Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»

Оксана Дубовицкая
Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»

ТЕМА ПРОЕКТА

«Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность".

(Драматизация русской народной сказки

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Творческое название проекта

«Чудеса рядом с нами»

Авторы проекта:

воспитатель О. А. Дубовицкая

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, развитию высоких чувств и стремлений.

- Знание сказок окажет неоценимую помощь в приобщении ребенка и к истокам национальной культуры.

- Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.

- Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.

- За счет большей четкости и структурированности сказочного сюжета по сравнению с сюжетами на бытовые темы, разыгрывание сказок обеспечивает большие сдвиги в развитии речи детей, что особенно важно для детей логопатов.

- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать коллектив воспитанников в изучении этого вопроса, убедить в его значимости.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

2. Прививать любовь к театру.

3. Учить детей диалогической речи.

4. Учить взаимодействовать с партнером.

5. Развивать конструктивные способности.

6. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности.

Механизм и календарный план

реализации проекта

Если у ребенка не будет развит интерес к народному творчеству, к самостоятельной творческой деятельности, то он не станет цельной, независимой личностью уважающей себя и окружающих, обладающей высокими моральными принципами, любящей свою национальную культуру. Для достижения этих задач был выбран метод обучения детей театральной деятельности, в который вошли следующие формы работы с детьми: занятия, разыгрывание спектакля, домашняя работа, экскурсия, данные формы позволяют разнопланово и максимально интересно для детей погрузить их в данную тематику, дать им необходимые навыки и умения, которые необходимы для конечного результата – спектакля. В рамках проекта взаимодействие с социумом воплотилось в сотрудничестве с детской библиотекой с целью повышения читательского интереса, расширения кругозора и приобщение к посещению библиотеки.

ЭТАПЫ И СРОКИ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (I неделя апреля)

- ОСНОВНОЙ (II-III неделя апреля)

- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (IV неделя апреля)

ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: Определить программное содержание, структуру и технологическое обеспечение для осуществления проекта.

п/п ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

1 Подбор методической литературы Восп. Кобозева И. В. I неделя апреля

2 Систематизирование материала Восп. Кобозева И. В.

Логопед Смыкова Н. В. I неделя апреля

3 Диагностика детей Восп. Дубовицкая О. А. I неделя апреля

4 Подготовка объектов демонстрации Восп. Дубовицкая О. А.

Логопед Смыкова Н. В. I неделя апреля

5 Написание конспектов занятий. Воспитатели гр. №1,

восп. по ИЗО I неделя апреля

6 Чтение сказок Воспитатели гр. №1

Логопед Смыкова Н. В. I неделя апреля

7 Согласование с библиотекой вопроса о проведении экскурсии Ст. воспитатель I неделя апреля

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Цель: Реализовать задачи проекта посредством проведения различных мероприятий.

п/п ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

1 Занятие по ознакомлению с худ. Литературой «Эти мудрые русские сказки» Восп. Дубовицкая О. А. II неделя апреля

2 Экскурсия в библиотеку. Ст. воспитатель, воспитатели гр. №1 II неделя апреля

3 Занятие по развитию речи. Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Логопед Смыкова Н. В. II неделя апреля

4 Распределение и разучивание ролей.

Подбор муз. сопровождения. Логопед Смыкова Н. В.

муз. рук-ль Решетняк О. В. III неделя апреля

5 Д /з «Рисование иллюстраций к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Родители III неделя апреля

6 Занятие по конструированию

«Мы сказку сотворим» Восп. Попова Е. Е. III неделя апреля

7 Занятие по конструированию

«Театральные умельцы» Восп. Попова Е. Е. III неделя апреля

8 Репетиция спектакля. Восп. Дубовицкая О. А.

Логопед Смыкова Н. В. III неделя апреля

9 Сфотографировать воспитанников во время работы над проектом. Восп. Кобозева И. В.

II-III неделя апреля

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: Осуществить презентацию результатов проекта, подвести итоги, сделать выводы.

п/п ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

1 Показ спектакля

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Восп. Дубовицкая О. А.

Логопед Смыкова Н. В. IV неделя апреля

2 Организация конкурса-выставки иллюстраций к сказке

«Сказочный мир» Восп. Попова Е. Е. IV неделя апреля

3 Награждение участников проекта Восп. Попова Е. Е. IV неделя апреля

4 Выпуск фотогазеты по итогам проекта «Чудеса рядом с нами».

Восп. Кобозева И. В.

IV неделя апреля

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

1. У детей расширились представления о русских народных сказках, их моральном содержании и иносказательном смысле, заложенном в сказках.

2. Сформировался устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

3. Дети научились интонационно-выразительными средствами передавать характер, настроение персонажей сказки, вести диалог, общаться с помощью мимики и жестов.

4. Дети закрепили технику работы с трафаретом, улучшилась моторная функция мелких мышц руки.

ВЫВОДЫ

1. Чтобы привить детям любовь к русским народным сказкам, воспитать в них различные моральные качества нужно исходить из интересов детей, не проводить назидательные беседы, не применять сказку как дидактическое пособие, а рассматривать сказку как литературное произведение, показать его красоту, самобытность, а иносказательность сказки дети лучше усвоят, разыгрывая ее, увидев наглядно логику поступков героев.

2. Занятия по пересказу литературных произведений позволяют формировать у детей логическое и образное мышление, пополнять словарь образными выражениями, учат соблюдать последовательность высказывания.

3. Для достижения высокого результата очень важен в работе над данным проектом личностный подход к детям, правильное распределение ролей, опираясь на темперамент каждого ребенка, важно правильно распределить речевой материал, учитывая состояние звукопроизношения каждого ребенка.

ОЦЕНКА РИСКОВ

Риски проекта

Меры для их минимизации

1. Несовпадение темперамента ребенка и героя спектакля 1. Ответственно подойти к распределению ролей среди детей, исходя из личностно-ориентированного подхода.

2. Ошибки в распределении речевого материала

2. Подбирать тесты ролей, учитывая состояние звукопроизношения каждого ребенка.

3. Недостаточная сформированность конструктивных и изобразительных навыков. 3. Проводить проект ближе к концу учебного года, когда уровень знаний позволяет детям выполнять сложную работу по изготовлению декораций и кукол.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Результаты проекта могут быть использованы в таких формах: разыгрывание спектакля для детей других групп, организация кружковой работы по театральной деятельности, закрепление звукопроизношения в связной речи. Данный проект могут использовать ДОУ в своих логопедических и массовых группах для детей 6-го года жизни, можно применять и в старшей группе, но брать сказки соответствующие возрасту детей. Декорации и героев сказки могут изготавливать дети подготовительной группы, а разыгрывать спектакль будут дети старшей группы, проект можно организовать для двух и более разновозрастных групп.

РЕСУРСЫ

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники, - СПб.: «Детство-Пресс», 2001

2. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи, - СПб.: «Детство-Пресс», 1998

3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников, - Ростов н/Д: Феникс,2005

4. Театр кукол и игрушек в ДОУ/ Сост. О. П. Власенко, - Волгоград, 2009.

5. Баранова Э. Учимся задавать вопросы//Дошкольное воспитание, №12, 2005, - С. 12

6. Демьян Е. Занятия-забавы//Дошкольное воспитание, №51994, - С. 28

7. Короткова Н. Сюжетная игра старших дошкольников//Ребенок в детском саду, №4, 2005, - С. 84, №5, 2005, С. 83

Публикации по теме:

Мини-проект по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» На занятиях по развитию речи я знакомлю детей с различными художественными произведениями. Не для кого не секрет, чтобы добиться хорошего.

Проекты в детском саду 2 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Дары осени" Вид проекта: познавательно-изобразительный Старшая группа Цель проекта:.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»
Опубликовано: 12 октября 2012 в 10:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...