Получи документы

Проект «Приобщения дошкольников к русской народной культуре»

валентина лукьянова
Проект «Приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Муниципальное Дошкольное Образовательное

Учреждение центр развития ребенка –

детский сад №21 «Незабудка»

Образовательный проект

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Подготовила:

Воспитатель Лукьянова В. А.

г. Подольск 2015 год

Содержание проекта :

Автор – разработчик:

Лукьянова Валентина Александровна - воспитатель

Публикация «Проект „Приобщения дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах

Название проекта : «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Вид проекта : долгосрочный.

Сроки проекта : сентябрь - май

Актуальность проекта :

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается мною не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, В. М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» разработан на основе примерной общеобразовательной программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», в соответствии с ФГОС ДО, с учетом особенностей психофизиологического развития и возможностей детей, с запросами родителей, с особенностями контингента воспитанников. Проект обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие детского сада в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе РФ «Об образовании в РФ».

Основные принципы работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры :

• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;

• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;

• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей

• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;

• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;

• принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности воспитательно–образовательного процесса. • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе приобщении детей к истокам русской национальной культуры.

Основные воспитательные и образовательные задачи:

• Пробудить интерес к истории и культуре России.

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

• Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

• Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.

• Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.

Концептуальные идеи:

• единство речевого, художественно-эстетического и духовно-нравственного развития;

• непрерывность и преемственность.

Предполагаемый результат:

Дети:

• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

• Формирование чувств национального достоинства.

• Широкое использование всех видов фольклора.

• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Родители:

• Сформированная активная родительская позиция;

• Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры;

• Активное участие родителей в жизни ДОУ.

Методологические подходы в организации работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры :

• комплексный, позволяющий в практике приобщения детей к своим истокам, народной культуре решать задачи разных разделов воспитания: художественно-эстетического, экологического, валеологического, нравственного, трудового и др.

• личностно-ориентированный, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что дает им возможность проявить свою активность и индивидуальность;

• деятельностный, позволяющий ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, музыкальной, познавательной, экспериментальной, двигательной и т. д.

Выделены следующие направления работы:

Формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации приобщения : непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, чтение художественной литературы, рисование, изготовление поделок и т. д.

Описание методики реализации программы:

Преподнесение материала идет циклично, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания.

На первом этапе дети знакомятся с историей русской народной культуры. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит.

На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русской народной культурой, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с народными промыслами», расширяя представления детей о русской народной культуре.

На третьем этапе продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованная в группе Русская горница. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе создан мини музеи «Русский народный уголок», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Здесь накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, народными играми, промыслами, бытом. Мини музей оборудован детскими книжками, раскрасками, дидактическими играми по теме, рисунками русских народных костюмов. Дети часто просматривают русские народные сказки «Василиса прекрасная», «Морозко», рассматривают репродукции известных художников: В. М. Васнецова «Три богатыря», «Русский богатырь», И. И. Шишкина «Берёзовая роща», И. И. Левитана «Золотая осень», «Тишина».

Перспективный план по теме: «Приобщение детей 4-6 лет к истокам русской народной культуры»

№ Тема Сроки

1. «Красная изба». Знакомство с предметами обихода, старинными игрушками, народным фольклором. Сентябрь

2. «Город чудный, город древний». Знакомство с архитектурой и деревянным зодчеством. Октябрь

3. «Сказочные странички». Знакомство с литературным материалом (песни, сказки, небылицы). Ноябрь

4. «Гуляй да присматривай». Знакомство с народным календарем природы. Традиции встречи Нового года. Декабрь

5. «Русь святая». Знакомство с православными праздниками: «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Троица». Январь

6. «Народные гуляния». Изучение народных праздников «Масленица», «Святки». Февраль

7. «Наши руки не для скуки». Изучение декоративно-прикладного искусства. Создание творческих композиций: «Золотая хохлома», «Жостово». Март

8. «Дело мастера боится». Знакомство с героями трудовой славы Подольска. Апрель

9. «На героя слава бежит». Знакомство с героями: Дмитрий Донской, Георгий Подобедоносец, земляками-героями ВОВ. Май

10. «Живет в народе песня». Изучение русских народных песен. Июнь

Июль

Август

Перспективный план по теме: «Родная страна» для работы с детьми 4-6 лет:

Сентябрь

1. Беседа о том, где дети провели лето.

1. Рассматривание иллюстраций о природе России.

2. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Рассказ о хохломских изделиях.

3. Беседа о русских народных сказках.

Октябрь

1. Беседа о таланте русского народа – народные игры

2. Беседа о городах России

3. «Страна, в которой мы живем». Природа России

Ноябрь

1. Рассматривание кукол в русский национальной одежде

2. Рассматривание народных кремлей древних русских городов.

3. «Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн».

4. Рассматривание карты России – закрепление знаний о природе страны.

Декабрь

1. «Выставка изделий народно-прикладного искусства».

2. История России – царь Петр Первый

3. Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга.

4. Рассказ воспитателя о традиции встречать Новый год.

Январь

1. Чтение главы из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем».

2. «Культура и традиции русского народа».

3. Знакомство с глобусом

4. Знакомство с жизнью народов Севера.

Февраль

1. Рассказ о русских традициях – проводы в армию.

2. Рассматривание иллюстраций воинов. День защитников Отечества.

3. Чтение рассказа Н. Емельянова, В. Челинцева «Окся-труженица».

4. Рассказ о народных традициях – Масленица.

Март

1. Д/и «Что лишнее?» Закрепление знаний о жизни народов Севера.

2. «Мы все – жители планеты Земля.

3. Беседа о России. Чтение стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря – океаны».

4. Рассказ о народных традициях – именины.

Апрель

1. Литературная викторина по русский народным сказкам.

2. Рассказ о национальных традициях русского народа. Хлебосольство.

3. День космонавтики.

4. Беседа о русском народно-прикладном искусстве – рассказ о создании матрешки.

Май

1. Беседа о традициях русского народа (на основе пройденного материала).

2. Рассказ о Дне Победы.

3. Рассказ – беседа о боевых орденах и медалях.

4. Беседа о России. Чтение стихотворения Н. Рубцова «Привет Россия!».

Взаимодействие с родителями:

Работа воспитателя может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями, которые должны стать активными участниками процесса, а не пассивно принимающими информацию. Мировоззрение, уровень нравственного воспитания ребенка в целом зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах национальной культуры.

С целью решения данного вопроса были поставлены следующие

задачи:

• Повысить психолого-педагогические знания родителей.

• Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

• Способствовать активному участию родителей в организации досугов, праздников, развлечений посвящённых русской национальной культуры в ДОУ.

Я опираюсь на следующие формы, методы и способы включения семьи в совместную работу:

• систематическое проведение консультации

• индивидуальные беседы, целью которых является установление между педагогами и родителями делового сотрудничества;

• использование наглядно – информационных форм работы;

• проведение совместных деловых встреч (вечера развлечений, досуги праздники, дни открытых дверей, родительские собрания) ;

• привлечение родителей к сбору предметов русского народного быта, для пополнения мини -музея

• посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города.

Положительные моменты данных форм взаимодействия заключаются в следующем:

- родителям предлагается объективная, доступная информация;

- родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду и связанных с вопросами приобщения детей к русской национальной культуре;

Результатом тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме воспитания у детей национальных чувств, любви и уважения к русской национальной культуре, вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Все это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.

Итог:

Высокая эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре. У большинства детей вырабатывается устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтения русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну, понимают то, что без русской народной культуры невозможно было бы представить мировую цивилизацию.

Я считаю, что проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры позволит обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, будет способствовать его полноценному психическому и физическому развитию.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)

5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) (проект)

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)

8. Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Московской области на 2013-2015», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1071/32

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»

Основная литература

1. Бережнова О. В. ,Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. - М. : Цветной мир, 2013

2. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт. - сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011

Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб. : Питер, 2009

3. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2013

4. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н. В. Нищева. - СПб, Детство – Пресс, 2010

5. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Айрис – пресс, 2010

6. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. - М. : Детство-Пресс, 2013

7. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

8. Катышева И. Б., Комбарова Г. Н, Николаева С. Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

9. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004.

10. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.

11. Радынова О. П. Народные колыбельные песни : слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевра». М., 2001.

12. Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки. От 6 до 7 лет. М., 2004.

13. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.

14. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А Маркеева, О. Н. Корепанова и др. —3-е изд., перераб. и дополн. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

15. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. - М. : Мозаика – Синтез, 2012

16. Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. / Николаева СР., Катышева И. В., Комбарова Г. Н. и др. - СПб- «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

17. Российский Этнографический музей — детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О. А., Зязева ЛК, Прокофьева С. А. и др. — СПб: «АЕТСТВО-ПРЕСО>, 2001.

18. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М, 2010

Интернет-ресурсы:

1.https://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование.

2.https://www.kindereducation.com - Дошколенок.

3.https://ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.

4.https://detsad-journal.narod.ru/index.htm - Детский сад от А до Я.

5.https://www.detskiysad.ru/ - Детский сад. ру.

Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» Введение Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Декоративно-прикладное творчество как средство приобщения к истокам русской народной культуры Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством.

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности,.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Педагогические посиделки на тему «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Педагогические посиделки на тему: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Цель: Открыть для педагогов малоизвестные страницы.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре» Информационно-практико-ориентированный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».

Проект: «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Проект «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Актуальность. В наше.

Конспект занятия «Театрализация русской народной сказки, как средство приобщения к народному творчеству» Программное содержание: -учить детей эмоционально и активно воспроизводить содержание сказки «Репка» с помощью воспитателя, помочь детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 19:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД