Лучший педагог года

Проектная деятельность как средство поддержки инициативы слабовидящего ребенка (2 фото)

Ольга Владимировна Калашникова
Проектная деятельность как средство поддержки инициативы слабовидящего ребенка

«Интересы, идеи детей, их инициатива,

совместный выбор и решение - вот что находится в

центре внимания работы над проектами в дошкольных организациях.

Что такое проект и с чего он начинается?

Какие темы используются для него?

Как воспользоваться детскими идеями для организации нового проекта

цитата из издания Е. Райхерт-Гархаммер «Проектная методика для педагогов

дошкольных организаций».

Публикация «Проектная деятельность как средство поддержки инициативы слабовидящего ребенка» размещена в разделах

В дошкольном образовательном учреждении №2 г. Новороссийска получают образование дети, имеющие различные нарушения зрения. Дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие и слепые дошкольники имеют доступ к комплексной медико-педагогической помощи с учетом своеобразия их дизонтогенеза.

Современные тенденции развития педагогических инициатив во многом продиктованы Федеральными проектами, входящими в национальный проект «Образование», одним из них является проект «Успех каждого ребенка», задачей которого является «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро в современном обществе, прошедшем путь от "изоляции к интеграции" "особенных людей". Исследования специалистов свидетельствуют, что слабовидящие дети, имеют определенные сдвиги в эмоциональной сфере: низкий уровень эмоциональности, раздражительность, при отсутствии возможности удовлетворения той или иной потребности.

Дисфункция органа зрения существенно сужает сферу чувственного познания и неблагоприятно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. Именно поэтому у слепых, слабовидящих дошкольников, часто наблюдается отсутствие любознательности, замкнутость, бедность эмоциональных переживаний и, как следствие, трудности в социальной интеграции.

Так возникла идея инновационного проекта, который способствовал бы не только развитию познавательной сферы слабовидящих детей, но и стимулировал эмоционально-волевые качества воспитанников. Привлекая детей к участию проектной деятельности, мы стремились создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Партиципация (от англ. “take part” – принимать участие) [/b]с самого начала проекта - основа проектного метода, она составляет новое демократическое понимание педагогической деятельности. Дети как соучастники с самого начала активно задействованы на всех этапах проекта.

Особенности проектной деятельности, как средства социализации

детей с ОВЗ и инвалидностью:

Проектная деятельность в последние годы претерпела значительные изменения в положительную сторону, учитывая новые подходы к образованию, ориентированные на компетенции. Образовательные программы подчеркивают необходимость проектной деятельности, так как с помощью проектов мы даем детям возможность одновременно применять и развивать социальные, предметные, интеллектуальные, межкультурные и личностные компетенции.

Авторы говорят нам о том, что изначально идея проекта должна исходить от детей — такая ориентация означает субъектное взаимодействие участников проекта. Нам не нужно искать тему проекта, она должна прийти в ходе обмена новостями, на утреннем круге или другом общении — это одно из важных условий для успешной проектной деятельности.

Выделим важные педагогические наблюдения, которые помогают запустить проект. Необходимо:

• выслушивать детей, воспринимать и относиться серьезно к их интересам, вопросам и идеям, высказанным вербально и невербально;

• целенаправленно наблюдать за детьми во время игры, чтобы констатировать, какие темы в настоящее время их занимают при индивидуальной и групповой деятельности;

• косвенно стимулировать детей, мотивировать их, заставлять размышлять и высказывать идеи;

• напрямую опрашивать детей и поощрять их к открытому высказыванию пожеланий и идей;

• озвучивать свои наблюдения (например, в совместной беседе или на детской конференции) и образовательные потребности или высказывания детей (например, педагоги заметили, что дети часто переодеваются и играют в ролевые игры, на детской конференции они предлагают начать проект «Театр»);

• помнить, что за любым интересом может скрываться нечто большее, это можно выяснить в разговоре с ребенком (например, за повторяющимися действиями детей, например открыванием и закрыванием крана или игрой с машинкой, скрывается решение развивающих задач, так называемая схема развития);

• не нужно сразу же каждый интерес к теме поспешно превращать в проект (например, педагог возвращается из речного круиза, рассказывает об этом детям и некоторые из них хотят играть с корабликами — это еще не является веским основанием для старта проекта).

Проектная деятельность и ее место в образовательном процессе

Поговорим об адаптации данной педагогической технологии в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

Так, прежде всего, нами было определено место для свободного планирования детской активности в Модели года, месяца, недели.

Далее Положением и другими локальными актами мы определили разные направления проектной деятельности «Педагог – ребенок», «Педагог-родитель», «Педагог-педагог». В каждом из направлений планируются совместные виды деятельности и поручения. Мы разработали специальные бланки для удобства планирования взрослой деятельности, а для планирования с детьми используем прием «Лотос-плана», который располагается на макете-канбан.

Проектная деятельность как средство поддержки инициативы слабовидящего ребенка

Рассмотрим основные признаки проектной деятельности в нашем детском саду:

- выбор темы и эмблемы проекта;

- определение уровня знаний детей по выбранной теме и планирование детской поисковой деятельности с помощью технологии «Трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы это сделаем? Важно дать детям высказаться, принять мнение и идеи детей, помочь спланировать детскую активность, определить очередность реализации всех идей ребят с помощью голосования или детской считалки.

- отражение детского планирования на Лотос-плане (удобнее делать на Утреннем круге);

- выбрать с детьми систему поощрений (например, перышки, если тема касается птиц, или косточки и листочки, если тема касается животного мира хищников и травоядных);

- рефлексирующие мероприятия (удобнее проводить на ежедневном Вечернем круге);

- подготовка итогового события (выставка творчества, благотворительная ярмарка, постановка сценки, «вечеринка»). Ребята готовят объявление, выставляют его в холле или приемной, готовят пригласительные билеты. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольников, поэтому важно сохранить уникальность детского игрового замысла на каждом этапе реализации проекта.

Рассмотрим основные этапы проектной деятельности в нашем детском саду:

1. Мотивационный. Цель: выявление познавательных интересов детей и запросов родителей к содержанию образовательного процесса в группе, налаживание взаимодействия всех участников проектной деятельности, нацеливание на результат – продукт проекта.

2. Информационно-аналитический. Цель: определение педагогических подходов при реализации проекта, сбор согласия родителей на фото и видео съемку детей, планирование детьми их деятельности, определение нормативно-правовой базы.

3. Внедренческий. Цель: реализация проекта, разработка алгоритмов действий. На данном этапе мы проводим такие занятия, которые весело назвали «обсуждалки», «узнавалки», «творилки», сохраняя их образовательную ценность, но и адаптируя для понимания детьми.

4. Рефлексивно-оценивающий. Цель: анализ полученных результатов, диссеминация опыта работы, применение разработанных педагогических подходов по реализации проектов.

Продуктом проектной деятельности может быть любое итоговое событие эмоционально важное для участников проекта или имеющее социальную значимость, например, театрализованная постановка, создание музея (выставки детского творчества, благотворительная помощь бездомным животным, высадка саженцев, создание познавательных видеороликов и т. п.

В соответствии с принципом автодидактичности к каждому из проектов мы разрабатываем тематические карточки по разным видам деятельности. Карточки с заданиями индивидуализированы и создают ситуацию выбора для детей. Разрабатываются в программе Microsoft Word и являются приложением к проектам данного методического пособия.

Для детей с нарушением зрения важно, чтобы шрифт на тематической карточке был крупным, без засечек, отсутствовали лишние элементы, изображения.

Карточки ребята подписывают самостоятельно. Знакомство с изображением букв мы начинаем со средней группы, используя карточки с именами детей. Имена детей идентифицируются путем украшения, нанесения узора или любого детского рисунка, а затем ламинируются. Имена дети используют для того, чтобы подписывать собственные рисунки, поделки, тетради, опросы, в том числе и тематические карточки. Выставки работ, исследований детей организованы в группах и холлах детского сада, что подчёркивает значимость детской деятельности.

Проектная деятельность – это уникальная возможность полностью погрузиться в интересную для детей тему, включиться в разные виды деятельности по всем образовательным областям и направлениям воспитания. Дети под чутким и, главное, опосредованным руководством педагога имеют возможность проявить инициативу и открыть новое знание.

Фото №1 Интересы идеи детей их инициатива совместный выбор и решение вот что находится в центре внимания работы над проектами в дошкольных организациях

Также в детском саду для детей с нарушением зрения важно применение специальных методик по развитию зрительного восприятия: работа с силуэтным и объемным изображениями, со зрительными тренажерами и зашумленными картинками, детям важно изучить объект с разных сторон, выполняя тактильное обследование, сличение, соотнесение. Такая работа ведется на каждом этапе образовательного проекта в тесном контакте с учителем-тифлопедагогом.

Так, в период с 2018 г. по 2022 г. нами было реализовано более двадцати образовательных проектов. Некоторые из них стали победителями в региональных экологических, творческих и профессиональных конкурсах. А наш консолидирующий образовательный проект «Я – будущий блогер» вошел в число победителей Всероссийского конкурса им. Л. С. Выготского – 2020 г. Рыбаков Фонд и был награжден грантом!

Образовательные проекты, которые представлены в данном методическом пособии являются авторскими и могут быть использованы в работе с нормотипичными детьми.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Проект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативыПроект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы Детский совет: Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Задачи детского совета: -Создать.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство поддержки инициативы слабовидящего ребенка
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 12:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД