МААМ-картинки

Проект «Радуга-дуга» (21 фото)

Поздняк Алевтина
Проект «Радуга-дуга»

Исполнитель: Лютиков Константин 6 лет воспитанник подготовительной группы.

Руководитель: Поздняк Алевтина Леонидовна воспитатель высшей квалификационной категории.

Аннотация

Цель моего проекта «Радуга-дуга» познакомится с природным явлением «радуга», выяснит как она появляется и исчезает и с экспериментальным путем доказать, что солнечный свет не белый а разноцветный. Данная цель реализуется через решение следующих задач:

• Выяснить о том, что это такое природное явление под названием «радуга» как она появляется и как исчезает

Публикация «Проект „Радуга-дуга“» размещена в разделах

• Изучить солнечный луч и как он влияет на появление радуги экспериментальным путем.

• Научится смешивать краски и получать нужные цвета.

• Развить интерес к природному явлению через художественное слово

В своей работе использую следующие методы и приемы:

наблюдение, сбор информации, интернет, научная литература, беседа, рассказ воспитателя, вопросы проблемного характера, экспериментальная деятельность (опыты, чтение художественной литературы, игры по этой теме.

По окончании экспериментальной деятельности получены следующие выводы:

• осмыслил понятие «Радуга» и экспериментальным путем доказал, что солнечный свет не белый а разноцветный. Наложив, все цвета на один получил белый.

• если наложил или смешал красный и желтый цвет получил оранжевый

• синий и желтый – зеленый

• красный и синий – фиолетовый

• красный, жёлтый, синий – основные цвета спектра

Введение

Мама загадала мне загадку

Крашенное коромысло

Над рекой повисло?

Я думал, что это может быть? Но так и не догадался, а мама мне подсказала, что это радуга. А летом после дождя я увидел на небе разноцветную дугу и вспомнил про загадку.

Когда я пришел в детский сад провел опрос сверстников в группе. Они знали лишь о том, что радуга бывает после дождя и солнца, но объяснить, почему возникло это явление не смогли. И тогда я задался целью изучить данное явление и выяснить, как появляется и исчезает радуга. Мне помогла в этом моя воспитательница – Поздняк Алевтина Леонидовна.

Объектом моего исследования является – Природное явление радуга, дождь и солнечный свет.

Предмет – установление взаимосвязи между солнечным светом и цветами радуги. Как

Гипотеза - предполагаю, что экспериментальным путем можно увидеть:

• .Что с помощью самодельного прибора «Вертушки» и изготовления «Юлы» можно увидеть, как накладываются цвета друг на друга

• Что с самодельного прибора «Вертушки» и изготовления «Юлы» можно доказать, что солнечный луч состоит из семи цветов спектра

• Исследование проводилось с 01 октября по 15 октября 2013 года

2. Описание работы

2.1. Словарь терминов и понятий

Радуга [4. С. 831] – Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующая вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Радуга [3. С. 10] - природное явление, образуется, когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет, но вот на пути встречается дождевая капля, по форме близкая к призме геометрической фигуре, когда солнечный луч проходит через стеклянную призму (каплю) то происходит распад луча на составные разноцветные лучи. Так появляется радуга. Она состоит из 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Радуга - оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде (словарь Ефремовой)

Дождь - явление в природе, при котором вода в каплях или струями капает из облаков

Дождь [4. С. 217] – атмосферные осадки в виде водяных капель.

2.2. Этапы работы

Сначала я решил задать вопрос воспитателю Алевтине Леонидовне: «Почему в воздухе возникло такое чудо?». Она мне объяснила, что радуга это природное явление. Солнце посылает нам солнечный свет на землю. Солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоит из семи цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. После дождя в воздухе содержится много воды, капелек. И вот на пути солнечных лучей встречается дождевая капля. А капля по форме близка к геометрической фигуре – призме. И когда солнечный свет проходит через каплю, он распадается на разноцветные лучи. А на небе появляется радуга.

Дома с мамой посмотрели, значение слова «радуга» в словаре русского языка Даля

это блестящая, небесная, пестрая дуга. Изучили энциклопедию и получили информацию из интернета. Я узнал, что о радуге первым узнал и поведал всему свету английский учёный-физик Ньютон. Я решил всё это проверить и провёл опыты и исследование.

Сначала выявил закономерность, что появлению радуге способствует дождь и солнце, а потом хотел узнать на самом ли деле солнечный свет разноцветный, а не белый.

Провёл простые опыты с водой, смешивал краски, нашёл «шум» дождя. Алевтина Леонидовна мне подсказала, как изготовить юлу и она тебе даст ответ на твой вопрос и ты сам посмотришь и убедишься. Но юла долго не может крутиться, она быстро останавливалась. И я сказал папе: «Вот бы диск установить в вентилятор и посмотреть на него. Вентилятор же не останавливается, пока его не выключишь. Да ещё у него есть 3 режима скорости». И папа мне помог и сделал соответствующий прибор, который я назвал «Вертушка» куда можно было вставить диски и всё проверить. «Вертушка» сделана из фанерной коробки и прикреплён моторчик от машинки, который работает от батареек. Диски - это вырезанные круги с определенным цветом.

2.3. Экспериментальная деятельность:

1 опыт «Куда исчезла вода?»

Материал: Тарелки для воды, губка, вода

С ребятами в группе мы налили в мелкую и глубокую тарелку воду и оставили. На следующий день в мелкой тарелке воды не оказалось. В глубокой – вода была только на донышке. Нам было интересно: «А где же вода?». Тогда воспитатель сказала, что вода испарилась, улетучилась в воздух. В состав воздуха входит вода. Можно в этом убедится очень быстро. Мы вытерли одну из стенок шкафа мокрой губкой, на ней остались капельки воды. И прямо на наших глазах шкаф стал сухой.

Вывод: Воздух состоит из воды.

Проект «Радуга-дуга»

2 опыт: «Шум дождя»

Материал: Манная, пшённая, гречневая крупа, горох, бобы, воздушные шарики.

В воздушные шарики насыпал немного крупы. Каждую крупу в отдельный шарик, затем их надул и завязал. Каждая шарик «звучит» по-разному. В их звучании услышал шум дождя.

Вывод: Шум дождя можно изобразить.

Шарик с манной крупой - мелкий, моросящий, тихий, слабый дождь.

Шарик с пшеном или гречкой – частый дождь.

Шарик с горохом или бобами – сильный, грозовой дождь.

Фото «Радуга-дуга»
Проект - фото
Фото №1 Исполнитель Лютиков Константин лет воспитанник подготовительной группы

3 опыт: «Волшебные краски»

Материал: красная, жёлтая, синяя гуашь, 3 прозрачных стаканчика, палитра, бумага, кисточки.

Кисточкой набрал красной краски и промыл в стаканчике с чистой водой. Осушил кисточку. Набрал желтой краски и снова промыл её в стаканчике. Получилась оранжевая вода.

Во втором стаканчике, промыл кисточку с жёлтой краской, затем с синей. Получилась зелёная водичка.

В третьем стаканчике промыл кисточки с красной и синей краской. Получилась фиолетовая вода. Тот же результат, если смешивал краски на палитре.

Вывод: Если смешаем жёлтый и красный цвета, получится – оранжевый.

Если смешиваем жёлтый и синий – зелёный. Красный и синий – фиолетовый.

Значит, жёлтый, красный и синий – основные цвета спектра.

Фото №2 Руководитель Поздняк Алевтина Леонидовна воспитатель высшей квалификационной категории

4 опыт: «Юла»Материал: альбомные листы, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, тарелки.

На альбомном листе обвёл круг при помощи игрушечной тарелки, вырезал его.

Фото №3 Проектная деятельность Радуга радужные идеи Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка апрель Изучить солнечный луч и как он влияет на появление Фото №4 Радуга радужные идеи радуги экспериментальным путем

Сложил круг пополам и по сгибу провёл линию, используя линейку и простой карандаш. Круг поделился на 2 части.

Фото №5 Научится смешивать краски и получать нужные цвета Фото №6 По окончании экспериментальной деятельности получены следующие выводы осмыслил понятие Радуга и экспериментальным путем доказал что солнечный свет не белый а разноцветный

Намазал круг клеем и на одну часть круга положил красную бумагу, на другую жёлтую. Обрезал лишнюю бумагу. Получился диск.

Фото №7 Наложив все цвета на один получил белый Фото №8 А летом после дождя я увидел на небе разноцветную дугу и вспомнил про загадку

Можно круг поделить на 4 части, для этого его сложил пополам 2 раза. Наклеил бумагу поочерёдно: красная, жёлтая, красная, жёлтая. Также обрезал лишнюю бумагу. Получился диск, поделённый на 4 части.

Фото №9 Когда я пришел в детский сад провел опрос сверстников в группе Фото №10 Они знали лишь о том что радуга бывает после дождя и солнца но объяснить почему возникло это явление не смогли

В каждом из дисков, проделал в середине дырку ножницами и вставил простой карандаш. Желательно, чтобы на конце карандаши была стиральная резинка. Продел карандаш через диск и юла готова.

Фото №11 И тогда я задался целью изучить данное явление и выяснить как появляется и исчезает радуга Фото №12 Мне помогла в этом моя воспитательница Поздняк Алевтина Леонидовна

При вращении дисков, мы видим оранжевый цвет.

Также изготовил диски с синим и жёлтым цветом; красным и синим.

Вывод: При вращении красного и жёлтого, получается - оранжевый цвет.

Жёлтый и синий – зелёный.

Синий и красный – фиолетовый

5 опыт: «Вертушка»

Материал: альбомные листы, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, тарелки.

Аналогично, как и при изготовлении юлы сделал диски. Но эти диски большего размера. Использовал крышку от кастрюли. Диски вставил на приспособление, которое сделал папа. Оно работает по принципу вентилятора. Там есть моторчик, который работает от батареек. Если юла быстро останавливается, то этот диск будет вращаться, пока не выключишь.

Вывод: При вращении красного и жёлтого, получается - оранжевый цвет.

Жёлтый и синий – зелёный.

Синий и красный – фиолетовый.

Фото №13 Объектом моего исследования является Природное явление радуга дождь и солнечный свет Фото №14 Предмет установление взаимосвязи между солнечным светом и цветами радуги

6 опыт: «Куда исчезла радуга?»

Материал: Альбомный лист, краски, простой карандаш, ножницы, тарелки

Сделал 2 диска. Один круг поделил на 3 части, другой на 7 частей. Мне помогла воспитатель Алевтина Леонидовна, она поделила транспортиром. На первом раскрасил одну часть красной краской, вторую – жёлтой, третью – синей. Второй диск раскрасил по цвету радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. При вращении дисков увидел белый круг. И тот же результат был при вращении диска красного, желтого и синего цвета.

Вывод: Если наложить все цвета радуги один на другой, то получается белый свет. Свет нашего дня.

Красный, жёлтый и синий – основные цвета спектра.

Фото №15 Как Гипотеза предполагаю что экспериментальным путем можно увидеть Фото №16 Описание работы

3. Заключение

После проделанной работы я выяснил, что солнечный свет не белый, а на самом деле состоит из семи цветов. И желтый, синий и красный – основные цвета спектра. При их смешивании можно получить любой цвет.

Когда изучал литературу, заходил в интернет, то узнал, что на земном шаре есть такое место, называется оно - экватор, где каждый день идёт дождь и светит солнце. Там радуга бывает каждый день и даже несколько радуг одновременно. Я бы очень хотел там побывать.

Я теперь знаю:как появляется и почему исчезает радуга. После дождя в воздухе содержится много капелек воды, и солнечные лучи, проходя через них, образуют радугу. По истечению времени капельки воды в воздухе исчезают и радуга тоже.

Предложил детям из нашей группы нарисовать рисунки о радуге. У нас получились замечательные работы.

4. Список литературы

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общей редакцией Л Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2003.

2. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля /Сост. Н. В. Шахматова и др. - Спб. : ИД «Весь», 2004.

3. «Что такое, кто такой?» Издательство «Педагогика-Пресс» Москва, 1994 год

4. Словарь русского языка: С. И. Ожегов. Под общей редакцией профессора Л. И. Скворцова Москва «Оникс 21 век» «Мир и образование» 2004 год

5. Статья «Семь шагов по радуге» Т. Ерофеевой журнал «Дошкольное воспитание» №5 2001 год

6. Интернет

Фото №17 Словарь терминов и понятий Радуга Фото №18 Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде образующая вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях
Публикации по теме:

Паспорт проекта «Ласточкино гнездо» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: Ласточкино гнездо. Проблема: дети знают птиц, но не знают условия и особенности гнездования. Цели: - вызвать.

Проект «Радуга-дуга» "Радуга - дуга" Возрастная группа: старшая. Вид проекта: краткосрочный, творческий. Цель: Расширить и уточнить знания детей о таком природном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Радуга-дуга»
Опубликовано: 4 апреля 2014 в 18:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД