Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе

Мария Гутникова
Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №33

Детский сад общеразвивающего вида

Автор проекта воспитатель МБДОУ № 33 г. Тула

Гутникова М. П.

Срок реализации проекта – 1.5 месяца (с середины марта до конца апреля).

Участники: дети, педагог и родители (законные представители).

Цель: создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения к земле и воде как источников жизни и здоровья человека.

Задачи по образовательным областям:

Познания

• Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

• Расширять представление детей о различных природных объектах (почва, вода).

Здоровье

• Формировать представления детей о здоровом образе жизни.

• Расширять представления детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.

Безопасность

• Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе

Труд

• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.

Коммуникация

• Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.

• Развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми.

Художественное творчество

• Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.

• Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Социализация

• Развивать игровую деятельность детей.

• Приобщать к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Чтение художественной литературы

• Развивать интерес к познавательной литературе.

Актуальность проекта

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогичеcкого воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акция «Земля – наш дом», приуроченная ко Дню Земли – 22 апреля и предновогодняя «Зеленая елочка –живая иголочка» имеют в экологическом воспитании чрезвычайно важное значение: участие в реальных практических делах, выходах за пределы детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Важное место занимают темы «Лес» и «Вода». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека, а также получают знания о водных экосистемах, уточняют представления о свойствах воды.

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Идеи проекта

Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и НОД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации этого проекта.

Показатели результативности

Работа по реализации проекта велась в двух направлениях:

• Работа педагога с воспитанниками

• Работа пегагога с родителями.

Работа педагога с воспитанниками:

Непосредственно образовательная деятельность

- Совместная деятельность взрослого и ребенка

- Самостоятельная деятельность детей

- Экскурсии и наблюдения

- Чтение художественной литературы

- Изобразительная деятельность

- Конструирование

- Досуг и развлечения

- Акции, игра

Работа педагога с родителями включает:

- Анкетирование

- Папки-передвижки

- Совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм

- Конкурсы, викторины

- Фотовыставки

- Мастер-класс

Этапы реализации проекта

Подготовительный. Разработка проекта «Земля – наш дом родной»

1. Изучить литературу по теме

2. Подобрать материал для развития творчества детей

3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.

4. Составить план реализации проекта.

Играя в группе, дети находят флажок с сигналом SOS, воспитатель спрашивает детей:

- Подумайте, что означает сигнал SOS?

- Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

- Для кого природа является домом?

- Знаете ли вы, как загрязняется наша планета Земля?

Ответы детей SOS – сигнал бедствия.

Там, где установлен флажок с сигналом SOS, там требуется помощь.

Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства, понимать, как живут все живые существа. Воспитатель спрашивает:

- Надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS?

- Кто такие юные защитники природы?

- Хотите ли познакомиться с книгой «Экология в картинках» В. Н. Танасийчук, в которой рассказывается о доме для разных живых существ, растений, животных, людей.

Реализация проекта

1. Непосредственно образовательная деятельность

• «Лес в жизни человека» (интеграция познавательной и продуктивой деятельности)

• «Кому нужна вода» (познавательное развитие и исследовательская деятельность)

2. Самостоятельная деятельность в центрах развития.

3. Беседы

• Значение почвы и воды в жизни всего живого

• Можно ли жить без воды?

• Мы друзья природы

• Лес и наше здоровье

4. Изготовление детьми книжек-самоделок.

5. Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».

6. Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».

7. Работа с пословицами о родной земле

8. Дидактические игры: «Цепочки в лесу», «Дары леса».

9. Совместно с родителями и детьми изготовлены плакаты к акциям

• «Зеленая елочка – живая иголочка»

• «Земля – наш дом»

• Информационный стенд «Панорама добрых дел».

Взаимодействие с родителями

- Составлена памятка «О бережном отношении к земле и воде».

- Для родителей и детей проведен мастер-класс «Поделки из природного материала» и оформлена выставка к празднику Земли.

Заключительным этапом стал «Праздник Земли».

Совместное творчество детей, родителей и педагога.

Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе

«Вкусные зверушки» из разных овощей.

Забавные поделки из карандашных стружек.

Выставка работ детей и родителей

- Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Путешествие».

- Оформлена фотовыставка «Мы любим нашу планету».

- Проведен субботник по уборке участка детского сада, расчистке газонов, окапыванию деревьев, в котором участвовали дети, родители и сотрудники детского сада.

- Организована экскурсия в «Парк отдыха Пролетарского района»

- Проведено анкетирование для родителей.

Таким образом, в ходе реализации проекта дети

- знают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – все условия для живых существ;

- за год дети совершили много добрых поступков, с интересом наблюдали за природой, заботились о живых существах, стали юными защитниками природы;

- дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

- в результате работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей, вследствие чего они стали активными участниками проекта.

Литература

Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

Плешаков А. А. От земли до неба

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Рыжова Н. А. Почва – живая земля

Николаева С. Н. Юный эколог

Приложение

Непосредственно образовательная деятельность «Лес в жизни человека»

Программное содержание:

Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства – грибы, ягоды, древесину, пушнину. Из древесины делают мебель, дома, бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Безопасность, Художественный труд, Здоровье.

Материалы и организация

Созданы экспозиции «Что делают из древесины», «Лес – наше здоровье», «Дары леса», «Лес глазами художников». Важной стала экспозиция художественных изделий, где были представлены репродукции картин с лесными пейзажами, эстампы, хохломские изделия, разные красивые предметы и сувениры, на которых отражены лесные явления. Дети увидели картины «Лесник спасает зайцев», «Зимняя подкормка диких животных», «Картины из жизни диких животных». Целью последней экспозиции было показать, как люди заботятся о лесе. Выставку посетили дети других возрастных групп и родители. В свободное время дети пересадили лечебное комнатное растение алоэ, где советами помогала им кукла Доктор Айболит.

Непосредственно образовательная деятельность

«Кому нужна вода».

Программное содержание:

Уточнить представление детей о том, что вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, помещений, для полива растений. Познакомиться с круговоротом воды в природе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Безопасность, Художественный труд, Здоровье.

Праздник «День Земли»

Программное содержание:

Уточнить представление детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура). Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей. Этот дом надо беречь.

Материал и оформление

НОД проводится в музыкальном зале, куда были приглашены родители, дети старших групп. Зал празднично украшен, на центральной стене изображение планеты Земля, усыпанной цветами, внизу кололья, васильки. На боковой стене – выставка рисунков детей, посвященных природе, походные фотографии, поделки из природного материала, самодельные книжки.

В торжественной части дети получили свидетельства «Юный эколог». Во второй части – развлечение: танцевали, дети пели песни о родине, читали стихи, рассказывали пословицы о родной земле.

Праздник «День Земли».

Награждены медалями наши «зеленые патрули»

Танец с колосьями

Анкеты для родителей «Экологическое образование в семье».

Предварительная диагностика

Анкетирование родителей. №1

Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные (кошки, рыбки, собака, хомячок и др.).

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными ли растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать

5. Есть ли у ребенка уголок природного материала?

6. Бываете ли с ребенком на природе?

7. Если да, то где?

8. С какой целью?

9. Снимаете ли вы фотографии на тему «природа»?

10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

11. Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей?

12. Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослых?

13. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?

Итоговая диагностика

Анкетирование №2

Цель: выявить уровень активности участия родителей и воспитанников в эколого-образовательном пространстве дошкольного учреждения

1. Как вы относитесь к работе экологического клуба «Друзья природы»?

2. Какие темы вам были более интересны?

3. Изменилось ли ваше отношение к экологическому воспитанию?

4. Какую, на ваш взгляд, функцию должна выполнять территория дошкольного учреждения? Оздоровительную? Рекреационную? Учебно-просветительскую?

5. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Тула, 2013

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Социальный проект по улучшению экологической обстановки в микрорайоне «Мой маленький мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 Гнездышко» Срок реализации проекта – 1 год Старшая группа.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Архитектура, дома
  • Дикие животные
Автор публикации:
Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе
Опубликовано: 16 июня 2013 в 17:17
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей...
Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» Мищенко Юлия...
Тематическая папка — лэпбук «Правила дорожного движения»
Тематическая папка - лэпбук «Правила дорожного движения» Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной...
Лэпбук «Мир, труд, май»
Доброго всем! Как и обещала вчера, выкладываю лэпбук. Но мы с Оксаной Корнеевой посоветовались и решили, что она сама про Челябинск опубликует. Это будет...
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию ( рисование) в подготовительной группе «Русская матрёшка»...
Фотоотчёт развлечения по ПДД и пожарной безопасности
Фотоотчёт развлечения по ПДД и пожарной безопасности Под веселую музыку в спортивный зал входят команды детей. Вед: Везде и всюду правила. Их надо...