебные звуки оркестра: проблема приобщения старших дошкольников к музыкальной культуре в процессе развития слухового восприятия различных.

Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к игре на хомусе Игра на хомусе как один из аккумуляторов и источников поликультурного воспитания личности играет особеннную роль в силу своего доступного.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Проект «Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 16:22
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...