МААМ-картинки

Проект по экологическому воспитанию дошкольников

Светлана Потапкина
Проект по экологическому воспитанию дошкольников

Номинация: «Педагогический проект

по экологическому воспитанию дошкольников»

«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста посредством наблюдения за климатическими изменениями в природе на метеоплощадке детского сада»

Авторы: Лукина Любовь Викторовна, воспитатель

Манькова Оксана Владимировна, воспитатель

Потапкина Светлана Сергеевна, воспитатель

Новосибирск - 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

АННОТАЦИЯ 3

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 5

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 7

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 8

ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 9

ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 10

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА 18

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 19

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ 21

ПРИЛОЖЕНИЕ

АННОТАЦИЯ

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников : «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста посредством наблюдения за климатическими изменениями в природе на метеоплощадке детского сада».

Продолжительность: март 2022 г. по октябрь 2023 г.

Участниками данного проекта являются : заведующий ДОУ, педагогические кадры - старший воспитатель, узкие специалисты, воспитатели, воспитанники, и их родители.

Проект включает в себя три этапа:

1 этап - подготовительный

2 этап - основной

3 этап - заключительный

В период подготовительной работы мы определили основную цель и задачи проекта. Изучили методический материал и специальную литературу по экологическому воспитанию дошкольников. Определили уровень знаний детей.

В основном этапе мы провели работу в следующих направлениях:

- структурирование необходимого собранного информационного материала;

- сбор ресурсов для реализации проекта;

- постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке;

- проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Заключительный этап будет направлен на изучение и анализ результатов работы с детьми по оценке эффективности проекта, итоговый мониторинг уровня знаний детей; обобщение опыта работы по данному проекту, участие в мастер классах, в конкурсах, публикация работы на сайте ДОУ, в СМИ; анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворённости работой педагогов; разработка рекомендаций по дальнейшей работе на метеоплощадке по экологическому воспитанию.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫАПЫ ПРОЕКТА :

ДЕТИ:

Дети узнают о профессии «метеоролог»;

Дети смогут работать с приборами-помощниками, составлять прогноз погоды на ближайшее время;

Дети значительно улучшат навыки работы с календарём наблюдений;

Дети будут знать простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков;

Дети узнают приметы, пословицы, загадки поговорки о погоде;

Дети повысят уровень развития познавательно-исследовательской деятельности, улучшат практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений;

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам и насекомым;

У детей будут сформированы элементарные

экологические знания, мышление и культура поведения

в природе.

ПЕДАГОГИ:

Приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры с дошкольниками, повысят уровень профессионального мастерства;

Повысится уровень профессиональной компетенции и мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;

Появится возможность транслировать свой опыт в педагогическом сообществе.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОУ:

Обновится РППС в группах, помещениях и на территории ДОУ.

РОДИТЕЛИ:

Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

Будет создано единое воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

Появится возможность участвовать в совместных экологических проектах, исследованиях и акциях.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 35 «Непоседы» основан 1970 году и расположен по адресу: г. Новосибирск, Первомайский район, ул. Тельмана, 3б. В 2008 году сдано в эксплуатацию еще одно здание МАДОУ № 35 по адресу ул. Маяковского, 6/1.

Территория детского сада хорошо озеленена. На ней произрастает свыше 20 видов деревьев и кустарников. Видовой состав деревьев: береза бородавчатая, рябина обыкновенная, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, желтая акация, курильский чай, калина, ель сибирская и мн. др.

Детский сад – место, где ребенок проводит значительную часть своей жизни, поэтому экологизация этого пространства имеет особое значение. Короткое сибирское лето определило особенности подбора растений для экологической тропы на территории ДОУ с учётом наличия естественного ландшафта и организации разнообразной эколого-ориентированной деятельности детей, огород овощных культур и лекарственных трав, цветников, клумб, групповые участки, оборудованные малыми архитектурными формами.

Предметно-развивающая среда детского сада подразделяется на внешнюю и внутреннюю природные зоны.

Внешняя природная зона:

• Цветники и малые архитектурные формы

• Огород

Экологическая тропа

Внутренняя природная зона:

• Зимний сад

• Уголки природы в каждой группе

Нашим дошкольным учреждением взято направление на усовершенствование системы здоровьесбережения, особое внимание уделяется профилактической работе в группах. Для этого используются как традиционные методы в оздоровлении дошкольников : закаливание, бодрящая гимнастика, воздушные ванны, посещение бассейна с водой и сухого бассейна в ДОУ, так и нетрадиционные методы: «Аромотерапия» - изготовление медальонов с ароматом хвои, кедра, чеснока; использование массажных подушечек с различными крупами (рис, перловая, гречневая, горох); посещение детьми Зимнего сада с целью оздоровления с помощью специально подобранных растений, обладающих фитонцидными свойствами. Для профилактики заболеваний органов дыхания ребята посещают соляную пещеру. В системе проведения различных видов гимнастик: утренняя, после сна, коррекционная, артикуляционная; развитие мелкой моторики, индивидуальная работа с детьми над освоением основных видов развивающих движений.

Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды в ДОУ занимает одно из ведущих мест.

В ДОУ есть Зимний сад, который устроен в хорошо освещенном помещении. Площадь зимнего сада – 110 кв. м. Зимний сад создан под руководством научных сотрудников ботанического сада. Ботаническим садом были подобраны такие растения, летучие выделения которых обладают фитонцидными свойствами: кофейное дерево, мирт, лимон, бегония, хлорофитум, спатифиллум, фикус, циперус и др.

В Зимнем саду силами педагогов оформлены макеты экосистем, которые воспроизводят природу родного края, знакомят детей с естественными связями животных и растений.

Для того чтобы дать детям знания о растениях и животных используем в работе экологическую тропу, которая проложена на территории детского сада. Дети путешествуют по ней в любое время год, знакомятся с растениями родной сибирской породы.

«Уголок живой природы» - любимое место детей в ДОУ. Здесь они могут уединиться, понаблюдать за рыбками, здесь получают определенные знания по уходу за животными.

Педагоги ДОУ всегда уделяли особое внимание формированию экологической культуры и представляют свой опыт на методических объединениях, семинарах, вебинарах, так же принимают результативное участие в экоконкурсах.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами.

И охранять природу — значит охранять Родину».

М. М. Пришвин.

Экологическое образование – это, основа национальной безопасности России. И работу по обучению, воспитанию и развития личности направленную на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

С этой целью педагогами и родителями воспитанников было принято решение о создании метеоплощадки на территории детского сада.

Мы считаем, что деятельность на метеоплощадке поможет детям узнать, как изменяется давление и температура воздуха, они познакомятся с силой и направлением ветра и видами облаков, получат навыки пользования метеорологическими приборами.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта : создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством наблюдений за климатическими изменениями в природе на метеоплощадке детского сада.

Задачи проекта :

1. Учить детей пользоваться приборами-помощниками, составлять прогноз погоды на ближайшее время через наблюдения на метеоплощадке.

2. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе и трудовой деятельности взрослого.

4. Создать единое воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Пополнить и обновить развивающую предметно-пространственную среду детского сада по экологическому направлению.

6. Повысить профессиональную компетентность педагогов в сфере экологического воспитания.

Тип проекта : информационно-исследовательский.

По характеру содержания: включает ребенка и природу.

По характеру контактов: осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьей.

Методы реализации проекта

Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и познавательно-исследовательской деятельности всех участников проекта :

- образовательная деятельность;

-опытно - экспериментальная деятельность;

- игры, развлечения, досуги;

- наблюдения, экскурсии, выставки;

- работа с родителями.

ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для эффективной реализации проекта «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста посредством наблюдения за климатическими изменениями в природе на метеоплощадке детского сада» требуется слаженная работа всех членов административного, педагогического и родительского коллектива.

Для реализации данного проекта была создана рабочая группа, оформлены информационные стенды группах.

В зимнем саду ДОУ подобран наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, фотоальбомы, иллюстрации, изготовлен макет метеоплощадки на территории ДОУ.

Была подобрана методическая и художественная литература.

Проведены семинары-практикумы по экологическому воспитанию. Разработаны методические материалы для проведения образовательной деятельности.

В группах проводились с детьми мини-проекты, посвящённые проблемам экологического воспитания.

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап – подготовительный, сроки (март, 2022 г. – апрель, 2022 г.)

Задачи:

изучение методической и научно-популярной литературы по теме проекта;

составление перспективного плана работы по теме проекта;

определение цели и задач проекта;

оснащение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

опрос родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;

изучение требований к организации метеоплощадки.

Содержание работы Сроки Исполнители Формы представления результатов

Самообразование по теме проекта : изучение методической и научно-популярной литературы Март, 2022 Педагогические кадры ДОУ

Составление перспективного плана работы по теме проекта Март, 2022 Рабочая группа Наличие планов работы

Определение цели и задач проекта Март, 2022 Рабочая группа Информационный стенд

Разработка диагностических материалов Апрель, 2022 Рабочая группа Наличие диагностического материала

Приложение 9

Разработка и подборка бесед по данной теме Апрель, 2022 Рабочая группа Наличие карточек бесед

Подготовительные работы на метеоплощадке Апрель, 2022 Рабочая группа Наличие метеоплощадки

Оснащение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в помещениях, группах и на метеостанции ДОУ

Разработка рекомендации по оснащению метеоплощадке Март, 2022 Рабочая группа Информационный стенд

Приложение 1

Изготовление оборудования на метеоплощадке Март, апрель, 2022 Рабочая группа Наличие приборов на метеоплощадке

Изготовление картотеки «Наблюдения на метеоплощадке» Март, 2022 Воспитатели (совместно с родителями) Наличие картотеки наблюдений Приложение 3

Составление сборников сказок, стихов и рассказов Апрель, 2022 Воспитатели (совместно с родителями) Презентация на родительских собраниях Приложение 6

Опрос родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми Апрель, 2022 Воспитатели Результаты анкетирования

Приложение 8

II этап – основной (май, 2022 г. – май, 2023 г.)

Задачи:

формировать систему познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников через практическую деятельность на метеоплощадке ДОУ;

развивать у детей умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в процессе опытно-экспериментальной и проектной деятельности;

развивать у воспитанников способность к самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

Основные формы работы по проекту :

-Беседы

-Наблюдения в природе

-Книга народных примет

-Опыты-эксперименты

-Чтение художественной литературы

-Дидактические игры

-Сюжетно-ролевые игры

-Продуктивная деятельность

-Консультативный пункт для родителями

Содержание работы Сроки Исполнители Формы представления результатов

Взаимодействие с воспитанниками

Экскурсия «Что такое метеоплощадка?» Май, 2022 Воспитатели, рабочая группа Беседа, экскурсия, презентация, конспект НОД, макет

Занятие «Что такое погода?» Май, 2022 Воспитатели Презентация, мини-проект

Знакомство с профессией метеоролога. Июнь, 2022 Воспитатели Беседа, презентация, видеоролик, игра

Что такое Солнечные часы? Июнь, 2022 Воспитатели Беседа, наблюдение, опыты, презентация, выставка поделок

Что такое Термометр? Разновидности прибора Июль, 2022 Воспитатели Беседа, наблюдение, опыты, выставка рисунков

Занятие «Что такое ветряной рукав?» Июль, 2022 Воспитатели Наблюдение, беседа, опыты, загадки, календарь наблюдений,

Викторина «Чем измерить скорость ветра?» Знакомство с флюгером Август, 2022 Воспитатели Календарь наблюдений, выставка поделок

Для чего нужен барометр? Август, 2022 Воспитатели Конспект НОД, презентация, Календарь наблюдений,

«Компас. Откуда дует ветер?» Сентябрь, 2022 Воспитатели Беседа, опыты, загадки, календарь наблюдений

Что такое «Ловец облаков»? Сентябрь, 2022 Воспитатели Наблюдение, мини-проект, опыты, календарь природы

Занятие «Чем измерить количество осадков?»

Дождемер Октябрь, 2022 Воспитатели Конспект НОД, иллюстрации, календарь природы, музыкальный этюд

Приложение 10

Викторина «Для чего нужен сейсмограф?» Октябрь, 2022 Воспитатели Конспект НОД, видео- презентация, календарь природы

Народные приметы Ноябрь, 2022 Воспитатели Беседа с использованием «Календаря природы»

Приложение 4

Ноябрь - ворота зимы, полузимник Ноябрь, 2022 Воспитатели Беседа, наблюдение,

Поговорки, сказки

Приложение 6

Что такое метеобудка? Декабрь, 2022 Воспитатели Беседа, видео-презентация, иллюстрации

Чем измерить снег?

Снегомер Декабрь, 2022 Воспитатели Беседа, наблюдение, опыты, рассказ, загадки

Знакомство с гигрометром (сосновая шишка) Январь, 2023 Воспитатели Конспект НОД, иллюстрации, календарь природы, опыты

Освободим игрушку из ледяного плена» Февраль, 2023 Воспитатели Опыты, мини-проект

Сбор информации для оформления альбомов Февраль, 2023 Воспитатели Выставка детских альбомов

Наблюдаем и экспериментируем на метеоплощадке Март, 2023 Воспитатели Опыты, мини-проект

Наблюдение на прогулке «Растения-синоптики» Март, 2023 Воспитатели Наблюдения, презентация, опыт, иллюстрации, картотека цветов

Составление прогноза погоды Апрель, 2023 Воспитатели Журнал прогноз погоды, опыты

Наблюдение на прогулке «Насекомые – предсказатели погоды» Апрель, 2023 Воспитатели Наблюдения, презентация, иллюстрации, картотека насекомых

«Май- травень» Май, 2023 Воспитатели Беседа, иллюстрации, картотека трав

Квест-игра. «Итоговое мероприятие родителей с детьми «Юные метеорологи» Май, 2023 Воспитатели, родители Конспект НОД, квест-игра

Взаимодействие с родителями

Создание родительского сообщества для помощи на метеоплощадке Май, 2022 Воспитатели, родители Сообщество

Мастер-класс для и родителей «Познавательно-исследовательская деятельности детей дошкольного возраста посредством наблюдения за климатическими изменениями на метеоплощадке» Сентябрь, 2022 Воспитатели, родители Презентация, фотоотчет

Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде» Ноябрь, 2022 Воспитатели, родители Картотека

Консультация «Как влияет погода на поведение детей» Март, 2023 Воспитатели Консультация

Буклет «Метеоплощадка - как часть развивающей среды ДОУ» Май, 2023 Воспитатели Буклет

Взаимодействие с педагогами

Семинар по теме проекта «Познавательно-исследовательская деятельности детей дошкольного возраста посредством наблюдения за климатическими изменениями на метеоплощадке». Май, 2022 Старший воспитатель Презентация

Подбор

демонстрационного материала Сентябрь, 2022 Старший воспитатель, рабочая группа Иллюстрации по теме проекта

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах, холлах и на территории ДОУ Февраль, 2023 Старший воспитатель, рабочая группа Фотоотчет

Памятка для воспитателей «Особенности познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками» Май, 2023 Рабочая группа Памятка

III этап – заключительный, сроки (июнь-июль 2023 г.)

Задачи:

изучение и анализ результатов работы с детьми оценка эффективности проекта, итоговый мониторинг уровня знаний детей;

обобщение опыта работы по данному проекту, участие в мастер классах, в конкурсах публикация работы на сайте ДОУ, в СМИ;

разработка рекомендаций по дальнейшей работе на метеоплощадке по теме проекта.

Содержание работы Сроки Исполнители Формы представления результатов

Итоговый мониторинг уровня знаний детей Июнь, 2023 Воспитатели Наличие диагностического материала

Оформление результатов Июнь, 2023 Рабочая группа Методические разработки

Обобщение опыта работы по данному проекту Июль, 2023 Рабочая группа Информационный стенд, памятки, консультации

Разработка рекомендаций Июль, 2023 Старший воспитатель Наличие консультаций

Презентация опыта работы на уровне ДОУ, района, города В течении реализации проекта Воспитатели

Презентация

• Защита детских исследовательских проектов.

• Оценка и анализ выполнения задач проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи)

• Блиц – опрос «Что нового вы узнали на метеоплощадке?»

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В процессе реализации проекта «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста посредством наблюдения за климатическими изменениями в природе на метеоплощадке детского сада» мы получили следующие результаты:

ДЕТИ: узнали о новой профессии «метеоролог», улучшили практические навыки работы с метеорологическими приборами-помощниками, с календарём наблюдения, научились составлять прогноз погоды на ближайшее время и фиксировать результаты наблюдения, сформировали представления о температуре воздуха, давления, направления и силы ветра, узнали народные приметы, пословицы, загадки, стихи, поговорки, сказки рассказы о погоде, научились экспериментировать, анализировать, обобщать и делать выводы.

ПЕДАГОГИ: приобрели новый опыт работы по теме проекта, повысили уровень профессионального мастерства и компетенции в организации активных форм взаимодействий с детьми, разрабатывают и реализуют проекты, публикуются в сборнике результатов проектной деятельности.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОУ: метеоплощадка стала центром познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ, выполняет многочисленные функции и является компонентом развивающей среды, пополнилась РППС в группах и помещениях.

РОДИТЕЛИ: обогатили уровень знаний родителей, появилось понимание о необходимости воспитании детей по теме проекта, создано единое воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи, активно участвуют в совместных познавательно-исследовательских проектах.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Эффективность реализации образовательного проекта будут определятся наличием следующих показателей и критериев:

п/п Результаты Критерии Методы Периодичность

1.

Освоение содержание проекта Наличие перспективного плана по проекту Контент-анализ

(план работы)

1 раз в год

Наличие разработок совместной деятельности Портфолио

педагога 1 раз в год

Наличие дидактического материала по проекту Наблюдения 2 раза в год

Наличие диагностического материал по проекту Контент-анализ, карты Сентябрь, май

2

Умение использовать технологию проектной деятельности Имеются подборки материала по проектной деятельности Наблюдение По мере реализации проекта

Наличие продуктов детских проектов в группе Продукты детской деятельности По мере реализации проекта

Презентация опыта проектной деятельности среди педагогов Контент-анализ, материалы педагогических семинаров 1 раз в год

3 Сформированость представлений об метеоплощадке и приборы-помощники Формировать элементарные знания о погоде

Диагностические материалы

2 раза в год

Расширять и систематизировать знания о приборах-помощников

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность

4. Сотрудничество с родительским сообществом Родителями проводят с детьми беседы Контент-анализ,

материалы совместной деятельности По мере реализации проекта

Родители организую экскурсии Наблюдение,

анкетирование По мере реализации проекта

Родители оказывают помощь в создании развивающей предметно-среды Опрос Сентябрь-октябрь

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с. 76.

2. Барковская, О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О. М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.

3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С. А. Веретенникова. - М. : Логос, 2010.-187с.

4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М. : Айрис- пресс, 2008. -208 с.

5. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева // Дошкольное воспитание. - № 1.- 2013.-С. 14-19.

6. Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С. Д. Дерябо. -М. : АСТ, 2013.-278с.

7. Дмитриев, Ю. Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю. Д. Дмитриев. -М. : ИНИОН, 2014.-196с.

8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. –М. : ТЦ СФЕРА, 2015.

9. Ермолаев С. Д. "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

10. Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р. Н. Жуковская, под ред. : С. А. Козловой. -М. : Логос, 2014. -341с.

11. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д. Н. Кавтарадзе // Знание –сила. -2012.- №3.-С. 6-18.

12. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с. 54-57

13. Миронов, А. В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А. В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.

14. Мифтахова, Л. М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л. М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.

15. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С. Н. Николаева. -М. : Логос, 2012.-296с.

16. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С. Н. Николаева. -Спб. : Питер, 2012.-194с.

17. Николаева, С. Н. Начало экологической культуры : возможности ребенка, идущего в школу [Текст] /С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.

18. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С. Н. Николаева. -2014.- №7.-С. 3-8.

19. Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. -2013.- №9.-С. 16-21.

20. Николаева, С. Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С. Н. Николаева. - М. : Логос, 2014.-223с.

21. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст] /С. Н. Николаева. - М. : ИНФРА-М, 2012.- 284с.

22. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

23. Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М. :ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.

24. Роговая Е. П., Хорхордина Т. В. Метеоплощадка в детском саду.

25. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

26. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. -2012.- №7.-25-32.

27. Рыжова, Н. А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2011.- № 9.-С. 40-47.

28. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

29. Узбеков, И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях [Текст] / И. О. Узбеков // Дошкольное воспитание. – 2012.-№ 2. – С. 44 -58.

30. Щербаненко О. Н., Каменщикова Л. А., Шаг в будущее //Фонд «Ребёнок в обществе»,2008- с. 97-113

Публикации по теме:

Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька»Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька» Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения конкретной цели, она позволяет охватить детей и родителей группы и.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии»Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии» Экологическое воспитание младших дошкольников является важнейшим условием для гармоничного развития личности, поэтому в нашем ДОУ этому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2024 в 05:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД