Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с республикой Марий Эл. «Мы — жители Марий Эл»

Лариса Марышева
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с республикой Марий Эл. «Мы — жители Марий Эл»

Пояснительная записка.

Республика Марий Эл объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Марий Эл. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РМЭ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РМЭ

Задачи:

– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Марий Эл, их духовным и материальным ценностям;

– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов РМЭ, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Марий Эл.

– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Марий Эл.

Вид проекта: творческо-познавательный, краткосрочный.

Место реализации проекта: муниципальное образовательное бюджетное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Пембинская начальная школа – детский сад», подготовительная к школе группа.

Участники проекта: педагоги МОБУ, родители, дети.

Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;

– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, фольклор, труд);

– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);

– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Мероприятия:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Марий Эл.

II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.

III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Марий Эл.

IV этап: проведение праздника «Мы живем в Марий Эл», посвященного культуре и традициям марийского народа.

V этап: проведение праздника посвященного 70-летию образования Медведевского муниципального района.

Ожидаемые результаты:

1. Увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Марий Эл.

2. Закреплять знания о том, что

- независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;

– в художественной литературе, сказках разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость, высмеивается и порицается лень, лживость;

– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом;

3. Расширение диапазона знаний об окружающем мире;

4. Формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.

Этапы проекта.

1 неделя 1 этап:

ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

• разработка плана занимательной деятельности на период реализации проекта;

• Изучение материальной культуры народов Марий Эл (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства).

2 неделя 2 этап:

• Изучение духовной культуры, языка (сказки, пословицы, поговорки на языках народов РМЭ)

• Знакомство с общечеловеческими нравственными качествами, нормативной культурой (правилами общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

• Разучивание с детьми песен, стихов на марийском и татарском языках, игра на традиционных музыкальных инструментах.

• Знакомство с играми народов РМЭ.

3 неделя 3 этап:

• Сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Марий Эл (помощь родителей воспитанников).

• Оформление национальных уголков (марийской и татарской культуры) в музее МОБУ.

• Изготовления родителями костюмов к праздникам.

4 неделя 4 этап. Проведение праздника «Мы живем в Марий Эл», посвященного культуре и традициям марийского народа

5 неделя 5 этап:

• Отчет о реализации проекта.

• Оформление, монтаж полученного материала по проекту.

• Проведение праздника, посвященного 70-летию образования Медведевского муниципального района

Сроки проведения 0ктябрь – ноябрь 2013 г.

Возраст детей 6 - 7 лет

Анализ результатов.

• Реализация данного проекта позволила педагогам и родителям развить у детей, в какой-то степени, все интегративные качества в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

• Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.

• Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Марий Эл.

• Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций, фольклора разных народов.

• Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Литература.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

5. Валеев Ф. Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.

6. Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.

8. Гулова Ф. Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.

10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

11. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

Публикации по теме:

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм» Актуальность Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего.

Тема проекта: «Подвижные игры народов Северного Кавказа» Тема проекта: «Подвижные игры народов Северного Кавказа» На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с республикой Марий Эл. «Мы — жители Марий Эл»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 15:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...