Папки-передвижки

Проект во второй младшей группе «Развитие речи посредством устного народного творчества»

Мухамеджанова Зифа
Проект во второй младшей группе «Развитие речи посредством устного народного творчества»

Введение

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития

ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным

средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и

действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым

ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого

является одним из важнейших механизмов формирования общения в

младшем возрасте

Публикация «Проект во второй младшей группе „Развитие речи посредством устного народного творчества“» размещена в разделах

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего

дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются

произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные

формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т. д.).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора

огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей

действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную

форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй

младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего

дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Название проекта

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного

народного творчества»

По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;

По количеству участников: групповой

По характеру контактов: среди детей одной группы

Описание проекта

Проблема: Почему современные дети отстают в своем речевом развитии,

говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в

нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы

причины перечисленных явлений? Несомненно, все вместе – это комплексная

проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд,

является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром

взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных

(живых) способов общения. Мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со

своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в

них заключается суть разрешения любого конфликта.

Устное народное творчество обладает уникальной способностью пробуждать

в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного

творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей,

мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в

межличностных отношениях.

Актуальность проекта :

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не

только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети

чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами!

Особую значимость в развитии речи воспитанников играет фольклор.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с

произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен,

народных сказок. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная

потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него

положительные эмоции, симпатию. Ведь многие народные произведения

позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества –

важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть,

образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и

приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои

игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров

литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного

языка.

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает

реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в

развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое

развитие включает :

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развития связной, грамматической правильной диалогической и

монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

ФОП ДО В области речевого развития основными задачами образовательной

деятельности являются: Интерес к художественной литературе. Обогащать

опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о

животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки,

рассказы, стихотворения). Формировать навык совместного слушания

выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без

него). Способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции

текста (поступки персонажей, последовательность событий в сказках,

рассказах). Формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие

потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из

сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые

строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр. Поддерживать

общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного

рассматривания книжек-картинок, иллюстраций. Поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных произведений. Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

Объект проекта : Устное народное творчество

Предмет проекта : малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки.

Цель проекта : Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества

Задачи проекта : Образовательные: Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

Умение внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки; Умение детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие :

Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

Обогащать чувства, воображение и речь детей.

Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры. Время выполнения:сентябрь2023

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, музыкальный руководитель

РППС проекта Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

Продукт проекта : Фольклорное развлечение с детьми «В гости к бабушке»

Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира. Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.

План мероприятий по реализации проекта

Этап Форма работы Содержание

Подготовительный этап

Опрос –анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре». Использование разных источников при поиске ответа по теме.

Обозначение актуальности и темы будущего проекта. Беседа с родителями

Постановка цели и задач.

Беседа с детьми

Написание проекта.

Составление плана реализации проекта

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки,

литературы по теме.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Литература

Интернет ресурсы

Подписные издания

Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей. Родительское собрание.

Беседы о театре

Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала Составление картотеки, работа с литературой и Интернет

Подбор дидактических игр. Составление картотеки, работа с литературой и интернет

Привлечение родителей к текущему проекту.

Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр). Работа с родителями.

2 этап: Основной.

Сроки реализации Тема совместной деятельности Практический выход

Сентябрь

1неделя

Знакомство с потешками и прибаутками.

2. Знакомство со сказками, через постановку различного вида театра.

3. Знакомство с колыбельными.

4. Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами.

Создание картотеки малых фольклорных жанров, народных игр и хороводов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики

в творческом уголке раскрасками с персонажами сказок.

НОД «В гости к бабушке»

Создание фонотеки устного народного творчества

НОД «Колыбельная для Катеньки»

Создание фонотеки и картотеки колыбельных песен

Кукольное представление «Колобок»

Создание картотеки народных игр и хороводов.

3 этап: Заключительный

Этап Форма работы Содержание

Заключительный этап 1. Показ открытого фольклорного развлечения с детьми второй младшей группы.

2. Подведение итогов и перспектива на следующий год. Фольклорное развлечение с детьми «В гости к бабушке»

определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на год.

В ходе реализации проекта :

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь. Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа). Цель: закрепить представление детей об осеннем времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект во второй младшей группе «Развитие речи посредством устного народного творчества»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 07:13
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД