Лучший педагог года

Проект «Пасха — Светлое Воскресенье Господне»

Юлия Тришина
Проект «Пасха — Светлое Воскресенье Господне»

«Духовно- нравственному развитию детей через приобщение детей к христианским религиозным праздникам (Пасха)»

Воспитание ребенка и его души, нравственных качеств и идеалов- одна из задач воспитательно - образовательного процесса ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей. В связи с этим цель моей работы – формирование гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, к ее культуре и традициям и поэтому в решении проблемы воспитания нравственности и духовности современных дошкольников в своей работе я в организованную деятельность с детьми в рамках воспитательно- образовательного процесса ДОУ ввожу ознакомление и изучение Библии для детей, а также игровые досуги, на основе христианских религиозных праздников.

Публикация «Проект „Пасха — Светлое Воскресенье Господне“» размещена в разделах

В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в современных семьях вопросы духовно- нравственного воспитания, приобщение к религии не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, а иногда и полный категорический отказ. Но ежегодно христиане празднуют Светлый христианский праздник Пасха, который является самым главным праздником православной церкви. Таким образом, понимая актуальность вопроса, я разработала проект «Пасха – Светлое Воскресенье Господне».

Методическая тема проекта :«духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Творческое название проекта :«Пасха – Светлое Воскресенье Господне».

Тип проекта : образовательно-игровой, практико- информационный, ориентированный, познавательно- творческий.

Вид проекта : внутренний, групповой, межпредметный, краткосрочный

Срок реализации проекта : с 16 марта по 16 апреля (месяц)

По количеству участников: коллективный.

Предмет проекта : совместная деятельность педагога с детьми и родителями

Тематическое поле: интеграция всех областей в воспитательно- образовательном процессе ДОУ

Участники проекта : воспитанники детского сада 2 младшей группы «Б», воспитатели, родители, а также воспитанники группы дополнительного образования по авторской программе «Кисточка и карандашик»

Проблема: формирование духовно нравственных чувств у детей у детей дошкольного возраста через приобщение к христианским религиозным праздникам (Пасха)

Актуальность:

Актуальность проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции. Проблема ознакомления дошкольников с народными православными праздниками продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений. Акцент - на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа, знание христианских религиозных праздников (Пасха, Вербное воскресенье, Благовещение и Страстная неделя»

Гипотеза: Процесс духовно- нравственного воспитания будет успешным если: в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ знаний о христианской религии и православных религиозных праздниках, поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по духовно- нравственному развитию детей через приобщение детей к христианским религиозным праздникам.

Новизна проекта в том, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы и продуктивную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Цель проекта : познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней «Пасхи»

Задачи:

Образовательная: Знакомить детей с православными праздниками и традицией их празднования; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания через знакомство с православными праздниками и реализация основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования

Развивающая: Приобщить детей к христианской культуре посредством музыки и литературы, произведений художников на библейскую тему, донести до них нравственные нормы, оформленные в заповедях Христа; формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Воспитательная: Воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству, к основам изучения культуры страны и родного края русской национальной культуре через знакомство с православными праздниками

Принципы и подходы работы: учет возрастных особенностей и концентричности, развитие личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированный подход, проблематизация, культуросообразность, свобода и самостоятельность, народность, гуманно-творческой направленность, тематическое планирования материала, наглядность, системность, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности.

В работе используется наглядный, словесный, практический методы, которые включают в себя все виды деятельности, сочетающиеся с фольклором, искусством и музыкой; различными технологиями; знакомством с праздниками и проведение некоторых из них; знакомством жизнью православных святых и защитниках земли русской; знакомством с архитектурой, иконографией, а также прослушивание колокольного звона, духовой музыки; участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах; экскурсии в храм, в музеи.

Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте

Основные направления работы по реализации проекта : социальное, развивающее, воспитательное, образовательное.

Проект осуществляется в рамках интеграции всех образовательных областей

Этапы реализации проекта :

Организационно – подготовительный: Изучение методической и художественной, религиозной литературы по данной теме, подготовка демонстрационного материала;

Внедренческий (Основной) этап: Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, реализация проекта;

Заключительный этап: Анализ работы по данному разделу, проведение досуга – развлечения и оформление презентации «Пасха – Светлое Воскресенье Господне», изучение методических рекомендаций по данной теме, корректировка и утверждение перспективного планирования, создание Банка конспектов и пособий по данной теме, оценка эффективности проекта.

Предполагаемый результат

• Активизация познавательного интереса к православной культуре, к народным православным праздникам, к традициям и обычаям; к прошлому и настоящему.

• Приобщение детей к христианской культуре посредством музыки, литературы, произведений художников на библейскую тему, продуктивной деятельности детей;

формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей:

• Переживание чувства радости от процесса создания в продукте своей деятельности символов праздника Пасхи (вербы, птичек, пасхальных открыток, оформление пасхальных яиц) :

• Воспитание гражданина, духовно – нравственной и развитой личности дошкольника;

• Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

• Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

• Вовлечение родителей в работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей.

Выполнение проекта и решение поставленных задач.

Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщениек христианским религиозным праздникам (Пасха) – процесс сложный и длительный, требующий от нас, взрослых, большой личной убежденности, вдохновения и примера. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого из нас, поэтому я вовлекаю родителями наших воспитанников в воспитательно- образовательный процесс. Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается в семье, поэтому совместные занятия и деятельность детей с родителями, участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в духовно- нравственном развитии детей.

В ходе реализации проекта в доступной и игровой форме дети знакомятся с теми или иными событиями христианской мифологии или библейскими притчами, с христианскими праздниками, обрядами и обычаями во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой).

Светлый праздник – Воскресение Христово (Христианская Пасха) – особый праздник для православных, это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы Его принято связывать с радостным событием в религии христиан всего мира. Празднуется Пасха в течение 40 дней – ровно столько, сколько пробыл на земле Иисус после воскресения. Я рассказываю детям об истории этого праздника, о том, что празднование неразрывно связано и с древними языческими традициями. На Руси у этого праздника существовало несколько названий – Великдень (так до сих пор называют на Украине, Зеленые Святки, Светлый день, Светлое Христово Воскресение. До крещения Киевской Руси наши предки поклонялись солнцу и лишь в 988 году Киевская Русь по велению князя Владимира приняла христианство, а в ее теологии Иисуса Христа именовали как «Солнце Мира» и «Солнце Правды». В ходе этого знакомства мы с ребятами в продуктивной деятельности рисуем, лепим, конструируем солнышко, знакомимся с художественной литературой и с устным народным творчеством, учим песенки о солнце.

Я знакомлю детей с праздником «Благовещение», который является одним из самых значимых для христиан праздников, важнейшее событием начало двух других – Рождества Христова и Светлого Воскресения Христова (Пасхи). Благовещение – весеннее равноденствие, третья встреча весны. Этот праздник – один из посвященных весеннему пробуждению природы, в этот день принято выпекать птичек, выпускать живых птиц на волю. Мы с ребятами в продуктивной деятельности рисуем, лепим, конструируем птичек, знакомимся с художественной литературой и с устным народным творчеством, учим песенки о птицах, водим хороводы, поем песни «веснянки», а также закрепляем знания детей в дидактических играх о сезонных изменениях в природе весной, о птицах.

Следующим праздником является «Вербное воскресенье» - переходящий (в зависимости от даты Пасхи, по церковным канонам начинается с вечера субботы, за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи. Поэтому в эти дни мы в продуктивной деятельности творим на тему «Верба», а также изучаем художественную литературу, где говорится о вербе и продолжаем закреплять знания детей о весне.

Последняя неделя перед Пасхой считается самой важной и суровой, строгой неделей из всего поста. Каждый из семи дней этой недели считается великим. Я рассказываю детям о том, что люди готовятся к празднику, украшают свой дом, пекут куличи, красят яйца, о русских народных традициях и о традициях народов мира, связанных с Пасхой. На этой недели мы тоже готовимся к празднику: оформляем группу к празднику; дети совместно с родителями готовят дома поделки на пасхальную тему для выставки в группе и участия в конкурсах на разных уровнях. Я также знакомлю детей с символами Пасхи и тем, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи и вода, Свет (Пасхальный огонь и свеча, Жизнь (Пасхальные куличи, крашенные яйца, зайцы, колокольный звон, крест, икона и пр. Мы вырезаем цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали столы и группу, расписываем и оформляем яйца, в технике «Оригами» делаем птичек и зайцев, делаем пасхальные открытки и поделки, читаем художественную литературу, загадываем загадки, знакомимся с пословицами и поговорками о Пасхе. В Светлое Пасхальное Воскресенье принято поиграть в игры с пасхальными яйцами, поэтому и я детей знакомлю с дидактическими и народными подвижными играми. В ходе реализации проекта мною была подготовлена презентация на тему презентация, которая посвящена светлому христианскому празднику «Пасха – Светлое Воскресенье Господне» в ней я собрала весь материал по который будет полезен педагогам и родителям детей дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:

Технологическая: умение планировать этапы своей деятельности, доводить начатое дело до конца, устанавливать причинно-следственные связи.

Информационная: умение ориентироваться в информационных источниках, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы по данной теме.

Социально-коммуникативная: умение получать необходимую информацию в общении принимать участие в коллективных делах, взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых уважительно относиться к традициям и обычаям проведения христианских религиозных праздников.

Результат проекта : Результатом работы в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию через ознакомление с христианскими православными праздниками (Пасха) является воспитание будущего поколения, которое будет обладать духовно-нравственными ценностями, уважать традиции и законы православной религии, уметь строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ через приобщение к христианским религиозным праздникам (Пасхи) даст положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию разным видам художественно- эстетической деятельности, воспитание духовно-нравственных ценностей; происходит ознакомление с художественной литературой, музыкальными произведениями, с устным народным творчеством; развиваются у детей коммуникативные навыки; формируется эмоциональный фон детей. Таким образом, проект дал положительные результаты, актуален и очень эффективен.

Заключение (Вывод)

В ходе реализации проекта подтвердилось, что этот вопрос духовно- нравственного воспитания через приобщение детей к христианским религиозным праздникам (Пасха) заслуживает всестороннего изучения и применения при обучении и воспитании детей дошкольного возраста. После проведенной работы у детей возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Хочется отметить, что в работе по духовно- нравственному воспитанию следует учитывать недостаточную сформированность у детей дошкольного возраста понимания социальных явлений, «чувство истории», следует выбирать более доходчивые формулировки объяснений, применять целый комплекс методов и приемов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. Такая организационная деятельность, самостоятельная деятельность. совместная деятельность с родителями, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и нравственно- патриотических чувств.

Дальнейшее развитие проекта : в перспективе работы детского сада- участие воспитанников и родителей в досуге - развлечении «Пасха – Светлое Воскресенье Господне», выставка творческих работ детей совместно с родителями «Пасха – Светлое Воскресенье Господне» в группе, участие в творческих конкурсах на разных уровнях (международном, всероссийском, региональном, городском и на уровне ДОУ)

Литература

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова. – М. : Учитель, 2007

2. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры [Текст] / Е. А. Воронова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2008 .

3. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г. Н. Данилина. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.

4 Дидактические игры этнокультурного содержания [Текст] : методическое пособие / Сост. Л. М. Захарова. – Ульяновск : УлГПУ, 2008. Детские подвижные игры народов СССР [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. В. Кенеман; Под. ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989.

5. Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006 6. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. – М. : ЦГЛ, 2006

7. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры [Текст] / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10.

8. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет. Издательство «Учитель». Волгоград 2015

9. Панфилов В. В. По старому русскому обычаю. Сборник. РИГ. Москва, 1997.

10. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М. : Товарищество

«Возрождение», 1990.

11. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». /О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М., 2008

12. Капица Ф. С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы». Москва, Изд. «Флинта», Изд. «Наука», 2001.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Крещенье празднуем Господне»Фотоотчет «Крещенье празднуем Господне» "Крещенье празднуем Господне" Нет, нам не холодно сегодня – Крещенье празднуя Господне, Не платим мы морозу дань! А вот и прорубь – иордань.

Фотоотчет праздника «Крещение Господне» в старшей группе.Фотоотчет праздника «Крещение Господне» в старшей группе. Собирайся народ-Разевай пошире рот День сегодня не простой Праздник к нам пришел святой! Под веселую народную музыку дети заходят в музыкальный.

Конспект беседы «Крещение Господне»Конспект беседы «Крещение Господне» Конспект беседы «Крещение Господне» подготовила муз. рук Русанова Г. И. Цель: 1. Познакомить детей с праздником Крещение Господне; 2. Способствовать.

Конспект НОД в старшей группе детей с нарушением зрения «Пасха! Светлая Пасха!» Конспект НОД в старшей группе с нарушением зрения по теме: «Пасха! Светлая Пасха!» Цель: познакомить детей с праздником Пасха. Задачи:.

Конспект развлечения «Пасха — светлое Христово Воскресение» (старшая группа) Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, восприятие произведений изобразительного.

Проект в младшей группе «Светлое Христово воскресение» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 398 "Ласточка" комбинированного вида".

Проект во второй младшей группе «Светлая Пасха»Проект во второй младшей группе «Светлая Пасха» «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью». К. Д. Ушинский Актуальность Впечатления.

Сценарий православного праздника «Крещение Господне» Видео Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с православным праздником «Крещение Господне» Задачи: Расширять и обогащать представления.

Сценарий праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение» для детей старшего дошкольного возраста Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом. Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! Поздравляем вас с праздником Пасхи, со светлым.

Конспект занятия «Святой и чистый праздник — Сретение Господне»Конспект занятия «Святой и чистый праздник — Сретение Господне» Святой и чистый праздник – Сретение Господне. Цель: Приобщать дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Пасха — Светлое Воскресенье Господне»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 11:17
+94Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД