Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе

Мария Гутникова
Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №33

Детский сад общеразвивающего вида

Автор проекта воспитатель МБДОУ № 33 г. Тула

Гутникова М. П.

Срок реализации проекта – 1.5 месяца (с середины марта до конца апреля).

Участники: дети, педагог и родители (законные представители).

Цель: создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения к земле и воде как источников жизни и здоровья человека.

Задачи по образовательным областям:

Познания

• Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

• Расширять представление детей о различных природных объектах (почва, вода).

Здоровье

• Формировать представления детей о здоровом образе жизни.

• Расширять представления детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.

Безопасность

• Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе

Труд

• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.

Коммуникация

• Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.

• Развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми.

Художественное творчество

• Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.

• Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Социализация

• Развивать игровую деятельность детей.

• Приобщать к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Чтение художественной литературы

• Развивать интерес к познавательной литературе.

Актуальность проекта

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогичеcкого воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акция «Земля – наш дом», приуроченная ко Дню Земли – 22 апреля и предновогодняя «Зеленая елочка –живая иголочка» имеют в экологическом воспитании чрезвычайно важное значение: участие в реальных практических делах, выходах за пределы детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Важное место занимают темы «Лес» и «Вода». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека, а также получают знания о водных экосистемах, уточняют представления о свойствах воды.

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Идеи проекта

Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и НОД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации этого проекта.

Показатели результативности

Работа по реализации проекта велась в двух направлениях:

• Работа педагога с воспитанниками

• Работа пегагога с родителями.

Работа педагога с воспитанниками:

Непосредственно образовательная деятельность

- Совместная деятельность взрослого и ребенка

- Самостоятельная деятельность детей

- Экскурсии и наблюдения

- Чтение художественной литературы

- Изобразительная деятельность

- Конструирование

- Досуг и развлечения

- Акции, игра

Работа педагога с родителями включает:

- Анкетирование

- Папки-передвижки

- Совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм

- Конкурсы, викторины

- Фотовыставки

- Мастер-класс

Этапы реализации проекта

Подготовительный. Разработка проекта «Земля – наш дом родной»

1. Изучить литературу по теме

2. Подобрать материал для развития творчества детей

3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.

4. Составить план реализации проекта.

Играя в группе, дети находят флажок с сигналом SOS, воспитатель спрашивает детей:

- Подумайте, что означает сигнал SOS?

- Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

- Для кого природа является домом?

- Знаете ли вы, как загрязняется наша планета Земля?

Ответы детей SOS – сигнал бедствия.

Там, где установлен флажок с сигналом SOS, там требуется помощь.

Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства, понимать, как живут все живые существа. Воспитатель спрашивает:

- Надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS?

- Кто такие юные защитники природы?

- Хотите ли познакомиться с книгой «Экология в картинках» В. Н. Танасийчук, в которой рассказывается о доме для разных живых существ, растений, животных, людей.

Реализация проекта

1. Непосредственно образовательная деятельность

• «Лес в жизни человека» (интеграция познавательной и продуктивой деятельности)

• «Кому нужна вода» (познавательное развитие и исследовательская деятельность)

2. Самостоятельная деятельность в центрах развития.

3. Беседы

• Значение почвы и воды в жизни всего живого

• Можно ли жить без воды?

• Мы друзья природы

• Лес и наше здоровье

4. Изготовление детьми книжек-самоделок.

5. Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».

6. Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».

7. Работа с пословицами о родной земле

8. Дидактические игры: «Цепочки в лесу», «Дары леса».

9. Совместно с родителями и детьми изготовлены плакаты к акциям

• «Зеленая елочка – живая иголочка»

• «Земля – наш дом»

• Информационный стенд «Панорама добрых дел».

Взаимодействие с родителями

- Составлена памятка «О бережном отношении к земле и воде».

- Для родителей и детей проведен мастер-класс «Поделки из природного материала» и оформлена выставка к празднику Земли.

Заключительным этапом стал «Праздник Земли».

Совместное творчество детей, родителей и педагога.

Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе

«Вкусные зверушки» из разных овощей.

Забавные поделки из карандашных стружек.

Выставка работ детей и родителей

- Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Путешествие».

- Оформлена фотовыставка «Мы любим нашу планету».

- Проведен субботник по уборке участка детского сада, расчистке газонов, окапыванию деревьев, в котором участвовали дети, родители и сотрудники детского сада.

- Организована экскурсия в «Парк отдыха Пролетарского района»

- Проведено анкетирование для родителей.

Таким образом, в ходе реализации проекта дети

- знают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – все условия для живых существ;

- за год дети совершили много добрых поступков, с интересом наблюдали за природой, заботились о живых существах, стали юными защитниками природы;

- дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

- в результате работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей, вследствие чего они стали активными участниками проекта.

Литература

Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

Плешаков А. А. От земли до неба

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Рыжова Н. А. Почва – живая земля

Николаева С. Н. Юный эколог

Приложение

Непосредственно образовательная деятельность «Лес в жизни человека»

Программное содержание:

Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства – грибы, ягоды, древесину, пушнину. Из древесины делают мебель, дома, бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Безопасность, Художественный труд, Здоровье.

Материалы и организация

Созданы экспозиции «Что делают из древесины», «Лес – наше здоровье», «Дары леса», «Лес глазами художников». Важной стала экспозиция художественных изделий, где были представлены репродукции картин с лесными пейзажами, эстампы, хохломские изделия, разные красивые предметы и сувениры, на которых отражены лесные явления. Дети увидели картины «Лесник спасает зайцев», «Зимняя подкормка диких животных», «Картины из жизни диких животных». Целью последней экспозиции было показать, как люди заботятся о лесе. Выставку посетили дети других возрастных групп и родители. В свободное время дети пересадили лечебное комнатное растение алоэ, где советами помогала им кукла Доктор Айболит.

Непосредственно образовательная деятельность

«Кому нужна вода».

Программное содержание:

Уточнить представление детей о том, что вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, помещений, для полива растений. Познакомиться с круговоротом воды в природе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Безопасность, Художественный труд, Здоровье.

Праздник «День Земли»

Программное содержание:

Уточнить представление детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура). Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей. Этот дом надо беречь.

Материал и оформление

НОД проводится в музыкальном зале, куда были приглашены родители, дети старших групп. Зал празднично украшен, на центральной стене изображение планеты Земля, усыпанной цветами, внизу кололья, васильки. На боковой стене – выставка рисунков детей, посвященных природе, походные фотографии, поделки из природного материала, самодельные книжки.

В торжественной части дети получили свидетельства «Юный эколог». Во второй части – развлечение: танцевали, дети пели песни о родине, читали стихи, рассказывали пословицы о родной земле.

Праздник «День Земли».

Награждены медалями наши «зеленые патрули»

Танец с колосьями

Анкеты для родителей «Экологическое образование в семье».

Предварительная диагностика

Анкетирование родителей. №1

Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные (кошки, рыбки, собака, хомячок и др.).

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными ли растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать

5. Есть ли у ребенка уголок природного материала?

6. Бываете ли с ребенком на природе?

7. Если да, то где?

8. С какой целью?

9. Снимаете ли вы фотографии на тему «природа»?

10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

11. Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей?

12. Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослых?

13. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?

Итоговая диагностика

Анкетирование №2

Цель: выявить уровень активности участия родителей и воспитанников в эколого-образовательном пространстве дошкольного учреждения

1. Как вы относитесь к работе экологического клуба «Друзья природы»?

2. Какие темы вам были более интересны?

3. Изменилось ли ваше отношение к экологическому воспитанию?

4. Какую, на ваш взгляд, функцию должна выполнять территория дошкольного учреждения? Оздоровительную? Рекреационную? Учебно-просветительскую?

5. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Тула, 2013

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Социальный проект по улучшению экологической обстановки в микрорайоне «Мой маленький мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 Гнездышко» Срок реализации проекта – 1 год Старшая группа.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Дикие животные
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе
Опубликовано: 16 июня 2013 в 17:17
+33
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...