Папки-передвижки

Конспект занятия в рамках проектной деятельности для старшей группы «Русская изба»

Елена Колсанова
Конспект занятия в рамках проектной деятельности для старшей группы «Русская изба»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательные

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, сундук, люлька (зыбка, кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар и т. д.);

2. Обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами (чугун, рушник, порты, сундук, зыбка и т. д.)

Развивающие

Публикация «Конспект занятия в рамках проектной деятельности для старшей группы „Русская изба“» размещена в разделах

1. Развивать связную речь, коммуникативные умения при помощи игр;

2. Вызвать интерес к русскому фольклору, народным традициям;

3. Совершенствовать умение работать в коллективе;

Воспитательные

1. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, лавки, старинная посуда, зыбка, русская народная одежда и т. д.); дидактическая игра «Что было, что стало», на каждый стол (на четыре ребенка); атласная ленточка для игры «игра с лентой»; музыкальное сопровождение «Русская народная».

Ход: Звучит русская народная музыка. Дети и воспитатель в русских народных костюмах заходят в группу.

-Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Скажите, пожалуйста, почему мы сегодня нарядились в русские народные костюмы?

Ответы детей:

Правильно (обобщаю, дополняю ответы детей, мы изучаем как люди жили в старину. А так они одевались.

Ребята, гости узнали, что у нас в группе появился необычный уголок. Им очень интересно, что же это за удивительное место. Кто нам скажет, что это за уголок?

Ответы детей.

Правильно, (обобщаю, дополняю ответы детей) это Русская изба. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Давайте мы все вместе пойдем и познакомимся с хозяйкой дома.

В избе детей встречает хозяйка (Е. М., в русском народном костюме.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие, присаживайтесь. «Сядем рядком, да поговорим ладком» - говорили в старину.

Ребята, а как вы думаете, из какого дерева строили дома?

Сейчас я Вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Ребята, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте ещё одну мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

(Если дети затрудняются ответить, загадываю вторую загадку).

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Правильно, ребята. Это русская Печь, сердце дома. Из чего делали печь?

Правильно, из кирпича. Потом обмазывали глиной. Для чего нужна печь?

(Обобщаю, дополняю ответы детей).

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали (показываю рукой лежанку печки) младшие детки и старики, сушили одежду, ягоды, грибы, целебные травы и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Что же готовили в русской печи?

Правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Обратите внимание, что стоит в печи (чугунок, а у печи? (Кочерга, ухват).

(Показываю детям чугунок) Как вы думаете, зачем нужен чугунок?

Ответы детей.

- В чугунке варили кашу и щи.

В печке горячо, руками чугун не поставишь. И для этого предназначен ухват (показываю, как ухватом ставить чугунок в печь).

Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете?

Ответы детей.

Правильно ребята, в старину, (обобщаю, дополняю ответы детей) семьи были большие, по пять, по семь, даже по двенадцать детей. Рассаживались они за стол на лавки. Потому и были столы и лавки длинными. На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало.

В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы.

Ребята, почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, плели лапти, девицы вышивали, шили одежду (показываю предметы детям). Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Русская народная игра : «Игра с лентой».

Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

(Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит) :

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Ребята, давайте посмотрим, что же ещё есть в русской избе.

А вот на крюке, забитом в потолок, висит колыбелька для самого маленького в семье (показываю колыбельку (люлька, зыбка).

Сядет мамочка рядышком и поет своему сыночку или доченьке песенку колыбельную (пою колыбельную песенку)

Баю-баю, баю-бай,

Спи мой сладкий засыпай,

Гуленьки-гуленьки,

Сели к сыну в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стал сыночек засыпать.

А давайте вместе споем, только тихонечко, не громко. (Хозяюшка поет вместе с детьми колыбельную).

Вот и уснуло наше дитя.

Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:

«Прячет бабушка в нем вещи

сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут … (сундук)»

Ответы детей.

Правильно, ребятушки, это сундук. Смотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей: это - рушник, полотенцем вы теперь называете. В сундуке у меня и одежда вся хранится.

(Достаю из сундука женскую народную одежду).

- На Руси основной одеждой для женщин были сарафан и сорочка – рубаха, сверху одевали душегрею. В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Считалось, что она отводит всякую беду и приносить здоровье, удачу и богатство.

Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины?

Ответы детей.

(Обобщаю, дополняю ответы детей).

Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показываю головные уборы).

(Достаю из сундука мужской костюм).

Ребята это у нас мужской костюм. Основой мужского костюма так же была рубаха. Это рубаха-косоворотка. Кто из вас догадался, почему она так называется?

Ответы детей.

Она так называется потому, что разрез ворота находится не по середине, а на боку (косо) (показываю детям). От этого и название такое.

Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов – портов (от слова «портки»). Рубаху подпоясывали длинным поясом – кушаком.

Что за обувь тогда носили?

Ответы детей.

Правильно, на Руси широко распространены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.

Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

До свидания.

Итог занятия :

Дети и воспитатель возвращаются в группу :

Ребята, мы с вами сегодня посетили уголок «Русской избы». Вам понравилось?

Ребята, мне хочется узнать, что вы запомнили. И в этом мне поможет игра «Что было в старину, что стало теперь». У вас на столах лежать картинки с предметами старины (посуда, одежда, обувь, и предметы, которые мы с вами теперь используем. Те предметы, которые мы используем в наше время, вы собираете к домику многоэтажному. Предметы, которые использовались в старину, вы собираете к деревенскому домику. Потом, рассказываете, что было и что стало.

Например: Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги) (Показываю детям карточки).

Дети работают за столами.

Молодцы ребята, вы все запомнили, и нашим гостям тоже было очень интересно узнать, как жили раньше.

Публикации по теме:

Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!»Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию Фотоотчет по итогам проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников:.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект занятия по аппликации из бумаги в рамках кружковой деятельности «Новогодняя открытка» в старшей группеКонспект занятия по аппликации из бумаги в рамках кружковой деятельности «Новогодняя открытка» в старшей группе Задачи: научить детей делать новогоднюю открытку в технике айрис - фолдинг. Познакомить с празднованием Нового года на Руси. Формировать.

Конспект занятия по аппликации в рамках кружковой деятельности «Варежка» в старшей группеКонспект занятия по аппликации в рамках кружковой деятельности «Варежка» в старшей группе Задачи: рассказать детям об истории появления варежек на Руси. Продолжать учить детей создавать поделки из бумаги в технике айрис – фолдинг.

Конспект занятия по конструированию из бумаги в рамках кружковой деятельности «Осенний букет» в старшей группеКонспект занятия по конструированию из бумаги в рамках кружковой деятельности «Осенний букет» в старшей группе Задачи: познакомить с техникой работы с бумагой айрис – фолдинг. Учить детей приклеивать готовые полоски к шаблону в определенном порядке.

Обзорная экскурсия с детьми подготовительной к школе группы «Русская изба»Обзорная экскурсия с детьми подготовительной к школе группы «Русская изба» Этнографический музей «Русская горница» основан 2 сентября 2009 года Руководитель музея Ремигайло Надежда Владимировна, воспитатель Помощник.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в рамках проектной деятельности для старшей группы «Русская изба»
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 21:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД