Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников.

Татьяна Смирнова
Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Обращение к теме организации детского исследования обозначены в проекте «Наша новая школа» как создание условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, для воспитания личности, готовой к жизни в постоянно и быстроменяющемся мире. В этом контексте важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений становится проектирование такой образовательной среды, которая бы позволила каждому проявить свои задатки и возможности. Важным результатам педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении становится не только расширение знаний дошкольников об окружающем мире, но и приобретение ими опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и передать воспитанникам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической значимости:

-воспитатель ставит проблему и намечает план действий её решения, само решение предстоит найти самостоятельно воспитаннику;

-воспитатель ставит проблему, но уже пути решения воспитанник ищет самостоятельно;

-воспитатель ставит проблему, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется воспитанниками самостоятельно.

Исследовательская деятельность дошкольников включает три самостоятельных блока:

1. Тренинг исследовательских способностей детей.

В ходе данного тренинга дети должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, опыты, делать умозаключения и выводы.

2. Детская исследовательская практика.

Она предполагает проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

3. Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Он включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения.

Основной ожидаемый результат исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребёнком новых знаний, умений, навыков и обработки полученного материала. В ходе данной работы у воспитанников детского сада формируется познавательный интерес ко всему окружающему миру. Познавательный интерес является стремлением к изучению и познанию неизвестного. Под влиянием познавательного интереса исследовательская работа может протекать продуктивно. Это тоже является одним из условий организации исследовательской и проектной деятельности. Из собственного опыта нам известно: кто хочет учиться, тот и проявляет интерес к знаниям.

Список литературы:

1. Савенков А. И., Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство дом «Фёдоров», 2010. – 128 с.

2. Современные технологии обучения дошкольников /авт. – сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013, - 223 с.

Публикации по теме:

Развитие внимания — как залог успешного обучения. Развитие внимания – как залог успешного обучения. Сегодня в России большое внимание уделяется здоровью детей. Еще в 1995 году на Пироговском.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду[/b] На современном этапе образования рассматривается, как важнейшая часть экономики, и на ряду.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников.
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 20:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...