МААМ-картинки

Проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников»

Нина Ушакова
Проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников»

Актуальность

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Публикация «Проект „Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников“» размещена в разделах

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, я использую разные техники нетрадиционного рисования.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;

- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;

- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.

Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- анкетирование и беседа с родителями.

При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:

- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;

- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом);

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Ожидаемый результат:

- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.

План реализации образовательного проекта

Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :

Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.

4. Разработка перспективного плана работы.

5. Проведение диагностики творческих способностей детей

6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий) :

1 блок – работа с детьми

Рисование ладошкой

«Солнышко»

«Лебеди»

«Чайник»

«Осьминожки»

«Петушок»

Рисование пальчиками

«Грибочки»

«Жирафик»

«Елочка нарядная»

«Бусики»

Рисование песком

«Бабочка»

«Осьминожки»

«Узоры на стекле»

«Елочка»

«Рыбки плавают в воде»

Кляксография

«Осьминожки»

«Чудо дерево»

Рисование клубком ниток -учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток;

- упражнять в технике печатания ладошкой;

- закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, умение дополнять изображение деталями;

- развивать цветовосприятие.

– обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем;

– воспитание тактильных и термических чувств через специальные упражнения;

– воспитание эстетического вкуса;

– обучение мастерству композиции;

развитие творчества и воображения.

- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства- рисование песком;

-поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей

- Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности.

- Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

- Воспитывать интерес к данному виду рисования

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования. Познакомить с новым необычным изобразительным материалом (нитками). Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук, фантазию детей. 2 год работы по проекту

(средний дошкольный возраст)

3 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

2 блок – работа с родителями

1. Предварительная работа

2. Повышение педагогической культуры родителей

3. «Успехи детей»

4. «Наши игры»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей и гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы рисования

Показ достижений детей в области ИЗО

Демонстрация дидактического оборудования и нетрадиционных материалов

Анкетирование,

беседы

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

Экскурсии в изостудию.

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2. Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс» В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1. Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосеще-ния,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный) :

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня творческих способностей детей 4-6 лет.

4. Разработка диагностического инструментария к материалу.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики развития детей.

7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий) :

1. Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния.

2. Развитие у детей памяти, внимания, воображения, самостоятельности.

3 этап – коррекционный:

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

3. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материалов к печати.

4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Участники проекта : дети дошкольного возраста 4-6 лет.

Результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:

- у детей развивается уверенность в своих силах;

- непосредственно образовательная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует снятию детских страхов;

- дети более свободно выражают свой замысел, проявляют инициативу;

- у детей стала более развита мелкая моторика рук, развито творческое воображение;

- у детей воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Список литературы

1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : 1967г.

4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.

7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарё нность: что это?”.

8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарё нность: что это?”.

10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007

12. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.

15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

16. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

17. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

18. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.

19. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

20. Система эстетического воспитания в детском саду. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.

21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

22. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

23. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.

24. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.

Публикации по теме:

Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников»
Опубликовано: 20 мая 2013 в 19:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД