Лучший педагог года

Проект «Занимательная физика»

юлия горбатенко
Проект «Занимательная физика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 34

г. ЕЙСКА МО ЕЙСКИЙ РАЙОН

образовательный проект

тема: Развитие познавательных способностей у старших дошкольников через

экспериментальную деятельность.

«Занимательная физика»

вид проекта : познавательно – исследовательский.

тип проекта : среднесрочный.

участники проекта : дети подготовительной группы «Дюймовочка».

автор проекта : воспитатель Горбатенко Юлия Александровна

г. Ейск, 2017

Публикация «Проект „Занимательная физика“» размещена в разделах

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

ПРОБЛЕМА:

У детей старшего возраста складываются определенные представления о физических явлениях. Это и не удивительно. Телевидение, радио, технические игры и игрушки — вот источники этих представлений.

Но если взрослые не объясняют детям физические явления, не дают им толкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными. Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» (К. Д. Ушинский).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Систематизировать знания детей об основных физических явлениях (свойствах жидкостей);

развивать логическое мышление: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты; развивать мыслительные операции, речь;

воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.

ПЛАН РАБОТЫ:

• Просмотр мультфильмов, сказок.

• загадывание загадок,

• чтение художественной литературы,

• беседы,

• рассматривание иллюстраций, мини - альбома «Физика для дошколят»,

• игры,

• рисунки,

• наблюдения,

• экспериментирование.

• консультации для родителей,

• составление рассказов (сказок) «Путешествие в страну Физики».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

показ презентации «Занимательная физика» (подведение итогов);

Защита проекта на районной конференции.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

актуализация знаний и затруднение детей на основе модели трех вопросов: «Что мы знаем?» «Что мы хотим узнать?» «Что сделать, чтобы узнать?»;

определение проблемы, цели и задач проекта;

подбор детской литературы: энциклопедии, загадки, стихи, рассказы, сказки;

подбор материала для проведения экспериментальных работ;

предложить родителям принять активное участие в проекте «Занимательная физика»;

изготовление мини-альбома «Опытно – экспериментальная деятельность в группе «Дюймовочка» (фотоматериал);

подготовить наглядно – стендовую информацию для родителей на тему: «Значение экспериментальной деятельности для дошкольников».

II ЭТАП – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Беседы: «Для чего нужна вода?», «Что мы знаем о воде?», «Какие предметы могут плавать?», «Значение воды для организма человека»;

рассматривание иллюстраций, картин: К. Крыжицкий «Озеро», П. Брюллов «Пейзаж с рекой», И. Левитан «На озере» и др. ;

чтение художественной литературы: Б. Заходер «Течёт река»,

К. Паустовский «Поэзия дождя», М. Пришвин «Сытые пузыри», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Краденое солнце»; загадывание загадок о воде;

прослушивание грамзаписей; пение песен, потешек: «Кап, кап!», «Дождик, лей!», «Водичка, водичка, умой моё личико»;

проведение игр с водой: «Что вредно и полезно для воды?», Лото «Кому нужна вода?», «Загадочные человечки»;

накопление методического материала;

работа с родителями:

оформление наглядно – стендовой информации для родителей на тему: «Значение экспериментальной деятельности для дошкольников»;

консультация для родителей на тему: «Как организовать домашнюю лабораторию».

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Сектор экспериментирования», в который входят:

зона экспериментирования;

уголок природы;

материалы (природный, бросовый, технический и медицинский); продукты (разные виды круп, масло растительное) и оборудование для опытов ( прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки).

дидактические, настольно – печатные игры;

книги и энциклопедии;

глобус.

Результаты экспериментов отображались в проекте в форме : фотоматериала, дневника наблюдений, коллекций, макетов, презентаций и т. д.

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Презентация проекта «Занимательная физика» (подведение итогов);

Участие в работе районной педагогической конференции;

Сборник фотоматериала «Экспериментирование со старшими дошкольниками».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;

формирование у детей знания о свойствах воды и других жидкостей;

проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;

интерес и активное участие в проектной деятельности;

установлены отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами;

активное участие родителей в реализации проекта;

развитие речи, словарного запаса.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

• Активизация интереса детей к окружающему миру, природе вещей;

• Приобретение практических знаний и умение их применять в жизни;

• Укрепление связей между детским садом и семьёй.

ВЫВОД:

Данный проект считаю полностью реализованным. В ходе работы дети были очень активны, с большим удовольствием принимали участие в беседах, играх, в проведении опытов.

Проект «Занимательная физика» помог повысить уровень собственной компетентности, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно научных представлений дошкольников. В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольники научились наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы, соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несё т в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т. Н. Доронова, М. : ТЦ Сфера, 2002. – 114 с.

3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. // О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.

4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». - М. : ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. (Серия «Программа развития».)

5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)

6. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей» : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

7. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы. Рекомендации /Сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. – 128 с., ил.

8. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы – составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. - 160 с.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фланелеграф — занимательная и увлекательная играФланелеграф — занимательная и увлекательная игра Котлинская Полина Николаевна Изготовление фланелеграфа. Фланелеграф – это учебное наглядное пособие: доска или картон обтянутые фланелью,.

Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе Краткосрочный проект в старшей группе по теме: «Занимательная математика» «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить.

Лэпбук «Занимательная геометрия»Лэпбук «Занимательная геометрия» Знакомство детей с миром математики начинается уже в дошкольном возрасте. Одной из задач до школьного воспитания является формирование.

Лэпбук по математике «Занимательная математика»Лэпбук по математике «Занимательная математика» ЛЭП бук по математике. «Занимательная Математика.» Разработанное дидактическое пособие помогает детям формировать логико-математические.

Лэпбук «Занимательная математика»Лэпбук «Занимательная математика» ЛЭП БУК «Занимательная математика» Возраст 6 лет. Образовательная область: Познания «Математика» Воспитатели: Котова Е. Г. В данном «ЛЭП.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Химия и физика вокруг нас» Тип занятия: внеклассное мероприятие – «Своя игра». Цель: формирование разносторонней личности, обладающей мобильностью и компетентностью.

НОД «Физика для малышей. Звук» (старшая группа) Воспитатель: Болдыханова Е. И. Тема: «Физика для малышей. Звук» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с понятием "Звук", дать элементарные.

Проект «Занимательная математика» Разработчик: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 г. Усть - Лабинска Екатерина Николаевна Сидюкова. Участники: воспитанники.

Программа кружка «Занимательная математика» Автор- составитель: воспитатель Храмова Ирина Вячеславовна. Пояснительная записка. Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей.

Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке»Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием технологии «Игры с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Занимательная физика»
Опубликовано: 1 октября 2017 в 19:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД