Лучший педагог года

Проект «Солнечные грядки»

Марина Хохлова
Проект «Солнечные грядки»

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд»,

«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество».

Руководитель проекта: воспитатели средних, старших, подготовительных групп.

Возраст участников проекта: дети от 4 до 7 лет.

Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники групп, родители воспитанников.

Публикация «Проект „Солнечные грядки“» размещена в разделах

Тип проекта: долгосрочный (круглый год, групповой, познавательно –

исследовательский.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

• подбор методической и художественной литературы;

• подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

• дидактические игры;

• подбор мультфильмов, видеопрезентаций;

• контейнеры, посадочный материал, садовый инвентарь

• выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

• заинтересованность родителей и детей;

• методические разработки.

Цель проекта: формировать у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

Задачи проекта:

1. Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.

2. Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений; поддерживать любознательность детей, их стремление к самостоятельности, созиданию.

3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Воспитывать бережное отношение к своему труду.

6. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.

7. Создавать условия для активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

Проектная идея: Создать на территории детского сада мини-огород. Получить урожай овощей и ягод, выращенный самими дошкольниками.

Возможные риски проекта: Посадка рассады огородных культур возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого холодного лета, нехватка теплого периода созревания.

Актуальность проекта

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно острая проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура, ныне живущих людей, могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором пребывает сейчас.

Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает принцип непрерывности процесса развития ребенка-дошкольника. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

• бережного отношения к природе;

• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

• эмоциональной отзывчивости к живой природе;

• положительных эстетических ощущений от любования природой;

• умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

• наблюдения;

• опыты и эксперименты;

• исследования;

• игры;

• труд;

• художественно-эстетическая практика;

• знакомство с природоведческой литературой;

• занятия физкультурой и спортом.

Поэтому при разработке этого проекта, мы использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Прогнозируемый результат:

• знания о строении растений, способах ухода за ними;

• практические навыки и умения проращивания семян, подготовки рассады и грунта к пересаживанию, прополки, полива, сбора урожая;

• развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;

• появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах;

• формирование социокультурных, личностных компетенций.

Этапы реализации проекта:

I ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьей

Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта. Знакомятся с овощными культурами, конкретизируют, систематизируют, углубляют полученные знания

Выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. Проведение консультации для родителей «Участие в проекте «Солнечные грядки».

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, грунт, посадочный материал, садовый инвентарь.

Создание коллекции семян овощей

Помочь в благоустройстве гряд в мини-огороде

II ЭТАП – реализация проекта

На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали видеопрезентации; рассматривали иллюстрации, картины; проводились, дидактические игры, беседы, тематические занятия, решались проблемные ситуации и т. д

Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьей

Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.

Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности

Изготовление мнемотаблиц – алгоритмов по трудовой деятельности на огороде, с рассадой.

Подбор дидактических игр по экологии Изготовление таблиц - указателей с названиями растений.

Ведение дневника наблюдений за растениями и погодой.

Непосредственная работа с посадочным материалом, с рассадой. Уход – посадка, полив, рыхление, прополка, подвязка, пикировка, формировка кустов и т. д.

Конструирование, лепка (на каркасе) с элементами конструирования «Пугало огородное» Аппликация и т. д.

Участие в опытах, экспериментах.

Участие в сюжетно-ролевых играх.

Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, считалок, чистоговорок и т. д.

Слушание и заучивание тематических песенок

Сбор урожая

Подготовка гряд к зимнему сезону

Сбор семян (укроп, тыква) Участие в эстетическом оформлении «огорода»

Закупка посевного материала, грунта, удобрений, контейнеров, садового инвентаря.

Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями

Рецепты для родителей «Вкусно и полезно!»

Подбор информации для детей «Это интересно»

III ЭТАП – заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьей

Проведение вторичной диагностики

Составление отчета о проделанной работе; Оформление документации;

Подготовка презентации проекта. Организация и проведение праздника «В гостях у витаминки»

Проведение конкурса «Овощные фантазии»

Проведение фотовыставки «Я садовод»

Оформление выставки семейных альбомов «Мой зеленый друг»

Защита проектов (индивидуальная, ребенок- родитель)

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.

2. Сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.

3. В результате практической, опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.

4. Увидели многообразие посевного материала.

5. Стали бережнее относиться к растительному миру.

6. Стали более уважительно относиться к труду.

Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Публикации по теме:

Рекомендации по закаливанию «Солнечные и воздушные ванны» Все дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха. Находясь длительное время в плохо проветренных помещениях, они становятся вялыми,.

«Витамины с грядки». Познавательный проект«Витамины с грядки». Познавательный проект Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье — сберегающий; включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.

Фотоотчет. Мини-огород «Луковые грядки»Фотоотчет. Мини-огород «Луковые грядки» Хочу представить вашему вниманию небольшой фотоотчет мини-огорода. В нашем мини-огороде растет только лук. Так получилось, что семена цветов.

Фотоотчёт «Чудо с грядки»Фотоотчёт «Чудо с грядки» Фотоотчёт «Чудо с грядки». В нашем детском саду «Звёздочка» уже стало традицией осенью устраивать выставку совместного творчества детей.

Проект «Газета «Солнечные лучики» Аннотация к проекту газеты «Солнечные лучики» Среди задач, решаемых ФГОС дошкольного образования, – объединение обучения и воспитания.

Игра-экспериментирование «Солнечные зайчики»Игра-экспериментирование «Солнечные зайчики» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт с занятия по экспериментированию со светом. Детки с восторгом приняли предложение поймать солнечного.

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Урожай с грядки» Тема: «Урожай с грядки» Цель: формирование умения различать по внешнему виду овощи; формировать умение включать движения рук по предмету.

Конспект занятия «Солнечные зайчики» Программное содержание: формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира; развивать воображение, мышление в процессе наблюдения,.

Огород на окне «Экспериментальные грядки»Огород на окне «Экспериментальные грядки» Добрый день уважаемые коллеги! Вот и весна!Пора весеннего настроения! Каждый год в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление.

Проект «На окошке грядки у нас всегда в порядке»Проект «На окошке грядки у нас всегда в порядке» Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Взрослые на этом этапе главные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Солнечные грядки»
Опубликовано: 29 мая 2018 в 17:35
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД