Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»

Елена Штыкова
Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»

Тема проекта: «Юные исследователи»

Групповой детский поисково - познавательный проект МБДОУ№6 ЗАТО Озёрный.

Тема проекта: "Юные исследователи"

Проект разработал: воспитатель старшей группы Штыкова Е. Н.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Вид проекта: поисково- познавательный, с участием взрослых.

Тема проёкта:

Опыты «Вершки и корешки»

Участники проекта:

- дети подготовительной группы,

-воспитатели,

-родители.

Цель проекта:

Обогатить знания детей о развитии растений и их видоизменение.

Задачи проекта:

1Развивать познавательный интерес, любознательность и мыслительную активность детей в процессе практического экспериментирования.

2 Обобщать представления детей о зависимости состояния растений от условий среды и ухода.

3 Совершенствовать умение вести наблюдения за объектом, делать выводы, фиксировать результат, устанавливать причинно-следственнные связи.

4 Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и человека.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

Однако такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.

Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя.

Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Ознакомление дошкольников со строением, значением функций, видоизменением частей растений занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая детей в процесс поиска, мы создаём предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий.

Таким образом, данные диагностик показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, на наш взгляд, может стать поисково- познавательный проект.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

1. Подготовительный этап:

1. Поддержание повышенного интереса детей к поисково- познавательной деятельности.

2. Создание в группе технической базы для детского экспериментирования, опытов, наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

3. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

4. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

5. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.

6. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

7. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

8. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам, оформлению тематических стенгазет. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

2. Исследовательский этап

- Теоретическая часть:

- составление перспективного плана,

- разработка конспектов и сценариев мероприятий,

- подбор художественной литературы.

- Практическая часть:

- Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Радуга»)

- Связь с другими видами деятельности:

- Продуктивная (рисование)

- Познавательно-исследовательская (опытническая лаборатория)

- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, путешествие по оси времени)

- Учебная (трудовая деятельность, речевое развитие)

- Игровая (организация вечеров- досугов: «А знаете ли вы.?», «Неизведанное рядом», «Юные исследователи».)

- Привлечение родителей (газеты «Лук о семи недуг», «Французские бобы- фасоль», акция «Витаминный огород», создание альбомов «Культурные и дикорастущие растения», домашнее экспериментирование.)

3. Обобщающий этап.

-Заключительный этап:

1. Диагностика (результативно-сравнительный анализ) .

Новизна разработки

В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково – познавательной деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о растениях как живых организмах (рост, потребность в уходе, размножение). Взрослые и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Ожидаемые результаты:

Детское экспериментирование – метод целенаправленного практического действия, с помощью которого сформируется собственный жизненный опыт ребенка.

Созданная развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя поисково- познавательную деятельность педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории, чтобы найти решение. Благодаря этому у них сформируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Постоянные наблюдения и уход за растениями, разовьют у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта, с позиций хорошо – плохо.

Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»
Публикации по теме:

Педагогический проект «Влияние синтеза искусства на развитие личности старшего дошкольника» Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Автор публикации:
Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 21:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...