Папки-передвижки

Проект «Озорные пальчики»

Елена Ткаченко
Проект «Озорные пальчики»

Проект на развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений

«Озорные пальчики».

Разработала и реализовала: Педагог- Елена Александровна Ткаченко

Проект «Озорные пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.

Публикация «Проект „Озорные пальчики“» размещена в разделах

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Паспорт проекта.

Наименование проекта :

«Озорные пальчики»

Тип:

Практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, групповой.

Количество воспитанников: 20

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

- Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

- Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

- Формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ.

- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

- Воспитывать уважительного отношения к своему и чужому труду.

- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

- Обеспечивать эмоциональное благополучие.

- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

- Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

- Развивать творчество и креативность участников проекта.

Исполнители проекта :

Педагог-психолог, Дети, Воспитатели, Родители.

Сроки:

- Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап :

- изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;

- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики

- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2. Диагностический этап:

1) Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О. В., Коробова Н. Ф. практическое пособие для педагогов и родителей).

Задачи:

- Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности;

- Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;

Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 35% воспитанников, 53% имели средний уровень, и 12%низкий.

2)Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме.

3. Реализация проекта : (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей) .

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:

- Работа с детьми по всем образовательным областям:

- в процессе НОД (продуктивной деятельности);

- индивидуальной работе;

- использование нетрадиционных приемов

- Совместная деятельность с родителями :

Проведение занятий на тему: «Развиваем пальчики дома», подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

3. Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Организация работы по проекту :

мероприятие цель сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

сентябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки Распределить игры по сложности освоения сентябрь

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год Разработать практические мероприятия на период проекта. сентябрь

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. сентябрь

Анкетирование родителей. Выявление компетентности родителей по данной проблеме. 3 неделя сентября

Обследование детей. Выявление уровня развития мелкой моторики. 1-2 недели сентября

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности. В течение всего срока обучения

-Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. Приобщение к изобразительному искусству. В течение всего срока обучения

Использование методов Су-джок Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник В течение всего срока обучения

Изучение пальчиковых игр Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения. В течение всего срока обучения

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование детей). Май

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. В течение всего срока обучения

Привлечение родителей к участию в реализации проекта. В течение года

Перечень основных мероприятий

№ Образовательная область Мероприятие

1

Познание -Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) .

-Д/и «Чудесный мешочек»,

«Лото», «Нарядные бусы»

2

Коммуникация

- заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба»

3

Социализация - коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4 Художественное творчество -выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе»

5 Предметно – развивающая среда - пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика, прищепки, бусинки, декоративные камушки, арбузные, персиковые семечки)

6

Здоровье -укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

7

Совместная деятельность с родителями -Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение творческих заданий.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Предполагаемые результаты реализации проекта :

- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

-Овладение разными видами трудовой деятельности.

-Овладение приемами работы с разными инструментами.

Основные принципы (правила) работы педагога-психолога при реализации проекта :

Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.

Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.

Результативность:

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 42%воспитанников, средний уровень у 49%детей, низкий – у 9%. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.

Результаты, полученные в ходе проекта, помогли решить и ряд других задач:

- Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

- Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

- Разучены с детьми пальчиковые игры

- Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Вывод:

Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики и тактильных ощущений детей дошкольного возраста.

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Умные пальчики» Детско-родительский проект «Умные пальчики» Над проектом работали: Логинова Т. В. – учитель – логопед Булкина О. В. - воспитатель высшей.

Конспект занятия «Озорные пальчики» Интегрированное занятие для детей раннего возраста «Озорные пальчики». Задачи -создать атмосферу радостного настроения, -желание общаться.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры «Наши озорные пальчики»Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры «Наши озорные пальчики» Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и прекрасны они тем, что они мгновенно переключают внимание.

Педагогический проект «Ловкие пальчики» Пояснительная записка С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как.

Педагогический проект «Пальчики танцуют — пальчики рисуют» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78» Педагогический проект «ПАЛЬЧИКИ ТАНЦУЮТ - ПАЛЬЧИКИ.

Проект «Ловкие пальчики» для детей 2–3 лет Познавательный творческий проект по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет "Ловкие пальчики" Тип проекта: познавательный, творческий.

Проект «Наши пальчики играли» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Название проекта: Наши пальчики играли. Предметная область: Познавательное.

Проект «Непослушные пальчики» Проект: «Непослушные пальчики».Актуальность: В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевыми нарушениями.

Проект «Веселые пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66» ПРОЕКТ «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Выполнила:.

Проект «Волшебные пальчики» по развитию мелкомоторных навыков у детей 3–4 лет Проект «Волшебные пальчики». Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Озорные пальчики»
Опубликовано: 2 августа 2019 в 19:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД