Лучший педагог года

Проект по экологии «Природа — наш родной дом»

Шагалова Елена
Проект по экологии «Природа — наш родной дом»

МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик»

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Природа - наш родной дом».

Выполнила: старший воспитатель

Шагалова Е. Г.

2017-2018 уч. год

Проект на тему : «Природа – наш родной дом»

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Публикация «Проект по экологии „Природа — наш родной дом“» размещена в разделах

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта

Сегодня мы слышим все чаще и чаще: «Экология, экологическая ситуация, экологический кризис»… По результатам социологических исследований термин «экология» - один из самых распространенных и часто употребляемых на планете. И конечно это не случайно, так как существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, угрозе всем формам жизни на Земле. Современной чертой суперматериалистического общества является снижение экологической устойчивости, вызванное негативными последствиями научно-технического процесса, разрушительной деятельностью человека по отношению к природе, а также девальвацией его духовных и нравственных норм и этических ценностей. В отношениях человека к человеку приоритетом в современном обществе являются материальные ценности, они распространяются на весь окружающий мир, включая и мир природы. Потребительское и неразумное отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и, в конечном счете, самого человека.

Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов. Однако в течение длительного времени деятельность человека ещё не наносила такого разрушительного характера. Лишь в первой половине ХХ столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий ХХ века мир в результате безумного, стихийного воздействия человека на природу изменилась настолько, что проблема отношений общества и природы стала одной из самых актуальных проблем современности. Однако экологические проблемы нельзя рассматривать только лишь как проблемы сохранения окружающей среды. Пагубное воздействие на природу – результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество, переосмыслить и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития – физического, интеллектуального, духовного и т. д.

Природа – это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физических и материальных потребностей. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей более добрее, мягче, расширяет его кругозор. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработки у каждого человека независимо от его возраста потребности экологически грамотно воздействовать с миром природы. ХХI век должен стать веком новой мировоззренческой парадигмы, связанной с утверждением идей устойчивого развития на основе становления у каждого человека коэволюционных ценностей, отражающих гармонию и сотворчество человека и природы. Этические основы взаимодействия человека и природы предполагают ориентацию на субъективное отношение к природным объектам как к проявлению жизни на планете. Прагматическое воздействие базируется на необходимой каждому человеку системе знаний о природных объектах, предметах и явлениях, системе познавательных ценностей.

В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностных ориентаций. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать у детей правильной восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к её объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.

Тип проекта : информационно - практико - ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 1 год

Цель проекта : Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи проекта :

1. Создать систему работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями на каждом этапе работы, проведя диагностику экологического развития детей.

2. Сформировать у старших дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

3. Развивать понимание у детей взаимосвязей в природе и места человека в них.

4. Развивать познавательный интерес старших дошкольников к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.

5. Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения самого ребенка и для природы.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

7. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

8. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

Проблема:

Экологическая грамотность, бережное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача нашего МБДОУ.

Гипотеза: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

- будет вестись систематическая работа на занятиях, в совместной деятельности детей с взрослыми;

- работа по экологическому воспитанию будет вестись в повседневной жизни с привлечением родителей.

Работа с детьми в МБДОУ:

1. Беседы педагога с детьми:

- познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;

- пробудить чувство бережного отношения и сострадания к братьям нашим меньшим;

2. ООД; - первично - ознакомительные; углубленно - познавательные; - обобщающие;

3. Дидактические игры;

4. Изготовление гербария растений и деревьев;

5. Изобразительная деятельность детей;

6. Чтение художественной литературы;

7. Проведение акции «Сбережем природу», «Покормите птиц зимой», «Мусор Земле не к лицу»

8. Просмотр презентаций «Вот и пришла золотая пора», «Животные нашего края», «Правила поведения в лесу», «Красная книга родного края»;

9. Познавательное развитие:

- рассказы из личного опыта;

-решение проблемных экологических ситуаций;

- экспериментирование и опытническая деятельность;

- беседы об охране природы.

10. Информационное поле для детей:

- выпуск плакатов и стенгазет;

-изготовление лэпбуков по временам года;

- использование дидактических тетрадей по временам года;

-интервьюирование.

Работа с детьми в семье:

1. Беседы родителей: «Лес - важнейший компонент биосферы»; «Ценность леса»; «Лес - кладовая природы»; «Братья наши меньшие».

2. Экскурсия в парк, в лес, на водоем.

3. Чтение художественной литературы.

4. Экологические игры.

5. Просмотр телепередач в выходные дни.

6. Информационное поле для родителей:

- непосредственное участие в выпуске плакатов;

- участие в экологических акциях.

Материально-техническая база:

- развивающая предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголки природы в группах;

- экологическая тропа на территории детского сада;

- огород на территории ДОУ;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, дидактические тетради для детей по временам года, фотографии, картины, лэпбуки по временам года, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- уголок экспериментальной и опытнической деятельности;

- библиотека книг с экологическим содержанием;

Ожидаемые результаты:

У детей:

В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- разовьется интерес детей к явлениям и объектам природы;

- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

У педагогов:

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

У родителей:

- обогащение уровня экологических знаний родителей;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

- возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Предварительная работа:

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

5. Разработка тематического планирования экологических мероприятий (акций, развлечений, КВН, выпуск плакатов экологического характера и др.).

Этапы работы:

1этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

-изучение программно - методического материала по направлению работы, знакомство с новыми технологиями:

- личностно - ориентированная;

- технология сотрудничества;

- программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.

- подбор программно - методического материала по направлению работы).

2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

-составление перспективного плана проведения ООД, совместной образовательной деятельности,

-наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников,

- проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы,

- разработка конспектов ООД с использованием экологического материала,

-применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающих тематические наблюдения,

- использование художественного слова и загадок,

- проведение экологических праздников.

3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций, определение перспектив работы.

Тематическое планирование:

Тема: «Лес - многоэтажный дом»

Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.

Акции «Сбережем природу», «Покормите птиц зимой», «Мусор Земле не к лицу»

Цель акций: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека, воспитывать желание проявлять заботу о птицах.

Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы» вместе с родителями.

Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.

Тема: «Экскурсия в парк».

Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за изменениями в живой и неживой природе.

Тема: «Экскурсия на водоем».

Цель: организовать коллективную прогулку на водоем, понаблюдать за изменениями в живой и неживой природе.

Тема: «Животные леса».

Цель: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в различные времена года.

Тема: «Насекомые».

Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Тема: «Водоем и его жители».

Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.

Тема: «Человек – часть живой природы».

Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.

Тема: «Растения в нашем уголке природы».

Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Тема: «Перелетные птицы».

Цель: расширение и обогащение знаний о перелетных птицах.

Тема: «Как лесные звери проводят зиму».

Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.

Тема: «Красная книга»

Цель: расширить представления детей об охране растительного и животного мира, взаимосвязи природы и человека.

Результаты проекта :

В дошкольном возрасте в познавательной сфере происходят значительные изменения у ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических знаний у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру. Важнейшим показателем экологических знаний старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические знания и проявляется активное отношение к природе.

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы. В ходе реализации проекта «Природа - наш родной дом» были достигнуты следующие результаты:

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- появился интерес к явлениям и объектам природы;

- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.

В старшем дошкольном возрасте возможно формирование сложных знаний о явлениях и объектах неживой и живой природы, которые необходимы для общего умственного развития при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом уровня знаний и умений, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора дидактических пособий. Отношение к окружающей природе в дошкольном возрасте неоднородно : в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент, каждый из которых оказывает влияние на поведение и деятельность ребенка. Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка. Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, которые формируют у детей их отношение к окружающему миру. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает знания о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников в процессе дидактических пособий, как на занятиях в совместной деятельности, так и в повседневной жизни показал свою эффективность.

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Наш дом — природа» Цель. Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней. Задачи. Закреплять и пополнять знания детей о природе; находить.

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Природа — наш общий дом». Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Природа - наш общий дом» Воспитатель Чичулина О. В. Программное содержание:.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш общий дом» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш общий дом» Воспитатель Грузд Светлана Ивановна МБДОУ "Детский сад "Золотой.

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Природа — наш дом» «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, Ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Ее сокровища вверены нашей совести, Справедливости, уму.

КВН по экологии для детей подготовительной к школе группы и родителей «Наш дом — природа» КВН по экологии в подготовительной к школе группе Тема: «Наш дом – природа» Цели: • закреплять знания детей о природе; • формировать у.

Лэпбук «Природа — наш дом»Лэпбук «Природа — наш дом» Это новая технология, которая помогает детям знакомиться с миром природы. Природа - это действительно наш дом, дом, который мы должны познавать.

Образовательный проект по экологическому воспитанию «Природа — это наш дом» .

Презентация «Природа — наш дом» Формирование экологической культуры младшего дошкольника в различных видах познавательно - практической деятельности. Цель проекта: развивать.

Проект «Природа — наш дом!» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому направлению развития.

Проект в подготовительной к школе группе «Сахалин-наш дом родной» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологии «Природа — наш родной дом»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 20:52
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД