МААМ-картинки

Проект «Разноцветные блоки»

Светлана Трошина
Проект «Разноцветные блоки»

Разноцветные блоки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 г. Вельска»

структурное подразделение «Детский сад №27 «Солнышко»

Проект «Разноцветные блоки»

для детей старшего дошкольного возраста

Трошина

Светлана Николаевна

социальный педагог

высшая кв. категория

г. Вельск

2016г.

Актуальность

Публикация «Проект „Разноцветные блоки“» размещена в разделах

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается, как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем учиться станет легче, а значит и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В связи с этим был разработан проект «Разноцветные блоки» с использованием блоков Дьениша.

Золтан Дьенеш - безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Цель: развивать логическое мышление как способ познавательной деятельности у дошкольников старшего возраста через использование блоков Дьенеша.

Задачи:

Познавательные:

1. Формировать основные приемы логического мышления (сравнение, обобщение, анализ, классификация).

2. Формировать представления о математических понятиях (кодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта.

Развивающие:

1. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

2. Развивать у детей умения рассуждать, доказывать.

3. Развивать пространственные представления.

4. Развивать познавательный интерес, творческое воображение;

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

2. Воспитывать коммуникативные навыки.

3. Вызвать желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Тип проекта : познавательный, информационно – ориентированный

Вид проекта : групповой

Масштаб проекта : краткосрочный

Срок реализации: три месяца

Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Ожидаемые результаты проекта :

• У детей хорошо развито логическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

• Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Содержание по проекту :

I этап – подготовительный:

• Определить темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

• Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

• Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.

II этап – основной:

• Организация и проведение игр с использованием блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей группы, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.

III этап – итоговый:

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Формы организации работы с логическими блоками :

1. Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Индивидуальная работа с воспитанниками.

3. Продуктивная деятельность.

4. Консультации для родителей.

Этапы работы с блоками Дьениша :

1. Вначале дети самостоятельно знакомятся с блоками Дьениша.

В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

2. Работу по формированию познавательных способностей начинаем со знакомства с формой, затем с цветом и величиной. Предлагаем детям игры на развитие умения оперировать одним признаком. Когда дети легко справлялись с заданием этой ступени, предложить игры на развитие умения оперировать двумя признаками, а затем и тремя.

3. Когда дети хорошо усвоили свойства геометрических фигур, познакомить с кодовыми карточками, обозначающими признаки фигур. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать информацию.

4. Подводить детей к пониманию отрицания свойств (не квадрат, не синий). Познакомить с кодовыми карточками, обозначающими отрицания свойств. Учим ориентировать в пространстве.

Работа с родителями

• Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками Дьениша»

• Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет.

• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

• Совместные занятия с родителями и детьми.

Перспективный план

№ Название игры Цель игры

Октябрь

1

Д/ игра: «Помоги Чебурашке»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

2.

Д/игра «Выложи дорожку»

Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма, Выбирать необходимый блок из нескольких.

3.

Д/ игра: «Лабиринт»

Цель: Продолжать учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма, Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.

4.

Д/ игра: «С двумя обручами»

Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

4.

Д/ игра: «Разложи пропущенные фигуры»

Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

Ноябрь

1.

Д/ игра: «Найди меня» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

2.

Д/ игра: «Вырасти цветы» Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 7. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

3.

Д/игра «Волшебное дерево» Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

4.

Д/игра «Олимпийские кольца» Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум и трём свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Декабрь

1.

Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).

2.

Д/ игра: «Пирамида»

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.

3.

Д/ игра: «Найди такую же» Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме и величине.

4.

Д/игра «С двумя обручами» Цель: Формировать операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.

5.

Д/ игра: «Рассели жильцов» Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Блоки Дьенеша – это увлекательное и полезное занятие!

Публикации по теме:

Разноцветные физкультминутки Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. Мы выбираем одежду любимого цвета, у ребенка рука тянется к игрушкам, приятным для глаз.

Конспект занятия по математике для второй младшей группы «Блоки Дьенеша» Конспект по математике во второй младшей группе, с использованием Блоков Дьенеша. подготовила воспитатель: Лыюрова Светлана Ивановна.

Логические блоки Дьенеша «Поиграем с башенками»Логические блоки Дьенеша «Поиграем с башенками» Давно уже не секрет, что Блоки Дьенеша очень развивающая игра для дошкольников, с помощью которой ребенок познает окружающий предметный.

Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образованияМастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Составила: Полухина С. А. воспитатель в. категории. МАДОУ детский сад № 20 г. Среднеуральск. Одна из важнейших задач воспитания маленького.

Мастер-класс «Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»Мастер-класс «Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера» В работе с детьми использую блоки Дьениша. Золтан Пал Дьениш венгерский математик, психолог, педагог, профессор Шербрукского университета.

Монтессори-материалы. Блоки с цилиндрами-вкладышами Блоки с цилиндрами были созданы Марией Монтессори около 100 лет назад, но и сейчас они – один из самых востребованных материалов сенсорной.

Перспективный план работы со счетными палочками Кюизенера и учебно-игровым пособием логические блоки ДьенешаПерспективный план работы со счетными палочками Кюизенера и учебно-игровым пособием логические блоки Дьенеша Дидактические игры и упражнения для работы со старшими дошкольниками. В подготовительной группе игры и упражнения берутся с усложнением.

Ритм-блоки на утренней гимнастике как средство гармонического развития личности ребенкаРитм-блоки на утренней гимнастике как средство гармонического развития личности ребенка Ритм - блоки (мини комплексы ритмической гимнастики) - это небольшие по длительности, но с достаточной физической нагрузкой и эмоциональные.

Родительское собрание в старшей группе «Универсальные блоки Дьенеша» В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается.

Творческий проект «Разноцветные дни»Творческий проект «Разноцветные дни» Тема проекта: «Разноцветные дни». Тип проекта: обучающий, творческий. Вид проекта: краткосрочный - 3 недели. Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Разноцветные блоки»
Опубликовано: 12 января 2017 в 12:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД