Лучший педагог года

Проект по формированию ЗОЖ «Здоровые зубы  здоровью любы»

Ольга Кондрашова
Проект по формированию ЗОЖ «Здоровые зубы  здоровью любы»

Тип проекта : информационно – практически - ориентированный

Участники проекта : дети, педагоги, родители

Целевая группа: дети 5-6 лет

Масштаб проекта : кратковременный

Вид проекта : межгрупповой

Актуальность.

В настоящее время установлено, что основные стоматологические заболевания «программируются» до рождения или в первые годы жизни. Эти заболевания отличаются в детском возрасте необычайно агрессивным течением.

Публикация «Проект по формированию ЗОЖ „Здоровые зубы  здоровью любы“» размещена в разделах

Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особой значимости. Тем более что зубы, пораженные кариесом,— это постоянный источник инфекций, чреватый развитием еще более серьезных общих заболеваний организма (таких, как сепсис, остеомиелит, ревматизм я т. д.). Плохие зубы у ребенка - потом такие же зубы у взрослого. Не менее чем у 50—70% детей отмечаются нарушения формирования правильного прикуса, которые потом нередко осложняются тяжелыми деформациями зубочелюстного аппарата.

Актуальность проблемы подтверждается данными ВОЗ — около 80 % людей в той или иной степени страдают заболеваниями пародонта. Нездоровые зубы, являясь источником инфекции, могут стать причиной одних заболеваний (гайморит, тонзиллит) и усугубить протекание других (заболевания сердца, почек, суставов и т. д.).

Немецкие медики установили, что болезнетворные бактерии, проникающие через поврежденные десны, способствуют образованию атеросклеротических бляшек в мозговых сосудах. В исследовании наблюдалось более 10 000 человек в течение 20 лет. Оказалось, что примерно треть больных инсультом имеют пародонтит - хроническое воспаление десен. Очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов, «атакующих» сосуды мозга.

Но мало кто задумывается, с чего же это все начинается. Ротовая полость, являясь начальным звеном пищеварительного тракта, выступает в роли «дегустатора». Какие импульсы пойдут из полости рта к желудку и кишечнику, настолько успешной будет их функция. В свою очередь, на слизистую оболочку ротовой полости, ткани пародонта, сам зуб отрицательно воздействуют заболевания

желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой, эндокринной системы, снижение иммунитета, недостаток витаминов, микроэлементов, зашлакованность организма.

При наличии кариозных зубов, нездоровой слизистой микробы, в частности стрептококки и стафилококки, постепенно попадают в кровь и поражают различные органы и системы. В результате могут возникнуть нарушения зрения и слуха, кожные реакции, выпадение волос или воспаление желез внутренней секреции и даже развитие ревматизма, почечной или сердечной недостаточности.

Все эти факты позволяют сделать вывод, что помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов.

Каждый здравомыслящий человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний.

Однако, как ни прискорбно, но знания эти часто оказываются поверхностными.

Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся причиной проблем. Именно поэтому тема нашего проекта «Здоровые зубы – здоровью любы» является актуальной. Одна неделя целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решит всех проблем. Но значительно поможет, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, поможет овладеть элементарными умениями и навыками в правильном уходе за зубами и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Наш проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (прогулки по улицам города, чтение художественной литературы, участие в выставках, игровая деятельность, экскурсии и т. д.).

Цель: формирование знаний о гигиене полости рта.

Задачи:

- познакомить ребят со строением и основными функциями зубов, правилами ухода за зубами, причинами заболевания зубов;

- учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой;

- формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта;

- воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы; доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета;

- расширить педагогическую грамотность родителей.

Предполагаемые результаты:

- наличие у детей суммы знаний, соответственной возрасту, о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов;

- овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта;

- наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога;

- повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности.

Этапы:

I этап – диагностический.

Задачи:

- подготовить методическую базу;

- выяснить уровень знаний детей, родителей о гигиене полости рта;

- постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания.

II этап – реализационный

Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности. Работа над частями проекта.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТ :

НОД:

- «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить».

Задачи:

- раскрыть строение и функции зубов;

- объяснить причину болезни зубов;

- познакомить детей с правилами ухода за зубами;

- формировать потребность в сохранении зубов здоровыми;

- приучать ребенка быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов.

- «Про орехи, репку и зубную щетку»

Задачи:

- закреплять знания детей о причине болезни зубов;

- формировать потребность в сохранении зубов здоровыми;

- воспитывать потребность ежедневного ухода за зубами.

- «Сказка о зубной щетке и о зубной пасте»

Задачи:

- учить детей правильно чистить зубы, пользуясь зубной щеткой и зубной пастой;

- дать знания о том, что чистота – залог здоровья;

- воспитывать привычку ежедневного ухода за зубами.

Беседы:

- «Для чего нужно чистить зубы».

Задача: выяснить понимание детей о значении ухода за зубами.

- «Питание и здоровые зубы».

Задача: сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем.

- «Профессия врач-стоматолог».

Задача: познакомить с профессией стоматолога; воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом – стоматологом.

- «Моя зубная щетка».

Задача: учить детей следить за чистотой своей щеткой.

Моделирование ситуаций:

- «У тебя заболел зуб после еды».

Задача: учить находить выход в создавшейся ситуации; закреплять знания о том, что после еды необходимо полоскать рот.

- «Ты съел много конфет».

Задача: закрепить знания ребят с правилами приема сладкой пищи.

Практическая деятельность:

- Чистка зубов.

Задача: учить правильно и последовательно чистить зубы.

Дидактические игры и упражнения:

- «Запрещается – разрешается».

Задача:

- «Цепочка действий».

Задача: отрабатывать навык последовательности правил ухода за полостью рта.

- «Закончи предложение».

Задача: закреплять знания детей о правилах сохранения зубов красивыми и здоровыми.

- «Полезно – вредно».

Задача: закреплять знания детей о полезной и вредной пищи для здоровья зубов.

- «Что есть во рту».

Задача: учить детей называть части полости рта, описывать их.

- «Какие у нас зубы».

Задача: формировать понятие о строении и функции зубов.

Целевая экскурсия: «В кабинет стоматолога».

Задача: воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом – стоматологом.

Сюжетно-ролевая игра «В кабинете у врача стоматолога».

Задача: закреплять в ходе игры знания о работе стоматолога.

Театрализованная деятельность:

- «Медведь – сладкоежка»

- «Язык и зубы»

- «Хрюша и Степашка»

Продуктивная деятельность:

- «Чтобы не встретиться с кариесом».

- «Королева Зубная щетка».

- «Больной и здоровый зуб» (коллаж).

Чтение художественной литературы:

П. Прядко «Доктор маме говорил»

Джулия Рум «Чистим зубки»

Н. Зубарева «Крокодил не чистит зубы»

М. Генин «Симпатичный акулёнок»

В. Черняева «Только что от пасты толку?»

Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка»

Д. Пономарева «Чистить зубы»

Е. Долгих «Надо, надо чистить зубки»

Э. Кийг «Знает чуть ли не с пелёнок»

В. Рычихина «Коля чистит зубки пастой»

С. Чудин «У меня зубная щетка»

Елена Смолякова «Жили – были зубки»,

«Сказка про смелый зуб»

Ева Орловская «Сказка про зубную феечку»

Ирина Гурина «Сказка про больные зубки», «Сказка про зубную фею и вредный кариес»

Творческая деятельность: составление кроссвордов, сказок, памяток, правил

Работа с родителями:

- устный журнал «Здоровые зубы – здоровью любы» :

- анкетирование родителей;

- «Какова роль зубов для здоровой жизнедеятельности организма» - выступление врача;

- «С какого возраста начинать чистить зубы ребенку» - рекомендации;

- «Как правильно чистить зубы» (памятка);

- «Как правильно выбрать зубную пасту и щетку» - советы;

- «Как сохранить зубы детей здоровыми» - правила, составленные вместе с родителями;

- выступление детей «Медведь – сладкоежка».

- «Ребенок не хочет чистить зубы» (советы)

- «Если ребенок боится стоматолога» (консультация)

Задачи:

- ознакомление родителей с комплексом мер по профилактике заболеваний зубов;

- выполнение рекомендаций по организации профилактической работы с целью снижения частоты заболеваний кариесом.

III этап – итоговый

Выставка детских рисунков на тему: «Как не встретиться с кариесом», гигиенических принадлежностей; мини – спектакль «Хрюша и Степашка», подведение итогов проекта.

IV этап – оценочный.

У детей появились определенные знания о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов. Дети научились правильно и последовательно чистить зубы. У них появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых, ежедневно следить за своими зубами.

Литература:

1. Т. Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» - «Учитель», 2011 г.

2. Т. Н. Агуреева «Если ребенок боится стоматолога» - «Здоровье дошкольника», № 4, 2009 г., стр. 40.

3. И. Стрельцова «Здоровье ребенка – наша общая забота!» - «Здоровье дошкольника», № 2, 2009 г., стр. 32-39.

4. Т. Чегринец «Клуб «Здоровый дошкольник». Здоровые зубы.» - «Здоровье дошкольника», № 6, 2009 г., стр. 39-42.

5. www.mira5.ru

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проекты в детском саду 5 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Я расту здоровым" Вид проекта: познавательно-практический Старшая группа Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию ЗОЖ «Здоровые зубы  здоровью любы»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 21:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД