ЛЮДМИЛА ГАЛИНА
Проект «Птицы — наши друзья»
Проект
Тема проекта : «Птицы наши друзья»
Проблема: в наше время современные дети не имеют достаточных знаний о птицах, почему их так называют и какую пользу они приносят человеку. Слабые знания о птицах живущих в наших лесах и городах.
Публикация «Проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность: История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Совместно с родителями и воспитателями обучить и закрепить правила поведения в природе и заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Подготовить для детей с помощью родителей фотовыставку зимующих птиц, птицы зимой. Организовать экскурсию в зону наблюдения на территории детского сада. Развешивание кормушек.
Цель проекта : дать детям представление о домашних и диких птицах, о сложности существования в зимний период.
Задачи:
- дать детям представление о домашних и диких птицах, о характерных отличительных особенностях птиц;
- дать детям представление о том, что домашние птицы живут рядом с человеком, а дикие – на воле (в лесу, в поле, боятся человека;
- вызвать желание помогать диким птицам в зимний период;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Организация деятельности над проектом.
Деятельность педагога:
- Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек птиц, материалов для игр.
- Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей
- Подбор методической, художественной, детской литературы;
- Разработка необходимых материалов: конспекты НОД, организация презентации;
- Оформление уголка «Зимующие птицы».
Деятельность детей:
- получают и закрепляют знания поведения в природе.
- воспитывается бережное отношение к окружающему и любовь к родному краю, природе.
- участие в продуктивных видах деятельности;
- заучивание стихов и песен по теме;
- участие в выставке аппликации.
Деятельность родителей:
- Поделки кормушек;
- Разучивание стихов с детьми;
- Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование – разукрашивание птиц в нетрадиционной технике).
Продукты проектной деятельности :
1) Рисование «Зимующие птицы»
2) Аппликация «Кормушка для птиц»
3) Аппликация «Птицы наши друзья»
4) Оформление выставки «Птицы нашего леса»
5) Презентация проекта
6) Развешивание кормушек.
Реализация проекта :
Подготовительный этап:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение литературы, подбор материала.
- Познакомить родителей с темой проекта.
- Консультация для родителей по теме проекта.
- Организация совместной работы с социальными партнёрами на период проекта.
Основной этап:
1. Чтение русских народных сказок и былин, малых фольклорных форм - развивать у детей познавательный интерес, интерес к зимующим птицам; познакомить с пословицами, поговорками, закличками.
2. Чтение рассказа Л. Толстого «Птица свила гнездо» привлекать интерес к художественной литературе, учить грамотно отвечать на вопросы.
3. - Аппликация с элементами рисования «Кладовая птиц» (рисование рябины зимой) Ц. : воспитывать аккуратность.
4. Рисование: «Зимующие птицы» - развивать творчество, точность в изображении птиц.
5. Рисование птиц детей с родителями.
6. - Беседа о правилах поведения в природе. Рассматривание иллюстраций.
7. - П. и. : «Птички и птенчики». Ц. : учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя.
8. Прослушивание песен о птицах.
9. Беседа с детьми, - «Каких птиц ты знаешь?» - познакомить с разными птицами.
10. - Показ слайдов «Птицы», слушание в грамзаписи «Пение птиц». Ц. : доставить детям удовольствие от увиденного и услышанного, воспитывать любовь к птицам, формировать представление о них.
11. Оформление выставки: «Зимующие птицы»
Итоговый этап:
- Развешивание кормушек на территории детского сада.
- Составление портфолио о проделанной работе.
- Подготовка презентации для родителей и педагогов.
ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА (ОСНОВНОЙ ЭТАП)
Сроки/ дата Совместная деятельность Самостоятельная/Свободная творческая деятельность детей Совместная работа родителей с детьми
Образовательная деятельность в режимные моменты Непосредственно-образовательная деятельность
05.02 - П. и. : «День птиц». Ц. : развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться со словами в тексте; через игру закрепить некоторые названия птиц.
- Беседа по мнемотаблице: «Домашние птицы».
- Физкультминутка:
«Воробышки».
Ц. : учить детей выполнять движения соответственно словам.
-Беседа: «Домашние птицы».
Ц. : дать детям представление о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц. Закрепить понятие, что домашние птицы живут рядом с человеком.
- Игра – имитация. Воспитатель в роли бабушки, дети в роли домашних птиц. На определенный зов выходят утята или цыплята. Ц. : учить детей выполнять правила игры. - Д. и. : «Мама и малыш». Ц. : закрепить знание названий домашних птиц и их детенышей.
- Разучивание речевки к пальчиковой разминке. - Изготовление масок утят и цыплят.
- Подборка иллюстраций «Мама и малыш»
06.02 - Игра-ситуация «почему синица и снегирь прилетели из леса в город?»
- Физкультминутка: «Буря и птицы». (Тихо – птицы летают, буря – прячутся)
- Ситуация: «Что мы сделаем с крошками со стола?» Ц. : вызвать желание помочь птицам в зимний период. - Беседа «Дикие птицы». Ц. : закрепить знания о домашних птицах, познакомить с дикими птицами.
- Проблемная ситуация «Почему дикие птицы боятся людей?»
- П. и. : «Воробышки и автомобиль». Ц. : учить детей выполнять правила по сигналу. - Отгадывание описательных загадок на тему «Птицы».
Соотнесение отгадок с картинками.
- Пальчиковый театр: «Курочка ряба». Ц. : развивать мелкую моторику пальцев. - Подготовка кормушек к итоговому мероприятию.
- Изготовление папки на тему: «Как живут птицы зимой?»
07. 02 - Утренняя гимнастика: «Птички весело играют».
- П. и. : «Наседка и цыплята». Ц. : Учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя.
- П. и. «Вороны». Ц. : развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами. - Экскурсия в зону наблюдения на територии детского сада.
- Беседа: «Столовая для птиц». Ц. : дать понятие детям, что такое кормушка и для чего она нужна. - Посчитаем птичек, которые прилетели в нашу «столовую». (Рассматривание иллюстрации) - Консультация родителей на тему: «Тихие игры в природе зимой».
- Печатная информация в уголке для родителей «Правила поведения в природе».
08.02 - Релаксация. Прослушивание звуков природы, голоса птиц. Ц. : учить распознавать птиц по голосам.
- П. и. : «Птички и птенчики». Ц. : учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя.
- Рассматривание иллюстрации «Мы делаем кормушку».
- Движение под музыку «Птички прыгают с ветки на ветку» (имитация движений руками под музыку).
- Аппликация с элементами рисования «Кладовая птиц» (рисование рябины зимой) Ц. : воспитывать аккуратность. - Д. и. «Найди такую же». Ц. : учить детей находить и узнавать птиц, образуя парные картинки. Рассказать, как они называются.
- Экологическая игра «Чудесный мешочек». Ц. : узнать предмет при помощи одного из анализаторов. - Пассильная помощь родителей в организации выставки.
- Составление сказки на тему: «Приключение лесной птички».
09.02 - Беседа о правилах поведения в природе.
Рассматривание иллюстраций.
- Трудовые поручения: приводим в порядок кормушку для птиц. Привести в порядок кормушку и повесить её на дерево. Приучать детей заботиться о птицах.
- Показ слайдов «Птицы», слушание в грамзаписи «Пение птиц». Ц. : доставить детям удовольствие от увиденного и услышанного, воспитывать любовь к птицам, формировать представление о них. - Чтение рассказа Л. Толстого «Птица свила гнездо» Ц. : привлекать интерес к художественной литературе, учить грамотно отвечать на вопросы.
- Беседа по содержанию. Выявление правильности поведения детей.
- Занятие в уголке «Юный художник». (Закрашивание изображения птиц в раскрасках.) Ц. : учить аккуратно закрашивать изображение птичек, правильно держать карандаш. - Оформление папки «Приключение лесной птички»
- Подготовка совместных рисунков детей и родителей на тему: «Моя любимая птичка».
Итоговый этап: - Выставка аппликации: «Птицы наши друзья».
Литература:
1. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
2. Т. М. Бондаренко. «Практический материал по освоению образовательных областей во второй младшей группе детского сада» Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.