Получи документы

Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры

Ольга Тютюкина
Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры

Актуальность

Культуру России невозможно представить себе без народного

искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Публикация «Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры» размещена в разделах

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического и духовно-нравственного воспитания ребёнка.

И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Полное название проекта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной культуры»

Автор проекта: Тютюкина О. В., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 19 комбинированного вида, Московская область, Одинцовский район, 2014 – 2015 уч. г.

Продолжительность проекта: долгосрочный, 6 мес.

Тип проекта по количеству: групповой, общесадовский.

Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности: информационный, творческий, практико – ориентированный.

Тип проекта по содержанию: интегративный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Возраст детей: все возрастные группы.

Проблема: духовно-нравственное, а следовательно, и художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как средство для формирования творческих способностей личности.

Цель проекта: духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей посредством русской народной культуры.

Задачи:

Для детей:

1. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.

2. Развивать творчество детей на основе усвоения знаний о народном искусстве.

3. Учить самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки

в свободной деятельности, используя выразительные средства народной культуры.

Для педагогов:

1. Создавать условия для расширения знаний о родной культуре через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

2. Воспитывать детей на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, народного декоративно-прикладного искусства.

Для родителей:

1. Восстановление утраченных связей поколений, воспитание национальной гордости, самосознания; повышение культурного уровня.

2. Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание детей посредством их участия в совместной творческой деятельности.

3. Привлечение родителей к сбору материала для творческой деятельности детей, к созданию и оформлению мини-музея «Творчество русского народа».

Для социальных партнёров:

1. Оказание помощи в подготовке народных праздников.

2. Способствование восстановлению утраченных связей поколений, воспитанию национальной гордости, самосознания; повышению культурного уровня.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: создание и оформление мини-музея «Творчество русского народа».

Название игрового мероприятия проекта: «Пришли святки – запевай колядки!», «Развесёлая Масленица», «Праздник светлой Пасхи».

Продукты проекта

Для детей:

• Продуктивная деятельность (рисунки, поделки).

• Музыкальная деятельность (песни, танцы, игра на народных музыкальных инструментах).

• Игровая деятельность (народные игры, забавы).

Для педагогов:

• Разработка конспектов образовательной деятельности по

художественно-эстетическому развитию и духовно-нравственному воспитанию детей.

• Подготовка праздников, развлечений.

• Консультации, мастер-классы, семинар, игра-викторина.

• Открытый просмотр образовательной деятельности, смотр-конкурс уголков творчества, тематическая проверка, педсовет, РМО.

• Презентация групповых проектов.

• Создание мини-музея «Творчество русского народа».

• Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта на педагогическом совете «Русская народная культура как источник духовно-нравственного развития дошкольников».

Для родителей:

• Участие в праздниках.

• Участие в изготовлении костюмов для персонажей, атрибутов для праздников.

• Совместное творчество с детьми (продуктивное, музыкальное).

• Посещение мини-музея «Творчество русского народа».

Для социальных партнёров:

• Участие в праздниках.

• Посещение мини-музея «Творчество русского народа».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1. Повышение интереса к изучению истории и культуры России.

2. Обогащение представлений детей об окружающей действительности, расширение опыта эмоционального реагирования и форм сотворчества.

3. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений русской культуры.

4. Развитие самостоятельных навыков и умений в изобразительной

деятельности (лепка, аппликация, рисование) с использованием элементов народного творчества.

5. Использование полученных знаний и умений в свободной деятельности.

[ Для педагогов:

1. Выявление творческого потенциала.

2. Создание новых форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

3. Внедрение новых традиций проведения праздников в детском саду.

Для родителей:

1. Укрепление детско-родительских отношений.

2. Участие родителей в совместной творческой деятельности.

3. Повышение культурного уровня, формирование устойчивого интереса к традициям народного творчества и декоративно- прикладного искусства.

Для социальных партнёров:

Повышение культурного уровня, формирование устойчивого интереса к традициям народного творчества и декоративно- прикладного искусства.

Этапы подготовки и реализации проекта

№ Мероприятие Сроки проведения

1. Организационный

1 Разработка идеи и постановка задач проекта ноябрь

2 Планирование основных этапов и структуры проекта ноябрь

3 Формулирование проблемы, выдвигаемой для решения ноябрь

4 Анкетирование педагогов по теме проекта ноябрь

5 Подбор литературы, наглядного и дидактического материала, выбор темы для групповых проектов ноябрь-декабрь

6 Проведение опроса и оценка уровня знаний детей по тематике проекта (средний и старший возраст) декабрь

7 Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах и помещениях ДОУ в течение всего периода

8 Создание условий для творческой и продуктивной деятельности в течение всего периода

9 Привлечение социальных партнёров, родителей для поддержки проекта декабрь-апрель

2. Продуктивный

1 Семинар для воспитателей «Народные игры и танцы – средство приобщения к русской народной культуре» ноябрь

2 Игра-викторина для воспитателей «Каковы дядьки, таковы и дитятьки» декабрь

3 Мастер-класс для воспитателей «Зимушка хрустальная»

(нетрадиционные техники рисования) декабрь

4 Районный конкурс детского творчества «Рождественская звезда» декабрь

5 Мастер-класс для воспитателей «Мышкин – город мастеров» январь

6 Развлечение для детей старших групп «Пришли святки – запевай колядки!» январь

7 Консультация для воспитателей и родителей

«Русская культура – источник духовно-нравственного воспитания дошкольников» февраль

8 Развлечение для детей всех групп «Развесёлая Масленица» (+ катание на лошадях) февраль

9 Консультация для воспитателей и родителей

«Приучайте ребёнка видеть прекрасное в творчестве русского народа» февраль

10 Коллективный просмотр педагогического процесса:

«Использование русского народного фольклора в образовательной деятельности детей» (старшая группа №2) февраль

11 Смотр – конкурс (по группам)«Уголок Художественного творчества»

(выставка декоративно-прикладного искусства) март

12 Мастер-класс для воспитателей «Весёлая ярмарка»

(изготовление игрушек «из бабушкиного сундука») март

13 Районный конкурс детского творчества «Пасхальный свет и радость» март

14 Тематическая проверка «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа» март

15 Мастер-класс для воспитателей «Пасхальная Весна»

(изготовление игрушек в народном стиле) апрель

16 Развлечение для детей среднего и старшего возраста

«Праздник светлой Пасхи» апрель

3. Презентативный[/h3]

1 Презентация групповых проектов март-апрель

4. Итоговый

1 Создание и оформление мини-музея «Творчество русского народа» март-апрель

2 Педагогический совет «Русская народная культура как источник духовно-нравственного развития дошкольников» апрель

3 Районное методическое объединение «Роль русской народной культуры в развитии творческих способностей детей» (семинар – практикум для воспитателей) апрель

4 Систематизирование результатов проекта, оформление полученного материала апрель

Литература

1. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие / Н. Н. Алексахин – М. : Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005.

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки / Е. А. Аркин – Дошкольное воспитание – № 3 – 1995.

3. Величко Н. К. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия. : Энциклопедия. / Н. К. Величко – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 2013.

4. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. -метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод пособие для воспитателей. / А. А. Грибовская – М. : Просвещение – 2004.

6. Емельянова Т. И. Шедевры народного искусства России. Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома: Альбом / Т. И. Емельянова – М. : «Интербук-бизнес» – 2001.

9. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова – М. : Просвещение, 1985.

10. Лебедева Е. И. Резьба по дереву. Домовая и художественная / Е. И. Лебедева, Е. М. Бургунова. – М. : Аделант, 2008 г.

11. Логинов В. М. Эта звонкая сказка – Гжель. / В. М. Логинов, Ю. П. Сакальский – М. : Сварог, 1994.

12. Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / Фотогр. автора. / А. С. Миловский – М. : Дет. лит., 1986.

и др.

Публикации по теме:

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского.

Погружение в старину через разные виды деятельностиПогружение в старину через разные виды деятельности Наш детский сад старается создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирует основы базовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры
Опубликовано: 15 октября 2014 в 19:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД