Лучший педагог года

Проект «Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю»

Светлана Букатина
Проект «Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю»

Работая с днтьми с ОВЗ обратила внимание на то, как можно корректировать и развивать речь детей старших дошкольников с посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно-развивающем процессе. результатом стал данный проект.

Срок работы по проекту : 2 года

Исполнители проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед.

Публикация «Проект „Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю“» размещена в разделах

Актуальность: Проблема состоит в том, что отдельных занятий по экологии в группах с ЗПР не предусмотрено. Поэтому ценным является то, что данный проект систематизировал материал, который можно использовать в процессе интегрированных занятии по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, во время чтения произведений детской художественной литературы, на занятиях по ОБЖ и ИЗО, при рассматривании произведений изобразительного искусства, этических беседах, в экспериментально-опытнической и другой деятельности.

Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута научная гипотеза:

Если использовать на занятиях и в повседневной жизни специально подобранные дидактические игры экологического характера, речевые ситуации и развивающие упражнения (этого же плана) и другие формы, то можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.

Цель: Определение влияния специально подобранных дидактических игр, упражнений, различных форм экологического воспитания на развитие речи детей.

Задачи:

1. Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.

2. Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.

3. Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

4. Обобщение собственного опыта работы.

Объект исследования:

коллектив детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет

Предмет исследования:

система работы по формированию у дошкольников речевой деятельности посредством различных форм экологического воспитания.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Проект предназначен для работников дошкольных учреждений и предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:

— на cпециально организуемых (специализированных) и познавательных занятиях;

— на комплексных занятиях;

— на занятиях по любым другим видам деятельности;

— в играх (сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических и др.);

— на прогулках;

— в нерегламентированных видах деятельности;

— в cвободной самостоятельной деятельности в течение дня;

Новизна исследования: заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников с нарушениями в развитии речи через экологические формы работы

Участники проекта : дети, педагоги, музыкальный руководитель, специалисты ДОУ, родители.

План мероприятий по реализации проекта :

I этап (подготовительный)

май-декабрь учебного года

• Разработка проекта

• Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам разработка плана работы, технологий по данному проекту

• Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов.

• Приобретение методической и научной литературы по данной проблеме

• Проведение обучающего семинара с педагогическим коллективом детского сада

• Подведение итогов по первому этапу реализации проекта

IIэтап

(основной) январь - май учебного года

• Определение экспериментальной группы – ст. группа ОНР и контрольной – ст. группа ЗПР

• 1-й контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп – май

• Система работы с детьми экспериментальной группы – подг. группа ОНР (занятия, игры, развлечении, согласно перспективному плану –сентябрь-январь 2-го года реализации проекта

• 2- контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп –январь

• Система работы с детьми экспериментальной группы – подг. группа ОНР (занятия, игры, развлечении, согласно перспективному плану – январь-май

• 3- контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп – май

III этап

(итоговый) Май

• Подведение итогов на педагогическом совете. Обобщение опыта работы.

• Подведение итогов исследования на общем родительском собрании

Модель реализации проекта

Работа с детьми:

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования.

4. Цикл наблюдений за живой и неживой природой.

5. Проведение опытов и экспериментов в уголке экспериментирования.

6. Чтение художественной и познавательной литературы.

7. Продуктивная деятельность детей.

8. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику.

9. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

10. Проведение тематических недель в летний период

• Воздушная

• Зоологическая

• Заповедная

11. Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Сотрудничество с родителями

1. Участие в природоохранных акциях «День Плюшкина» (уборка территории ДОУ, участие в озеленении, разбивка клумб, посев лекарственных растений на территории ДОУ)

2. Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”, «Чудеса с грядки». Осенняя сказка” (поделки из овощей).

3. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе.

4. Изготовление атрибутов для экспериментирования.

5. Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”.

6. Конкурс на лучшую поделку из бросового материала “Обыкновенное чудо”.

7. Участие в викторинах и конкурсах, экологических КВН.

8. Совместные походы с детьми

9. Участие в фотовыставка, фоторепортажах (“Вот оно какое наше лето”, “Мой четвероногий друг” и т. д.).

10. Консультации и папки-передвижки: «Опасные соседи - ядовитые растения», «Познавательные опыты для малышей»

Сотрудничество с педагогами

1. Пополнить уголок природы комнатными растениями.

2. Обеспечить возрастные группы инструментом, инвентарем для труда в природе.

3. Педсовет «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи»

4. Консультации для педагогов:

• «Диагностика знаний детей дошкольного возраста об объектах и явлениях природы»

«Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»

«Ознакомление дошкольников с природой летом»

«Занятия с детьми в весенний период»

«Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года»

• «Анализ смысла сказок о животных в работе с детьми дошкольного возраста (на основе методики И. Н. Мурашковской "Сказка, отворись")»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

5. Семинар-практикум. Дидактические игры экологического содержания» «Новые игровые приёмы, применяемые при обучении дошкольников»

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов

2. Картотека:

• Дидактических игр по экологии.

• Подвижных дидактических игр по экологии с речевым сопровождением

«Экотренинг»

3. .Подборка экологических сказок о деревьях, о цветах и лекарственных растениях

4. Оформление папки «Хитрые загадки»

5. Картотека опытов и экспериментов

6. Составление наблюдение в природе для детей с ОВЗ

7. Подборка художественной литературы по экологии.

8. Конспекты эколого-познавательных занятий, бесед.

9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера.

10. Консультационный материал для родителей.

11 Консультационный материал для педагогов.

Ожидаемые результаты

Для детей:

• Cовершенствование слухового восприятия

• Расширение активного и пассивного словаря.

• Совершенствование дикции, укрепление артикуляционного аппарата, уточнение и совершенствование произношения некоторых звуков.

• Развитие голоcового аппарата (умение пользоваться разной громкостью и разным темпом речи, интонационными средствами выразительности).

• Сфoрмированность положительной мотивации на природу.

• Сфoрмированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

• Раcширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.

• Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.

• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

• Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.

• Личностный и профессиональный рост.

• Самореализация.

Для родителей:

• Повышение уровня экологического сознания.

Ожидаемые результаты от реализации проекта :

Повышение речевого развития детей через дидактические игры и другие формы экологического характера.

Механизм оценки результатов:

Материалы, включенные в проект, позволяют в каждый конкретный момент диагностировать уровень образованности детей по рассматриваемым в нём вопросам. Диагностика разработана группой «Поиск» воспитателями МБОУ ЛП и ДО «Росток» на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» (по редакцией М. А. Васильева) 2009г.

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей

Полностью соответствуют программе -3 балла (высокий)

Отстают от требований программы на 0,5—1 балла (средний)

Отстают от требования программы на 1-1,5 балла (низкий)

Желательно, чтобы диагностирование проводилось не в форме опроса, а в виде игры или наблюдения за деятельностью детей; в этом случае дети покажут более высокий результат.

Финансовое обоснование проекта :

Для приобретения материала, дидактических игр, пособий, методической литературы, таблиц и пр. необходима финансовая поддержка со стороны администрации. Администрации высказано предложение выделить на проведение эксперимента 6000 р.

Публикации по теме:

Презентация к методической разработке по развитию слухового восприятия у старших дошкольников «Волшебные звуки оркестра: проблема приобщения старших дошкольников к музыкальной культуре в процессе развития слухового восприятия различных.

Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к игре на хомусе Игра на хомусе как один из аккумуляторов и источников поликультурного воспитания личности играет особеннную роль в силу своего доступного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 16:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД