Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»

Елена Штыкова
Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»

Тема проекта: «Юные исследователи»

Групповой детский поисково - познавательный проект МБДОУ№6 ЗАТО Озёрный.

Тема проекта: "Юные исследователи"

Проект разработал: воспитатель старшей группы Штыкова Е. Н.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Вид проекта: поисково- познавательный, с участием взрослых.

Тема проёкта:

Опыты «Вершки и корешки»

Участники проекта:

- дети подготовительной группы,

-воспитатели,

-родители.

Цель проекта:

Обогатить знания детей о развитии растений и их видоизменение.

Задачи проекта:

1Развивать познавательный интерес, любознательность и мыслительную активность детей в процессе практического экспериментирования.

2 Обобщать представления детей о зависимости состояния растений от условий среды и ухода.

3 Совершенствовать умение вести наблюдения за объектом, делать выводы, фиксировать результат, устанавливать причинно-следственнные связи.

4 Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и человека.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

Однако такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.

Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя.

Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Ознакомление дошкольников со строением, значением функций, видоизменением частей растений занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая детей в процесс поиска, мы создаём предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий.

Таким образом, данные диагностик показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, на наш взгляд, может стать поисково- познавательный проект.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

1. Подготовительный этап:

1. Поддержание повышенного интереса детей к поисково- познавательной деятельности.

2. Создание в группе технической базы для детского экспериментирования, опытов, наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

3. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

4. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

5. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.

6. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

7. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

8. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам, оформлению тематических стенгазет. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

2. Исследовательский этап

- Теоретическая часть:

- составление перспективного плана,

- разработка конспектов и сценариев мероприятий,

- подбор художественной литературы.

- Практическая часть:

- Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Радуга»)

- Связь с другими видами деятельности:

- Продуктивная (рисование)

- Познавательно-исследовательская (опытническая лаборатория)

- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, путешествие по оси времени)

- Учебная (трудовая деятельность, речевое развитие)

- Игровая (организация вечеров- досугов: «А знаете ли вы.?», «Неизведанное рядом», «Юные исследователи».)

- Привлечение родителей (газеты «Лук о семи недуг», «Французские бобы- фасоль», акция «Витаминный огород», создание альбомов «Культурные и дикорастущие растения», домашнее экспериментирование.)

3. Обобщающий этап.

-Заключительный этап:

1. Диагностика (результативно-сравнительный анализ) .

Новизна разработки

В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково – познавательной деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о растениях как живых организмах (рост, потребность в уходе, размножение). Взрослые и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Ожидаемые результаты:

Детское экспериментирование – метод целенаправленного практического действия, с помощью которого сформируется собственный жизненный опыт ребенка.

Созданная развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя поисково- познавательную деятельность педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории, чтобы найти решение. Благодаря этому у них сформируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Постоянные наблюдения и уход за растениями, разовьют у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта, с позиций хорошо – плохо.

Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»
Публикации по теме:

Педагогический проект «Влияние синтеза искусства на развитие личности старшего дошкольника» Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Автор публикации:
Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 21:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...