Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с республикой Марий Эл. «Мы — жители Марий Эл»

Лариса Марышева
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с республикой Марий Эл. «Мы — жители Марий Эл»

Пояснительная записка.

Республика Марий Эл объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Марий Эл. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РМЭ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РМЭ

Задачи:

– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Марий Эл, их духовным и материальным ценностям;

– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов РМЭ, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Марий Эл.

– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Марий Эл.

Вид проекта: творческо-познавательный, краткосрочный.

Место реализации проекта: муниципальное образовательное бюджетное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Пембинская начальная школа – детский сад», подготовительная к школе группа.

Участники проекта: педагоги МОБУ, родители, дети.

Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;

– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, фольклор, труд);

– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);

– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Мероприятия:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Марий Эл.

II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.

III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Марий Эл.

IV этап: проведение праздника «Мы живем в Марий Эл», посвященного культуре и традициям марийского народа.

V этап: проведение праздника посвященного 70-летию образования Медведевского муниципального района.

Ожидаемые результаты:

1. Увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Марий Эл.

2. Закреплять знания о том, что

- независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;

– в художественной литературе, сказках разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость, высмеивается и порицается лень, лживость;

– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом;

3. Расширение диапазона знаний об окружающем мире;

4. Формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.

Этапы проекта.

1 неделя 1 этап:

ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

• разработка плана занимательной деятельности на период реализации проекта;

• Изучение материальной культуры народов Марий Эл (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства).

2 неделя 2 этап:

• Изучение духовной культуры, языка (сказки, пословицы, поговорки на языках народов РМЭ)

• Знакомство с общечеловеческими нравственными качествами, нормативной культурой (правилами общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

• Разучивание с детьми песен, стихов на марийском и татарском языках, игра на традиционных музыкальных инструментах.

• Знакомство с играми народов РМЭ.

3 неделя 3 этап:

• Сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Марий Эл (помощь родителей воспитанников).

• Оформление национальных уголков (марийской и татарской культуры) в музее МОБУ.

• Изготовления родителями костюмов к праздникам.

4 неделя 4 этап. Проведение праздника «Мы живем в Марий Эл», посвященного культуре и традициям марийского народа

5 неделя 5 этап:

• Отчет о реализации проекта.

• Оформление, монтаж полученного материала по проекту.

• Проведение праздника, посвященного 70-летию образования Медведевского муниципального района

Сроки проведения 0ктябрь – ноябрь 2013 г.

Возраст детей 6 - 7 лет

Анализ результатов.

• Реализация данного проекта позволила педагогам и родителям развить у детей, в какой-то степени, все интегративные качества в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

• Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.

• Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Марий Эл.

• Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций, фольклора разных народов.

• Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Литература.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

5. Валеев Ф. Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.

6. Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.

8. Гулова Ф. Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.

10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

11. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

Публикации по теме:

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм» Актуальность Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего.

Тема проекта: «Подвижные игры народов Северного Кавказа» Тема проекта: «Подвижные игры народов Северного Кавказа» На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры.

Автор публикации:
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с республикой Марий Эл. «Мы — жители Марий Эл»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 15:51
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Мастер-класс от детей средней группы «Петя, Петя, Петушок»
Здравствуйте мои дорогие, сердцу милые и такие родные! Рада всех гостей встречать, значит буду Вас всех привечать. Представлю Вам сегодня мастер-класс,...