Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников.

Татьяна Смирнова
Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Обращение к теме организации детского исследования обозначены в проекте «Наша новая школа» как создание условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, для воспитания личности, готовой к жизни в постоянно и быстроменяющемся мире. В этом контексте важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений становится проектирование такой образовательной среды, которая бы позволила каждому проявить свои задатки и возможности. Важным результатам педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении становится не только расширение знаний дошкольников об окружающем мире, но и приобретение ими опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и передать воспитанникам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической значимости:

-воспитатель ставит проблему и намечает план действий её решения, само решение предстоит найти самостоятельно воспитаннику;

-воспитатель ставит проблему, но уже пути решения воспитанник ищет самостоятельно;

-воспитатель ставит проблему, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется воспитанниками самостоятельно.

Исследовательская деятельность дошкольников включает три самостоятельных блока:

1. Тренинг исследовательских способностей детей.

В ходе данного тренинга дети должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, опыты, делать умозаключения и выводы.

2. Детская исследовательская практика.

Она предполагает проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

3. Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Он включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения.

Основной ожидаемый результат исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребёнком новых знаний, умений, навыков и обработки полученного материала. В ходе данной работы у воспитанников детского сада формируется познавательный интерес ко всему окружающему миру. Познавательный интерес является стремлением к изучению и познанию неизвестного. Под влиянием познавательного интереса исследовательская работа может протекать продуктивно. Это тоже является одним из условий организации исследовательской и проектной деятельности. Из собственного опыта нам известно: кто хочет учиться, тот и проявляет интерес к знаниям.

Список литературы:

1. Савенков А. И., Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство дом «Фёдоров», 2010. – 128 с.

2. Современные технологии обучения дошкольников /авт. – сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013, - 223 с.

Публикации по теме:

Развитие внимания — как залог успешного обучения. Развитие внимания – как залог успешного обучения. Сегодня в России большое внимание уделяется здоровью детей. Еще в 1995 году на Пироговском.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду[/b] На современном этапе образования рассматривается, как важнейшая часть экономики, и на ряду.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников.
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 20:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по лепке из соленого теста «Солнышко» детей средней группы.
Тесто для лепки – идеальный продукт для игр и занятий с детьми, как дома, так и в детском саду. Оно приятное на ощупь, эластичное, а главное, совершенно...
Шуя. Путешествие по городам России (часть третья)
( Материал подготовили и разработали: Родионова Ирина Витальевна и Куликова Ирина Борисовна) Снова приглашаем вас в путешествие. Наш исторический город...
Сценарий логопедического досуга «Цветик-речецветик»
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Дети заходят в зал, садятся на стулья. Логопед. Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?...
Стихотворение «Королева Лето»
Автор: Панова Ирина Сергеевна «Королева Лето» Теплом согрето всё вокруг, зазеленел огромный луг, Пришла к нам в гости Королева Лето, В нарядное платье...
Фоторепортаж из музея «Паровозы России»
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...