Получи документы

Проект «Наблюдение за птицами на кормушке» (старший дошкольный возраст)

Татьяна Александровна
Проект «Наблюдение за птицами на кормушке» (старший дошкольный возраст)

ПРОЕКТ

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ НА КОРМУШКЕ»

(старший дошкольный возраст)

Город Москва, ВАО, ГБОУ Школа №1591, корпус 8

Воспитатель – Костикова Татьяна Александровна

Проект «Наблюдение за птицами на кормушке»

Тип проекта : информационно-творческий.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников : 5-6 лет.

Участники: воспитатель, дети и родители группы.

Актуальность проекта

Публикация «Проект „Наблюдение за птицами на кормушке“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

До оформления проекта была проведена предварительная работа - в младшей и средней группе дети наблюдали на прогулке за птицами на участке детского сада, проводились беседы, рассматривание иллюстраций, плакатов, следов на снегу, чтение произведений и заучивание стихов, отгадывание загадок про птиц, слушание голосов птиц в записи.

Программа исследования

Цель проекта - формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела; - дать детям представление о «перелетных» птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной; - воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Задачи проекта :

1. Закрепить представления дошкольников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;

3. Формировать представления дошкольников и их родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.

4. Организовать регулярную подкормку птиц.

5. Организовать систематическое наблюдение за птицами с отражением данных в дневниках наблюдения.

6. Познакомить детей с видами кормов, способами и правилами подкормки птиц.

7. Формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (игровой, художественной, продуктивной);

8. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

9. Информировать дошкольников о необходимости и правилах зимней подкормки птиц.

10. Изготовить и разместить кормушки на участке детского сада.

11. Воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Гипотеза исследования - если правильно и планомерно организовать воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет содействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнего мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому воспитанию.

Объект исследования - птицы, их образ жизни, связь с окружающей средой, роль человека в жизни птиц.

Предмет исследования – процесс наблюдения за птицами на кормушке.

Новизна и теоретическая значимость

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей дошкольного возраста, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Практическая значимость заключается в разработке и опытной проверке методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности экологических знаний детей дошкольного возраста. А также вовлечение родителей в природоохранную деятельность детского сада, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.

Предполагаемый результат: - систематизация знаний детей о птицах; - формирование осознанного действенного отношения к птицам, - желание заботиться о пернатых; - понимание их значимости в жизни людей; - родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Основные этапы и прогнозируемые результаты

Этапы проведения эксперимента

I этап – организационный – декабрь 2021 года.

II этап – практический – январь-февраль 2021 года.

III этап – итоговый – март 2021 года.

Срок реализации проекта

краткосрочный (декабрь 2021года - март 2021 года).

I этап – организационный (подготовительный) – декабрь 2021 года

Цель: предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня экологических знаний детей.

№ п/п Этап Дети Родители Педагоги Срок

1. 1 этап

Организационный - Мониторинг знаний детей о птицах; - совместный подбор литературы для чтения, - знакомство с проектом. -Анкетирование (Приложение 1);

-участие в оснащение развивающей среды (литературы)

-консультации "Кормушки для птиц" (Приложение 2). - Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;

- разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;

- Информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок; буклетов; накопительных папок; рекомендательных списков

-создание картотек

-приобретение демонстрационного и картинного материала Декабрь

Для того чтобы реализовать проект родители вместе с воспитанниками изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц. В беседах воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах.

Так же для родителей была оформлена консультация "Кормушка для птиц своими руками".

Детский сад принимал участие в городском конкурсе по изготовлению кормушек. Родители всех групп вместе с детьми изготовили разные кормушки : кормушки-домики, кормушки из пластиковых бутылок, кормушки из коробок. Много кормушек нам не вернули, так как их повесили в местной сосновой роще «В птичьей столовой».

В итоге, мы повесили три кормушки : две на участке и одну у окна.

II этап – практический (основной) – январь-февраль 2021 года

Цель: Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

№ п/п Этап Дети Родители Педагоги Срок

2. Практический - Ежедневное заполнение дневника наблюдений (наблюдение за их поведением, учет количества птиц, их видов, подсчёт, каких птиц прилетело за месяц больше);

- Ежедневное кормление птиц;

- Утренняя беседа «Наши пернатые друзья»;

- Дневные литературные чтения (чтение художественной литературы, отгадывание загадок и т. д.);

- Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах;

- Игры (дидактические с экологическим содержанием, подвижные);

- Слушание птичьих голосов в записи;

- Просмотр мультфильмов и презентаций);

- Выставка детских рисунков «Птицы на кормушке» - Участие в оснащение развивающей среды (изготовление дидактических игр) Выставка книг: «Звери, птицы и другие на страницах детских книг».

- Оформление альбома «Перелетные и зимующие птицы»;

Консультация для родителей: «Как научить ребенка заботиться о

птицах», «Покормите птиц зимой» (Приложение 3, «Правила содержания кормушек».

- Родительское собрание «Экология и мы».

Январь - февраль

В непосредственно образовательной деятельности с детьми было проведено познавательное занятие "Зимующие птицы", на котором дети расширили свои представления о птицах. С детьми были организованы ежедневные утренние беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждали, каким кормом необходимо кормить птиц.

Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм : семечки подсолнуха, пшено, арбузные семечки, сушёную рябину, заготовленную с осени для подкормки птиц. Дети, идя утром в детский сад, стали подкармливать птиц и в кармане стали приносить кусочки хлеба. Птицы заметили кормушки сразу, но подлетать боялись, так как детей много, территория не большая, дети играют, бегают, разговаривают. Сначала с опаской подлетали к кормушкам воробьи, долго оглядывались, но постепенно освоились. Они стали частыми посетителями наших кормушек. Иногда прилетали синички. Дети, завидев птиц, притихали, им было интересно, кто какой кусочек взял, куда унёс, сколько налетело птиц, смогла ли другая птица хлеб отобрать? Оказалось, что синички и воробьи отличаются друг от друга по поведению. Синички добрые, дружные, спокойные, а вот воробьи шустрые, весёлые, воришки. На кормушке они дерутся из–за крошек, громко щебечут, сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. Синички всегда в движении, своим острым клювом и зимой ухитряются доставать насекомых из-под коры деревьев. Крупные зёрна синичка зажимает в лапках и разбивает клювом на мелкие части. Сороки и вороны прилетают поодиночке. Таскают откуда - то большие кусочки хлеба, кости, консервные банки, пустые пакеты. Дети не раз наблюдали, как вороны открывали крышку на ведре, заглядывали туда. Как ворона дразнила кошку, вышагивала перед ней. Отлетала на безопасное расстояние, затем снова подходила близко. Сорока долбит крепким клювом косточку.

Несколько раз прилетали стайкой снегири, клевали с кормушки, которая висит на рябине. Долго сидят снегири на одном месте, поедая ягоды, и тихонько пересвистываются. Снегири любят ягоды, из которых можно выклёвывать косточки, а остальное оставляют. Дети заметили, что снегири разного окраса: одни с красными грудками и голубыми спинками, другие серые. Снегири по окрасу делятся на самок и самцов. Дети с удовольствием разглядывали птичьи следы на снегу. На кормушку к окну прилетали только синички.

Птицам нужны ещё и витамины. Решили на следующую зиму посеять в ящички овёс и салат. В ходе обсуждения корма для птиц дети узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.

Придя в группу, воспитатель вместе с детьми фиксировал результаты наблюдений в календаре. Читали стихи, загадки, рисовали птиц, лепили в свободное время при самостоятельной работе в вечернее время в уголке художественного творчества.

Для закрепления знаний и поддержки интереса у воспитанников, мы совместно с родителями оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Дорисуй птицу" и т. д., оформили альбом «Перелетные и зимующие птицы». Провели родительское собрание на тему «Экология и мы»; а также подготовили ряд консультативных материалов по данной теме.

III Заключительный (Итоговый)

Цель: Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ.

№ п/п Этап Дети Родители Педагоги Срок

3. Заключительный - Анализ дневника наблюдений за птицами (Приложение 4);

- Экологическая викторина «Что мы знаем о птицах» (Приложение 5);

Праздник «День птиц» (Приложение 6). - Обработать результаты реализации проекта.

- Оформить методические рекомендации.

- Провести презентацию проекта в ДОУ март

В начале апреля был устроен праздник "День птиц". На празднике воспитанники вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихи, играли в различные игры и делали "птичью" зарядку.

В течение трех месяцев дети слушали веселый птичий гомон, казалось, что на территорию детского сада слетелись голодные птицы со всего микрорайона. Наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но воспитанники нашли выход: они наблюдали за пернатыми из окна группы и видели, как птицы клюют наши зернышки и радуются человеческому участию.

Для того, чтобы развивать у воспитанников наблюдательность и в заключении проекта сделать выводы, мы оформили дневники наблюдений. Все свои наблюдения воспитанники фиксировали в дневниках наблюдений : ежедневно дети считали сколько птиц прилетали на кормушки, фиксировали, какой корм птицы клевали с удовольствием, а какой корм им не нравился.

В итоге проведённых наблюдений дети научились :

кормить птиц различным кормом;

наблюдать и вести календарь наблюдений;

• узнавать птиц по внешнему виду, голосу.

В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также научились организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда.

Дети узнали:

• какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

• как различить птиц по окраске;

• какие корма предпочитают птицы;

Сделали выводы:

Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

• В ветреные дни птицы не прилетают. В мороз они нахохливаются и сидят смирно.

• Из кормов воробьи предпочитают хлеб, семечки и пшено, а синицы – сало. Пшено едят дольше всего.

• Воробьи прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки поодиночке, вороны иногда прилетают парами.

Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, снегири, вороны и сороки.

Птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

• Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними.

• Дети очень рады, что помогли птицам перезимовать.

Ухаживая за птицами, животными, растениями мы воспитываем у детей человечность, доброту, милосердие, ответственное отношение к природе, людям, которые живут рядом.

Проанализировав дневник наблюдения, мы сделали вывод, что воробьи прилетали на участок чаще других птиц.

Настал март. Птицы по-прежнему прилетают на наши кормушки. В солнечные дни они радуют нас своим пением, красивым разноголосьем.

Приложение 1

Анкета для родителей по экологии

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?

Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о

природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. Д. ?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,

лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о

природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Публикации по теме:

Детский проект «Лук — он враг или друг?» (продолжение) старший дошкольный возраст ВидеоДетский проект «Лук — он враг или друг?» (продолжение) старший дошкольный возраст Видео Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я снова продолжу тему "детский проект" и предлагаю Вам видео. Правда оператор из меня не ахти,.

Детский проект «Лук — он враг или друг?» (старший дошкольный возраст) ВидеоДетский проект «Лук — он враг или друг?» (старший дошкольный возраст) Видео Название проекта:"Лук - он враг или друг?"Вырос я на грядке Характер мой гадкий. Куда не приду всех до слёз доведу. Ф. И. ребёнка: Галяшина.

Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст)Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст) Наблюдение в природе за тюльпанами. Старший дошкольный возраст. Цель: закрепление знаний о весенних цветах, растущих на клумбе - тюльпанах.

Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст)Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст) Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный руководитель Проект «День Победы» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых.

Проект ко Дню защитника Отечества «Мой папа был солдатом» (старший дошкольный возраст)Проект ко Дню защитника Отечества «Мой папа был солдатом» (старший дошкольный возраст) Проект ко Дню защитника Отечества "Мой папа был солдатом" старший дошкольный возраст. Цель проекта: формировать у дошкольников готовность.

Проект «Наш огород» старший дошкольный возраст. Часть 1-АктуальностьПроект «Наш огород» старший дошкольный возраст. Часть 1-Актуальность Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В. А. Сухомлинский.

Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет.Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Проект " Овощи". Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. 1. Цель проекта: - Совершенствовать речь как средство общения. - Развитие свободного.

Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст) Проект: "Самая любимая, мамочка моя!" Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта:.

Проект «Всегда иди дорогою добра» (старший дошкольный возраст) «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Экологический проект «Сохраним ёлочку живой» (старший дошкольный возраст)Экологический проект «Сохраним ёлочку живой» (старший дошкольный возраст) Характеристика проекта: Участники проекта: педагог дополнительного образования, руководитель кружка "Окно в природу" Монастырчук И. А. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наблюдение за птицами на кормушке» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 22 марта 2021 в 10:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД