Проектная деятельность по экологии «В чистом и здоровом доме — мы здоровыми растём!»

ОКСАНА ПИСАНОВА
Проектная деятельность по экологии «В чистом и здоровом доме — мы здоровыми растём!»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение компенсирующего

вида II категории детский сад №24 «Космос»

Проект

«В чистом и здоровом доме-

Мы здоровыми растём

г. Сургут 2012год

Содержание

1. Проект «В чистом и здоровом доме – мы здоровыми растём

2. Информационная справка. Анализ результатов реализации проекта

«В чистом и здоровом доме – мы здоровыми растём

3. Приложения. Методические материалы

Приложение 1. Экологизация предметно – развивающей среды

Приложение 2. Анализ анкетирования родителей по проблеме

экологического воспитания

Приложение 3. Методические материалы проекта

• Газета «Раз словечко, два словечко», номер 2(10, 2010

• Консультация «Человек и окружающая среда»

• Консультация «Экология человека на Севере»

• Консультация «Растения на страже здоровья»

Экологический праздник «Матушка Земля – природа и её друзья»

Приложение «Фотогалерея»

Вопросы экологического образования, воспитания формирования

экологической культуры выходят сегодня на первый план. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире, когда закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. На сегодняшний момент проблемы экологии – не только проблема отношения человека к живому миру, а проблема отношения его к природе в целом, к другим людям.

Человеку, как и всему живому, для благоприятного существования необходима благоприятная среда. Отношения «человек и природа» не является односторонней, человек влияет на природу, но и сам находится под её влиянием. Так, научно – технический прогресс человеческой цивилизации и развитие производительных сил, приводит к нарушению экологического баланса, антропогенным катастрофам. Последствия промышленного и сельскохозяйственного загрязнения ведут к ухудшению среды, и соответственно, впоследствии негативно воздействует на состояние здоровья человечества.

Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено социально- экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением – гражданами, осознающими свою ответственность перед природой и будущими поколениями. Важнейшим направлением решения стоящих перед нами экологических проблем является формирование новой экологической культуры человека, которое возможно через осуществление экологического образования, образования не только детей, но и взрослых.

Экологическое образование населения приобретает всё большее значение в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития общества.

Современная экология рассматривает вопросы о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений через проблему формирования экологического сознания.

Экологическое сознание – это сформированная в виде понятийного аппарата система отношений человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком.

С каждым годом отмечается снижение уровня здоровья детей и рост потребности в услугах специального коррекционного образования, становятся всё более значимыми такие категории как «здоровье» и «социальное благополучие» - основа жизнедеятельности каждого участника образовательного процесса.

В Ханты -Мансийском Автономном округе, Сургутском районе проблемы экологии, сохранения окружающей среды являются одними из важных. Особенностью нашего региона является то, что в условиях Севера на здоровье человека, оказывают влияние естественные для данной местности неблагоприятные экологические условия. Соответственно, значимое внимание уделяется проблемам экологии человека, его проживания в этих условиях.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья детского населения один из самых актуальных. Проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу и в познании мира. В связи с тем, что наш детский сад посещают дети нарушениями речи, эти вопросы важны, как никогда и в нашем дошкольном учреждении. На 2010 – 2011 год в саду 10 логопедических групп (детей).

При анализе заболеваемости и состояния здоровья детей ДОУ ежегодно отмечается, что абсолютно здоровых детей (I группа здоровья) - %,

II группа здоровья - %, с III группой здоровья -. Из заболеваний преобладают заболевания нервной системы. Все дети логопедических групп имеют нарушения речи, обусловленные неврологическими заболеваниями. Ежегодно мы отмечаем тенденцию усложнения речевых нарушений, большинство детей имеют заболевания I уровня.

Наряду с системным недоразвитием речевой деятельности у детей выявляется и нарушение психомоторного развития, повышенная утомляемость, отвлекаемость, эмоциональная неустойчивость, возбудимость. Многим детям свойственны повышенное потоотделение, нарушения сна и аппетита. Всё это ослабляет общую иммунную сопротивляемость, дети легко и быстро заболевают. За 2010-2011 учебный год в нашем ДОУ было 7 периодов карантинов.

Таким образом, проблема укрепления здоровья наших детей – одна из значимых. При этом здоровье мы рассматриваем, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов.

Образование есть процесс формирования сообразности человека природе, обществу и самому себе. Поэтому формирование здорового образа жизни – здорового отношения к себе и окружающей среде – одна из важных задач.

Значение окружающей среды для развития, воспитания безмерно. Среда должна быть такой, чтобы человек не чувствовал себя ущербным физически, психически или социально, чувствовал себя безопасно и поэтому был готов бы проявить эмпатию, понимание.

Окружающая среда детей существует на разных уровнях – на уровне детского сада и жилища, на уровне территории детского сада, близлежащей и граничащей с ним местности (улицы, дворы, на уровне, города, Округа, страны и вообще в целом всей планеты. Совершенствование среды, которое в наших силах, в первую очередь затрагивает тот уровень, где постоянно находится ребёнок.

Наш детский сад – один из самых старых в Сургуте, функционирует с 1974 года. До 2009 года здание нуждалось в ремонте, на территории отсутствовали прогулочные веранды, практически не было малых форм. В 2009 году в нашем детском саду осуществился комплексный ремонт. На территории ДОУ установлены малые формы, веранды. Территория нашего детского сада отличается большим количеством крупных деревьев, что является нашей гордостью. Однако после ремонта необходимо дальнейшее совершенствование территории – завоз земли, восстановление клумб, облагораживание экологической тропы и. т. д. Необходимо совершенствование и создание благоприятной, экологически безопасной среды, которая способствует и развитию детей, их оздоровлению.

На следующем уровне среды – дети постоянно сталкиваются с экологически небезопасной, неэстетической её стороной. Особенно это заметно в весенний период – одной из актуальных проблем нашего города является огромное количество мусора практически везде, загрязнение в целом воздушной, водной, почвенной среды.

Далее актуальны экологические проблемы загрязнения среды, безграничного потребления ресурсов на более высоких уровнях.

Перед нами на сегодня стоит круг проблем:

• ухудшения состояния здоровья вследствие влияния различных

факторов, в том числе экологических

• необходимость совершенствования экологической среды в ДОУ

экологические проблемы окружающей среды в городе, Округе,

стране, на планете.

Решить эти проблемы возможно через выполнение конкретных мер и через повышение уровня экологической культуры всех участников образовательного процесса в целом, распространение и популизацию экологических знаний.

На это направлено создание проекта «В чистом и здоровом доме мы здоровыми растём В понятие «здоровый чистый дом» мы вкладываем понимание того, что домом является вся та среда, что окружает ребёнка. Это от узкого и близкого для него пространства группы, детского сада, квартиры, и окружающее территориальное пространство улицы, родного города округа. И в целом понимание «дома» - вкладывается представление о природе, о планете Земля, о всей окружающей среде.

Цель проекта: повышение уровня экологической культуры и выполнение мер по совершенствованию экологически благоприятной и безопасной среды в ДОУ.

Задачи:

1. Расширение информационного поля по проблемам экологического

просвещения;

2. Активное вовлечение семьи в осуществление экологического воспитания,

создание, условий для экологизации семейных традиций;

3. Проведение экологически и социально значимых мероприятий,

направленных на сохранение и защиту окружающей среды.

4. Воспитание заботливого и бережного отношения к природе путём

систематического, целенаправленного общения дошкольников с

окружающей средой;

5. Воспитание нравственных и эстетических чувств, бережного отношения к

миру чувств, людей, природы.

6. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе

и учёта этого в их практической деятельности.

Участники проекта:

• Воспитанники группы №3 и семьи воспитанников

• Сотрудники МДОУ

• Воспитатель Писанова О. В.

Сроки реализации проекта:

Проект включает поэтапную реализацию в течение 3 месяцев 2010 – 2011 учебного года. Реализация проекта включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап

2. Познавательно – исследовательский этап

3. Этап практической деятельности

4. Подведение итогов.

Данный проект является одной из частей в целой системы экологического воспитания в нашем детском саду. Экологическое образование детей осуществляется по региональной программе Н. В. Гончаровой «Экология для малышей». Экологическое воспитание полностью переплетается с духовно – нравственным воспитанием, воспитанием здорового образа жизни, без которых невозможна экологическая этика, экологическая осознанность поведения, понимание существования человека как части природы.

Мероприятия данного проекта реализуются в отдельных, взаимосвязанных между собой направлениях. С детьми они несут практический, обучающий характер, с родителями и всеми взрослыми – просветительский.

Первое направление – экологическое образование и воспитание детей – через познавательную, игровую, продуктивную деятельность. Это повышение уровня представлений об окружающей среде. Это обсуждение с детьми вопросов антропогенного воздействия на окружающую среду, экологически безопасного поведения, вопросов сохранения и укрепления здоровья.

Традиции отечественного образования, многолетний опыт позволяет использовать обширный объём как традиционных, так и инновационных форм и методов работы с детьми в данном направлении – занятия, беседы, различные игры, акции и пр.

Второе направление, тесно переплетается, и скорее является частью первого. Это «Экологическая тропа» - детская поисково – исследовательская деятельность, которая включает исследования, опыты, и наблюдения в природе, проведение акций.

Третье направление – практическое. Это осуществление практических, в первую очередь трудовых действий, выполнение «трудового десанта». В данном направлении активно привлекаются родители.

Четвёртое направление – «Экологический ликбез». Это информирование и просвещение родителей, общественности, проведение анкетирования, включение родителей в участие экологического воспитания детей. Девиз направления: «Учим детей – учим взрослых!».

Ожидаемые результаты проекта:

• Повышение объёма информации по проблемам экологического просвещения и создания экологической благоприятной среды.

• Активное участие членов семьи в экологических мероприятиях.

• Усовершенствованная и безопасная среда в группе, дома.

• Активное участие детей в природоохранных мероприятиях.

• Реализованные экологически и социально значимые мероприятия, направленные на сохранение и защиту окружающей среды.

• Заботливое и бережное отношение к природе детей.

• Развитые коммуникативные навыки и навыки нравственного поведения, эстетические чувства и чувство эмпатии.

• Осознанное понимание детьми взаимосвязей в природе, учёт этого в практической деятельности, достаточный уровень экологических знаний и представлений.

Данный проект является одной из ступеней в реализации дальнейших проектов, работа по совершенствованию среды предполагает дальнейшую длительную работу. Должна также продолжаться работа по повышению экологической культуры и обеспечение экологически благоприятной среды.

План реализации проекта

«В чистом и здоровом доме – мы здоровыми растём»

Этапы проекта Мероприятия Результат Сроки Ответственный

1.

Подготови –

тельный этап Планирование Определение круга

проблем и разработка

плана с указанием темы,

цели, периода, состава

участников. Апрель

2011 года Воспитатель

Писанова О. В

Подбор информации в литературе Перечень литературы

по проблемам экологии

и сбережения природных

ресурсов, экологически-

нравственного поведения

в природе. Апрель Воспитатель

Писанова О. В.

Подготовка

проекта по

озеленению

и облагоражива-

нию участка. Проект озеленения и

облагораживания

участка на территории

детского сада. Апрель Воспитатели

2.

Познавательно-

исследователь-

ский Подбор

информации по

проблематике

проекта в сот-

рудничестве с

другими органи-

зациями. Собранная информация

по экологическому

образованию для

консультаций родителей,

педагогов, по проблемам

экологии человека на

Севере, проблемам

сбережения природных

ресурсов.

Апрель Воспитатель

Писанова О. В.

Экскурсии

«Изменения в

Природе» на

территории

детского сада Закрепление чувствен-

ного опыта и знаний

о сезонных изменениях

в природе. Апрель Воспитатели

Беседы, занятия,

чтение худо-

жественных

произведений

«Изменение в

природе весной» Закрепление знаний о

сезонных изменениях

в природе Апрель Воспитатели

Посадка растений

для садового

участка Закрепление практических навыков

подготовка посадочного

материала

Апрель

Воспитатель

Писанова О. В.

Организация

наблюдений

за высаженными

растениями Закрепление практических знаний

о живой природе Апрель-

Май Воспитатель

Писанова О. В.

Уход за

растениями Закрепление практических навыков,

подготовка посадочного материала Апрель-Май Воспитатели

Организация

познавательно-

исследователь-

ской деятельности

экспериментов Проведение

исследований по

влиянию факторов

среды на произрастание

растений Апрель-

Май Воспитатели

Беседа «Чистая

ли наша улица?» Обогащение опыта

правильного

экологического

поведения в природе Май Воспитатель Писанова О. В.

Организация

познавательно-

исследователь-

ской деятельности

экспериментов

«Как долго мусор

живёт?» Проведение

исследований по

влиянию факторов среды

на произрастание

растений. Май Воспитатель Писанова О. В.

Проведение

анкетирования

родителей Определение уровня

экологического

сознания и готовности

придерживаться

в жизни правил

экологического

поведения. Апрель Воспитатель

Писанова О. В.

3.

Этап

Практической

деятельности Субботник и

трудовая

деятельность на

территории

МБДОУ

«Красота

своими руками»

Облагороженная и

ухоженная

территория детского сада

выполнение

трудового десанта,

вовлечение родителей и

трудовые действия

на базе МБДОУ

Совместная деятельность

детей, педагогов и

родителей по

благоустройству

среды.

22мая

Сотрудники

ДОУ

Родители

Трудовая

деятельность на

«Экологической

тропе» Облагороженная

территория

«Экологической тропы» Май-

Июнь Воспитатели

Трудовая

деятельность

педагогов

совместно с

родителями на

клумбах Облагороженная

территория сада Май –

Июнь Воспитатели

и

родители

Выпуск

регулярной

многотиражной

газеты МБДОУ

«Раз словечко,

два словечко»

тема номера: экология Публикация в газете

статей по проблемам

экологии человека на

Севере, сохранения и укрепления здоровья,

проблемам сбережения

природных ресурсов, экологически правильного, нравственного и безопасного поведения. 1 июня Педагог-

Психолог Колосова А. И.

Воспитатель

Писанова О. В.

Информирование

родителей по

проблемам

экологического

воспитания

через наглядную

информацию. Консультации «Человек

и окружающая среда»,

«Экология человека на

Севере», «Растения на страже здоровья»,

«О бытовом мусоре» 1 июня Воспитатель

Писанова О. В.

Беседы «Я –

человек» Закрепление

нравственно-

этических

представлений о

проблеме отношения

к себе, к

окружающим и природе 1 июня Воспитатели

Уход за

растениями Закрепление

практических

навыков, подготовка

посадочного материала 1-7

июня Воспитатели

Изготовление

плакатов

экологической

направленности

детей

совместно с с родителями Плакаты по защите

природы

повышение уровня

экологической культуры

заинтересованности

детей и родителей 3 июня Воспитатели

Социальная

акция «Мы за

чистоту»

изготовление

рисунков

экологической

направленности

и размещение

рисунков во

дворах (домах,

где дети

проживают с

родителями) Продукты творческой

деятельности –

плакаты. Обращение к

жителям города на

экологические

проблемы, повышение

экологической

культуры населения. 3 июня Воспитатели

Акция «Доходы

в отходы»

Выставка поде-

лок (совместная

деятельность

детей и родите-

лей) из природ-

ного и бросового

материала Творческий продукт

деятельности 4 июня Воспитатели

Игровой досуг

«Мы с природою

друзья»

Закрепление

практических знаний

о живой природе и адекватного отношения к природе 4 июня Воспитатели

«Экологические

знаки»

продуктивная и

познавательная

деятельность Закрепление

экологических знаний,

создание экологичес- - ких природоохранных

знаков 7 июня Воспитатель

Писанова О. В.

Акция

«Экологическая тропа» -

экскурсия по

экологической

тропе

детского сада

размещение

экологических знаков» Закрепление

экологических знаний и

адекватных

экологических

представлений о природе 8 июня Воспитатель

Писанова О. В.

4.

Подведение

итогов Экологический

Праздник

«День Земли» Закрепление

практических знаний

о живой природе и

адекватного

отношения к природе 8 июня Воспитатель

Писанова О. В.

Оформление

результатов

проекта Наглядные

результаты проекта с аналитическим и

информационным

материалом 8 июня Воспитатель

Писанова О. В.

Литература

1. Грехова Л. И. В союзе с природой: Эколого- природоведческие игры и

развлечения с детьми. - М. – С. Илекса, Сервисшкола, 2001

2. Еськов В. В. Образовательный процесс России в аспекте синергетики

и перехода в постиндустриальное общество/ В. М. Еськов, под общ. ред.

А. М. Новикова. - Самара: ООО «Форт», 2008 -299с.

3. Новиков Ю. А. Экология, окружающая среда и человек: учеб. Пос. для

вузов. М.: Фаир – ПРЕСС, 2005-736с.

4. Кондратьева Н. Н. и др. Мы: Программа экологического

образования детей. –С. - П., Детство-пресс, 2000

5. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание:

Учеб. пособие – М., 2001

6. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей:

Пособие для воспитателей и учителей. – Минск, Асар, 1999

7. Попова Т. И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы

культурно- экологического образования и нравственного воспитания

детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., Линка – Пресс,

1998

8. Смирнова В. В. и др. Тропинка в природу: Экологическое образование

в детском саду. – С-П., Союз. 2003

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение компенсирующего вида II категории

детский сад №24 «Космос»

Информационная справка

Анализ результатов реализации проекта

«В чистом и здоровом доме –

мы здоровыми растём

Сургут, 2011год

Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением - гражданами, осознающими свою ответственность

перед природой и будущими поколениями. Важнейшим направлением решения стоящих перед нами экологических проблем является формирование новой экологической культуры человека, которое возможно через осуществление экологического образования, не только детей, но и взрослых.

В Ханты-Мансийском Автономном округе, Сургутском районе проблемы экологии, сохранения окружающей среды являются одними из важных. Особенностью нашего региона является то, что в условиях Севера на здоровье человека, оказывают влияние естественные для данной местности неблагоприятные экологические условия. Соответственно, значимое внимание уделяется проблемам экологии человека, его проживания в этих условиях.

Актуальны вопросы сохранения и укрепления здоровья детского населения, особенно в связи с тем, что наш детский сад посещают дети с нарушениями речи.

Значение окружающей среды для развития, воспитания, сохранения здоровья безмерно. Среда должна быть такой, чтобы человек не чувствовал себя ущербным физически, психически или социально, чувствовал себя безопасно и поэтому был готов бы проявлять эмпатию, понимание. Благоприятная среда направляет, вдохновляет, способствует развитию.

Наш детский сад – один из самых старых в городе Сургуте, функционирует с 1974 года. До 2009 года здание нуждалось в ремонте, на территории отсутствовали прогулочные веранды, практически не было малых форм. В 2009 году в нашем детском саду осуществился комплексный ремонт.

На территории ДОУ установлены малые формы, веранды. Территория нашего детского сада отличается большим количеством крупных деревьев, что является нашей гордостью. Необходимо совершенствование и создание благоприятной, экологически безопасной среды, которая способствует и развитию детей, их оздоровлению.

На следующем уровне среды постоянно сталкиваются с экологически небезопасной, неэстетической её стороной. Особенно это заметно в весенний период – одной из актуальных проблем нашего города является огромное количество мусора практически везде, загрязнение в целом воздушной, водной, почвенной среды.

Далее актуальны экологические проблемы на более высоких уровнях.

Перечисленный круг проблем:

• ухудшение состояния здоровья вследствие влияния различных факторов, в том числе экологических

• необходимость совершенствования экологической среды в ДОУ

экологические проблемы окружающей среды в городе, Округе,

стране на планете.

Решить эти проблемы возможно через выполнение конкретных мер и через повышение уровня экологической культуры всех участников образовательного процесса в целом в целом распространение и популизацию экологических знаний.

Информационная справка

Проект включает поэтапную реализацию в течение 3 месяцев 2010-2011 учебного года – с 15 по 8 июня.

Участники проекта:

• Воспитанники МБДОУ 14 детей.

• Родители воспитанников 28 человек

• Сотрудники ДОУ

• Воспитатель Писанова О. В.

Мероприятия данного проекта реализовывались в отдельных, взаимосвязанных между собой направлениях. С детьми они несли практический, обучающий характер, с родителями и со всеми взрослыми – просветительский. Через повышение уровня экологической культуры я к совершенствованию экологически благоприятной и безопасной среды в ДОУ,

Сохранению и укреплению здоровья.

Первое направление работы – экологическое образование и воспитание детей - реализуется через познавательную, игровую, продуктивную деятельность. Это повышение уровня представлений об окружающей среде. Это обсуждение с детьми вопросов антропогенного воздействия на окружающую среду, экологически безопасного поведения, вопросов сохранения и укрепления здоровья. Были использованы различные как традиционные, так и инновационные формы и методы работы с детьми в данном направлении – занятия, беседы, различные игры, акции и др…

Второе направление, тесно переплетается, и скорее является частью первого. Это «Экологическая тропа» - детская поисково-исследовательская деятельность, которая включает исследования, опыты, и наблюдения в природе, проведение акций.

Третье направление – практическое. Это осуществление практических, в первую очередь трудовых действий, «выполнение трудового десанта». В данном направлении активно привлекаются родители и все сотрудники детского сада.

Четвёртое направление – «Экологический ликбез». Это информирование и просвещение родителей, общественности, проведение анкетирования, включение родителей в участие экологического воспитания детей.

Реализация проекта содержала следующие этапы: подготовительный, познавательно-исследовательский, практической деятельности, подведения итогов.

Количественные и качественные показатели.

Подготовительный этап (март 2011 года). На данном этапе осуществлялся подбор информации о проблемах, определялся круг проблем. Был разработан план с указанием темы, цели, периода, состава участников, ответственных.

Следующий этап – познавательно – исследовательский (апрель – май).

Проводились беседы, занятия, опыты и эксперименты, наблюдения, чтение.

С детьми нашей группы мы высадили растения, регулярно осуществляли за ними наблюдения, исследование, уход. В процессе наблюдения у детей формировались представления о животных и растениях как о живых организмах, устанавливались взаимосвязи, существующие в природе.

В группе на стенде выставлялись консультации по экологическому воспитанию, был подобран материал по оформлению участка, планирование работы по экологическому воспитанию.

С родителями на данном этапе проводилось анкетирование с целью определения уровня экологического сознания и готовности придерживаться в жизни правил экологического поведения. В анкетировании приняли участие 28 родителей. Анкетирование показало, родители интересуются вопросами сохранения окружающей среды, однако не у всех имеется активная экологическая позиция.

На втором этапе, подбиралась информация по проблемам экологии человека на Севере, проблемам сбережения природных ресурсов, экологически – нравственного поведения в природе. С этой целью были осуществлены консультации с сотрудниками Сургутского государственного университета. В ходе консультаций были получены актуальная и значимая информация по проблемам экологии. Данные использовались для дальнейшей просветительской работы с родителями.

Третий этап – основной, это практическая деятельность.

На этом этапе проводились наблюдения, исследования, беседы.

Основными мероприятиями были различные акции.

Трудовая акция – выполнение трудового десанта, вовлечение родителей в трудовые действия на базе МБДОУ, субботники.

Значимым, важным событием стал общесадовский субботник, который состоялся 22 мая. Атмосфера субботника была наполнена доброжелательностью, радостью сотрудничества, общими идеями бережного отношения и активного участия в сохранении окружающей среды, её чистоты.

На нашем участке и на участках всего детского сада появились цветники и клумбы, розарий «Альпийские горки» и дальнейшая работа по усовершенствованию среды продолжается.

Задачи повышения экологической культуры (С целью создания экологически – безопасной среды) решались через просветительскую работу с родителями.

Были проведены различные формы работы:

* Выпуск регулярной многотиражной газеты МБДОУ «Раз словечко, два

словечко», тема номера: экология. В газете опубликованы статьи по

проблемам экологии человека на Севере, сохранения и укрепления

здоровья, проблемам сбережения природных ресурсов, экологически

правильного, нравственного и безопасного поведения.

* Консультации «Человек и окружающая среда», «Экология Человека

на Севере», «Растения на страже здоровья», «О бытовом мусоре».

Также родители являлись активными участниками других мероприятий и акций, совместно с детьми.

* Акция «Берегите природу» - изготовление плакатов экологической

направленности детей совместно с воспитателем и родителями. Данная

акция направлена на повышение уровня экологической культуры,

заинтересованности детей и родителей. Были созданы разные плакаты в

формате А3. Плакаты были развешены в группе – участвовало 7 семей.

* Выставка детских работ (самостоятельных и в совместной деятельности с

родителями) на тему «Природа - наш большой красивый дом». Целью её

являлось формирования мировоззренческой позиции отношения человека

и окружающей среды, природы. Участвовали 10 детей.

* Акция «Доходы в отходы» - выставка поделок (совместная деятельность

детей и родителей) из природного и бросового материала. Акция

проводилась с целью формирования бережного отношения к природным

ресурсам как, у детей, так и у родителей. Участвовали 10 семей.

* Социальная акция «Мы за чистоту» - изготовление рисунков экологической

направленности и размещение рисунков во дворах (домах, где проживают

с родителями). Акция являлась социально значимой мерой повышения

экологической культуры населения, обращения внимания жителей города

на экологические проблемы. Участвовали 14 семей.

С детьми проходила акция «Экологическая тропа» - с целью закрепления практических знаний и адекватных экологических представлений о природе. В рамках акции осуществлены продуктивная и познавательная деятельность на тему «Экологические знаки». Дети совместно с воспитателем изготовили различные природоохранные знаки. Затем была проведена экскурсия тематическая «Экологическая тропа», где дети разместили экологические знаки. Участвовали все детского сада.

Территория ДОУ отличается большим количеством крупных деревьев, кустарников, что является нашей гордостью. Кроме того, В ДОУ функционирует с 2007 года «Экологическая тропа», на которой высажены разные представители флоры. Ежегодно она пополняется растениями – цветами, кустарниками, деревьями. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Свои впечатления об увиденном, дети затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

С 1 по 3 июня были проведены различные беседы познавательного характера: «Я человек», «Мы с природою друзья», проведены игровые досуги.

На завершающем этапе проекта проведён экологический праздник «Матушка Земля природа и её друзья». Целью праздника являлось закрепление практических знаний о живой природе и правильного отношения к природе у детей, актуализации проблем сохранении и сбережения природных ресурсов. Праздник проводился с введением музыкального, наглядного сопровождения, (медиа – презинтации). Герои праздника – Земля матушка, животные, растения. Были и герои, которые призывали к проблемам энергосбережения (федерально – значимым) – Нефть и Новая Энергосберегающая лампочка. В празднике приняли участие все дети, сотрудники и родители детского сада.

В дальнейшем проведён анализ мероприятий проекта, подведены итоги, сведены количественные и качественные показатели, наглядно оформлены результаты. При оформлении использованы авторские стихи.

Результаты проекта:

• Пополнены методические материалы по работе с детьми: конспекты

занятий, опытов и экспериментов, досугов, и пр.

• Собрана информация по проблемам экологического просвещения, консультации для родителей.

• Проведено исследование экологических представлений родителей

• Члены семьи активно участвовали в экологических мероприятиях.

• Рекомендованы родителям меры по созданию и сохранению экологически безопасной, здоровьесохраняющей среды дома.

• Активное участие детей в природоохранных мероприятиях.

• Проведены экологически и социально значимые мероприятия, направленные на сохранение и защиту окружающей среды.

• Дети имеют достаточный уровень экологических знаний и представлений о природе, проявляют заботливое и бережное отношение, понимание взаимосвязей в природе, навыки нравственного поведения, эстетические чувства и чувство эмпатии.

Данный проект является одной из ступеней реализации дальнейших проектов, направленных на повышение экологической культуры и обеспечение экологически благоприятной среды.

Экологизациция предметно – развивающей среды

Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического образования создаёт условия для:

- познавательного развития ребёнка;

- эколого-эстетического развития;

- оздоровления;

- формирования нравственных качеств;

- формирования экологически – грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности.

Основные составные части ПРС

Элементы РПС Функциональная роль Формы и методы работы

Территория ДОУ

(ландшафтные,

архитектурные

объекты) Эстетическая,

познавательная, игровая

функции, развитие

эмоциональной сферы Создание фрагментов

Природных и культурных ландшафтов, элементарных

архитектурных сооружений,

игровых и спортивных площадок для экскурсий,

игр, фольклорных праздников

Экологическая

тропа Познавательная,

оздоровительная.

Развитие эмоциональной,

сенсорной сфер,

знакомство с правильным

общением с природой Проведение комплексных

занятий, закрепление материала, знакомств с

природными объектами,

игры, театрализованные

занятия. Практическая

деятельность

(уход за растениями и. т. д.)

Исследовательская

Деятельность.

Огород, сад Воспитание трудовых

навыков, развитие эстете-

ческого вкуса, познавательной деятель-

ности, оздоровление,

развитие эмоциональной сферы, выработка навыков

экологически безопасного

поведения Уход за растениями,

наблюдения, выращивание

экологически безопасного,

урожая, знакомство с правилами экологической

безопасности

Живой уголок Релаксационная,

познавательная, развитие

эмоциональной сферы,

приобретение навыков

ухода за живой природой, воспитание бережного отношения к ней Наблюдения, уход за

растениями,

животными

Кабинет

педагога –

психолога Познавательная,

оздоровительная.

Развитие познавательной,

эмоциональной,

сенсорной сфер, развитие

воображения, совершенствование коммуникативных

навыков

Игры, комплексные

занятия и тренинги.

Индивидуальные занятия.

Игры с песком.

Кабинет учителя

логопеда Познавательная, развива-

ющая, эстетическая Игры, комплексные занятия

групповые, индивидуаль-

ные, логоминутки,

коррекционные круги

Музыкальный зал Эколого-эстетическая,

эмоциональная, развитие

фантазии, речи, актёрской

речи через участие в

постановках Эколого-

эстетическая

Комплексные эколого-

эстетические занятия,

изготовление костюмов для

праздников, игр, создание

иллюстраций к художественным

произведениям и

собственным сказкам.

Физкультурный

зал Оздоровительная,

игровая, развитие эмпатии

к живым существам,

физическое развитие. Подвижные игры, упражнения- перевоплощения в объекты

живой и неживой природы

Коридоры и

холлы Познавательная,

развивающая,

эстетическая Картины о природе

Библиотека Познавательная,

воспитание интереса к

литературе Чтение, рассматривание

Иллюстраций в книгах о природе, проведении бесед, обсуждение прочитанного,

конкурсы

Экологическая тропа:

Организация, оформление и содержание работы

Экологическая тропа в ДОУ выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Основные критерии маршрута и объектов экологической тропы

- включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность. В качестве объектов выбирают различные виды как дикорастущих, так и культурных растений. Мхи, грибы на живых и мёртвых деревьях, микроландшафты разных природных сообществ.

Этапы создания экологической тропинки:

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление карты – схемы тропинки с нанесёнием маршрута и всех её объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков – символов.

3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки- того, кто будет давать задания и приглашать в гости.

4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома или паспорта.

5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Организация работы с детьми:

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Выбор объектов наблюдения зависит от поставленных целей, поэтому могут использоваться не все точки. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе сопереживания всему живому.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение компенсирующего вида II категории

детский сад №24 «Космос»

Анализ анкетирования родителей по проблеме

экологического воспитания

Воспитатель: Писанова О. В.

г. Сургут 2011

В МБДОУ №24 «Космос» 4 мая 2011 года проводилось анкетирование родителей. Целью анкетирования – определение представлений родителей о проблемах экологического воспитания.

Анкетирование носило прикладной характер. Оно было направлено на то, чтобы не только исследовать особенности экологических представлений родителей, но и направить их на осознание важности экологического образования. В анкете были включены вопросы различного содержания. Это общие данные о респондентах, вопросы экологического образования и самосознания, о их представлениях об экологических проблемах, вопросы, касающиеся экологии здоровья человека, экологической культуры. Всего участвовало 28 родителей.

Проанализируем количественно и качественно результаты анкетирования.

В начале анкеты представлены вопросы, позволяющие представить возрастной и половой ценз респондентов, уровень образования. Также был внесён вопрос, касающийся того, сколько лет проживает участник анкетирования в городе Сургуте.

1. Первый вопрос – возрастной ценз участников.

Из числа опрошенных в возрасте:

* до 30 лет – 2 человека (2%)

* от 30 до 40 лет – 18 человек (22%)

* от 40 до 50 лет – 7 человек (7%)

* более 50 лет – 2 человека (2%)

Таким образом, преобладающее число- это молодое население (до 40 лет, активное работающее.

2. Половой состав респондентов, участвовало 14 женщин (16%, 14 мужчин (16%).

3. Следующий вопрос - образовательный уровень участников. Образование высшее имеют 11 человек (13%, среднее специальное 14 человек (16%,

среднее – 1 человек (1%).

4. Четвёртый вопрос касался определения профессионального состава

участников. По результатам анкетирования преобладает число служащих

– 13 человек (16%, рабочие – 15 человек (17%).

5. Пятый вопрос позволил оценить, насколько участники долго живут здесь.

Данный вопрос был введён по тем причинам, что город наш по большей части – город приезжающих сюда людей. В большинстве случаев он не является родиной для сургутян, но те, кто здесь живут довольно давно, по предположению осознанно относятся к экологическим проблемам города, знакомы с ним.

В ходе анализа получено, что:

а) родились здесь – 7 человек (9% опрошенных)

б) прожили здесь более 20 лет – 6 человек (8%)

в) прожили 10-20 лет 9 человек(11%)

г)живут 5 – 10 лет – 6 человек (8%)

Таким образом, большинство опрошенных довольно давно живут в

городе Сургуте.

6. Далее вопрос касался следующего. Как вы считаете, необходимо ли экологическое воспитание и образование детей? Все родители (100%) ответили, что оно необходимо.

7. Следующий вопрос позволил определить уровень представлений

родителей о том, что же такое по их мнению экологическое воспитание

на сегодняшний день, и какое оно имеет значение.

Родители выбирали, какое значение имеет экологическое воспитание и образование в развитии детей:

а) познавательное – такое направлении отметили 17 человек (18%)

б) эстетическое – это отметили 7 человек (6%)

в) этическое значение – выбрали 4 человека (5%)

Таким образом, большинство родителей имеют адекватные и полные представления о том, какие задачи несёт в себе экологическое воспитание. Они представляют правильно на сегодняшний день – это не только знания о природе, и не только освоение каких-либо навыков. Это понятие, охватывающее духовную, нравственную сторону, позволяющее дать правильные представления о красоте, гармонии и пр.

8.«Вы интересуетесь состоянием окружающей среды в нашем городе.

а) «Да», постоянно, так ответили 20 человек (22%)

б) «Меньше знаешь – лучше спишь», такую позицию к счастью, не выбрали.

в) «Что толку, от меня ничего не зависит», - такую позицию, отрицательную выбрали – 8 человек (9%).

9. Следующие два вопроса позволили оценить, насколько родители знакомы с

экологической ситуацией в городе, насколько она их волнует. Вопрос

звучал следующим образом: «Какие, на Ваш взгляд, экологические

проблемы существуют в нашем городе (нужное подчеркнуть)».

По результатам участники выбрали следующие варианты ответов:

а) загрязнение атмосферы – именно так считает 10 человек опрошенных

(11%).

б) следующее – загрязнение воды – его отметили 4 человека (5%)

в) отходы (бытовые отходы, свалки промышленных отходов, мусор)

это важная экологическая проблема, и её выбрали 14 человек (16%).

10. Десятый вопрос звучал следующим образом: «Какая экологическая

проблема нашего города, по Вашему мнению, наиболее актуальна?».

Ответить родителям предлагалось самостоятельно, без выбора уже

представленных вариантов.

Родители ответили следующим образом:

*«Всё перечисленное выше» (т. е. все проблемы из вопроса №9

актуальны) – так ответили 4 человека (5%)

* «Отходы» эту проблему выделили 5 человек (6%)

* «Утилизация отходов» 3 человека (4%)

* «Загрязнение атмосферы, выхлопные газы» - это актуальная

проблема по мнению 5 человек (6%)

* «Загрязнение почвы» - данную проблему выделил 1 человек (1%)

*«Загрязнение воды» - это выделили 5 человек (6%)

*«Нехватка кислорода»- 5 человек (6%).

Таким образом, родители выразили заинтересованность экологическими проблемами, и радует тот факт, что среди данных проблем отмечаются и духовно – нравственные стороны, касающиеся проблем здоровья.

11. Следующий вопрос касался проблем экологии человека: «Как Вы думаете, влияют ли экологические проблемы на здоровье жителей нашего города, на здоровье Вашей семьи?». И все участники согласились (100%) с данным утверждением.

12 а. «Как вы считаете: зависит ли от каждого отдельного человека экологическая ситуация в городе, стране, в целом на планете?»- был задан следующий вопрос, касающийся экологической позиции. Согласились полностью 23 человека (24%, а 4 человека (5%)- частично.

12 б. Также был задан вопрос в этой же тематики: «Кто по Вашему мнению должен соблюдать чистоту на улицах нашего города?»

Были даны варианты ответов:

а)Администрация, б) ЖКХ, в)жители, г)все люди и организации.

Последний ответ и был выбран всеми участниками анкетирования (100%).

Т. е., все люди (участники анкетирования) осознают свою ответственность за соблюдение чистоты в городе.

13. Следующий вопрос касался проблем экологии питания: «Обращаете ли Вы внимание на состав продуктов питания и сроки их реализации?» Ответили положительно 20 человек (22%, и не всегда – 8 человек (10%).

14. Данный вопрос касался проблем экологии здоровья. Звучал так: «Что Вы делаете, чтобы уменьшить влияние проблем загрязнения окружающей среды на здоровье Вашей семьи?» На вопрос ответ родители должны были написать самостоятельно, а не выбирать из предложенных. Ответы оказались очень дифференцированными.

* «не мусорим» - так ответили 15 человек (соблюдаем чистоту не мусорим в неположенных местах, не бросаем мусор на улицах, с окон домов, не загрязняем окружающую среду) – 17%

* «отдых на даче, отдых за городом, в лесу, выходы на природу» 2 человека (2%)

* «выбираем продукты питания 2 человека (2%)

* «очистка воды» 2 человека (2%)

* «выезжаем (вывозим) ребёнка на Большую землю, на море» 3 человека (3%)

* «пищевые добавки» - 1 человек (1%)

* «делаем сами уборку территории, поддерживаем чистоту там, где в наших силах» 1 человек (1%).

15 а. данный вопрос – ситуация, который провокационен: «Вы идёте с ребёнком по улице, ребенок доел конфету, что Вы сделаете с фантиком?».Для ответа нужно выбрать из двух вариантов: а) донесёте его до ближайшей урны, б) выбросите здесь. Все участники анкетирования, ответили, что донесут до урны.

15 б. Другая ситуация: «Вы выехали на природу за город на пикник. Что Вы сделаете с мусором?» (выбрать из представленных вариантов): а) оставите его там же – 0 человек; б) соберёте в кучу замаскируете 2 человека (2%); в) привезёте его домой, выкинете в мусорный бак 10 человек (12%); г) сожжёте весь мусор 10 человек (12%); д) закопаете 6 человек (7%).

16. «Как Вы принимаете участие в сохранении окружающей среды, в природоохранных мероприятиях?», - такой оказался следующий вопрос. Необходимо было выбрать из представленных вариантов:

а) бережно относитесь к растениям и животным 15 человек (17%)

б) участвуете в экологических акциях, движениях 2 человека выбрали этот вопрос (2%)

в)участвуете в субботниках – выбрали такой вариант 11человек (13%)

г) ничего не делаете – такой вариант, к счастью не выбрал никто.

В целом, можно отметить, что все участники больше всего сводят соблюдение мер сохранения окружающей среды только через соблюдение элементарной чистоты. В то же время природоохранные мероприятия являются комплексными, и учитывают большое количество направлений.

17. «Что из перечисленного Вы делаете для экологического образования Вашего ребёнка и закрепления его знаний об окружающей природе родного края?», данный вопрос касался экологического воспитания детей, участие родителей в этом процессе. Респондентам предлагалось выбрать из представленных вариантов ответов. Вот какие оказались результаты:

а) 4 человека (4%, отметили, что они бывают с ребёнком за городом, на даче;

б) 10 человек (12%, бывают с детьми в парках;

в) 3 человека (3%, посещают станцию Юных натуралистов;

г) большинство родителей 21 человек (24%) ответили, что учат бережно относиться к животным, растениям;

д) большое число 25 человек (29%) также отметили, что приучают ребёнка к правильному экологическому поведению.

Других вариантов родители не написали.

18. Следующий вопрос: «Считаете ли Вы, что экологически чистая, безопасная и эстетическая среда способствует развитию ребёнка?». С этим вопросом согласились все участники(100%).

19. «Готовы ли Вы принимать участие в субботниках, экологических акциях в нашем детском саду?» Согласились 20 человек (23%). Не согласились 4 человека (5%, сомневаются 4 человека (5%).

20. Последний вопрос был направлен на определение позиции, носящий мировоззренческий характер: «Согласны ли Вы с утверждением: «Живём один раз! Поэтому проживём так, что после нас – хоть трава не расти!»». Утверждение было провокационным, и с ним согласились 2 человека (2%, абсолютное большинство 26 человек (2%) не согласились с утверждением, что является положительным для экологического воспитания детей результатом.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы. В целом все родители понимают значимость экологического воспитания, проявляют заинтересованность в отношении экологической проблематики. Отмечается наличие активной экологической позиции, стремления и умения действовать. Отмечается, что родители испытывают некоторые затруднения в понимании сущности общего экологического воспитания, формирования экологического сознания, социальной экологии и экологии человека.

Приложение 1

Экологические проблемы, которые существуют в нашем городе

(по мнению опрошенных)

Что Вы делаете для экологического образования Вашего ребёнка и закрепления его знаний об окружающей природе родного края? (%)

Приложение 2

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида II категории детский сад №24 "Космос"

Консультация для педагогов

Совместная работа

педагога- психолога и воспитателя

по проблеме экологического

воспитания дошкольников

Подготовила:

воспитатель

Писанова О. В.

Понятие экологическое сознание

Совсем недавно экология рассматривалась как относительно узкая область изучения взаимоотношений между живыми объектами в определенном регионе. Требования современного мира превратили экологические проблемы в глобальные, определяющие не только государственную, но и межгосударственную политику. Поэтому проблема экологического воспитания детей является актуальной в дошкольном образовании страны, региона, в нашем учреждении в осуществлении воспитательного и образовательного процессе дошкольников с нарушениями речи.

В последнее время для России особую важность приобретают проблемы, связанные с расширением добычи нефти и газа, других полезных ископаемых. Экологическое равновесие в приполярных районах и районах Севера хрупкое, небольшие нарушения требуют десятилетия для восстановления.

Ранее экология рассматривалась односторонне, изучалась как проблема влияния среды на человека. Взаимодействие природы и человека заключалось в основном в приспособлении, и чем труднее природные условия, тем бережнее человек относился к природе, как замечали этнографы.

Научно-технический прогресс и развитие производительных сил, промышленное и хозяйственное освоение районов проживания человека способствовали нарушению экологического баланса, антропогенным катастрофам. Все это привело к обращению к проблеме экологии и рассматриванию ее еще и с другой стороны: влияние человека на природу.

Таким образом, современная экология рассматривает вопросы о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений через проблему формирования экологического сознания.

Экологическое сознание (В. И. Медведев, А. А. Алдашева) - это сформированная в виде понятийного аппарата система отношений человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком.

Данное определение сходно с определением мировоззрения. Это связано с тем, что экологическое сознание - это осознание вещного, материального мира, отношений между объектами, и месте человека в этих отношениях.

Начиная с полного отождествления себя с природой через мифологическое сознание в древности, и кончая современными взглядами ученых, представителей экологических движений, содержание экологического сознания значительно менялось.

На ранних этапах природа отождествлялась как дающая и угрожающая. По мере накопления опыта, расширения цивилизационного процесса возник новый компонент сознания - прогнозирование последствий воздействия человека на природу.

Важно то, что в экологическом сознании появляется новый элемент -духовно-нравственный. Человек после длительного периода отчуждения от

природы вновь стал чувствовать себя неразрывным ее элементом. Появились такие компоненты духовной жизни, как экологическая этика, экологическая нравственность (хотя чаще приходится говорить об экологической безнравственности, к сожалению).

Можно выделить обыденное и идеальное экологическое сознание. Обыденное сознание часто может стать эгоистическим, с хищническими составляющими, базирующимися на необходимости удовлетворения все возрастающих потребностей. Оно, как правило, не выходит за рамки семейных и родовых интересов. На первое место ставятся выгода для самого субъекта, для семьи, а природа порой вообще выходит из иерархии.

Отмечается также заразительность эгоистически-хищнического сознания: для многих удачливый браконьер или активный истребитель природы является примером восхищения, и лишь боязнь наказания препятствует реализовывать себя также.

На формирование национального экологического сознания большое влияние оказывает уровень материального благополучия, менталитет. Чем более развитая и материально независимая страна, тем выше уровень экологического сознания.

Обнаружено также, что уровень экологического сознания горожан выше, чем жителей сельской местности. Урбанизация влияет на то, что человек отдаляется от природы, и человек начинает ее ценить, жителей городов «тянет» к природе как духовно-нравственному источнику. Немаловажный аспект -материальное благополучие жителей и нравственно-культурный уровень.

Однако, экологическая активность населения, как правило, ограничивается личными интересами. Например, в определенном дворе должна сноситься детская площадка и парк с целью строительства гаражей. Уровень экологической активности жителей домов во дворе резко повышается, их требования политизируются, доходят вплоть до приближения экологической катастрофы в городе, мире. После решения проблемы (оставления "в покое" парка и детской площадки, глобальные экологические проблемы жителей этих домов уже перестают волновать.

Таким образом, учитывая, что экологическое сознание включает духовный, нравственный, образовательный компоненты, обеспечение его высокого уровня возможно только в условиях экологического воспитания. Повышение уровня экологического сознания населения - это изменение мировоззрения взрослых людей, формирование его у молодежи, подростков, детей. Естественно, сформировать нужное, правильное отношение легче, чем изменить уже готовые принципы, идеалы взрослого человека. И чем раньше начнется процесс формирования, тем более эффективны результаты.

Экологическое воспитание введено как региональный компонент дошкольного образования. Оно подразумевает не просто естествознание, а формирование представлений о регионе, о стране, о культуре, формирование эстетических, моральных, нравственных чувств, о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений.

Принципы экологического воспитания

Основополагающий принцип - экологическое сознание лишь тогда станет действительно сознанием, когда человек поймет свое органическое единство с природой, свои возможности разрушения, созидания и регуляции этого единства. В экологическом сознании детей должно быть закреплено убеждение в том, что каждый человек — это не только уникальная личность, но и часть человечества, носитель коллективного Разума.

Следующий принцип экологического воспитания - направленность на понимание того, что человек — носитель сознания. Это обуславливает самопознание личности, определить смысл жизни - внесения своего индивидуального вклада в коллективный Разум. Это глобальные цели, которые делятся на определенные составляющие, формирующиеся на определенных этапах воспитания.

Здесь достигаются вначале такие цели, как формирование определенного феноменологического образа внешнего мира, в котором в диалектическом единстве сочетаются элементы пользы и вреда, стабильности и динамики и пр. Следующая цель - формирование единства экологического мировоззрения и экологического поведения, необходимости сочетания «слова и дела». Далее работа основывается на формирование активного эффективного ожидания, знания о возможности субъекта успешно воздействовать, чтобы получить жизненный результат.

Следующий принцип основывается на том, что ценности экологического воспитания довольно абстрактны, но воспитание экологического сознания должно идти по принципу от простого к сложному. И на каждом этапе должно сочетать абстрактное и конкретное. Т. е. дополнять феноменологический мир миром понятийным, понятие «нельзя», отражающее отношение человека к этому миру с «понятием, которое становится сущностью его отношений со средой».

Экологическое воспитание должно основываться на личностном подходе с учетом всех совокупных характеристик личности и ее окружения.

Закон пассивного ограничения следует использовать на самых ранних этапах воспитания экологического сознания и только в самых крайних случаях.

Огромную роль имеет общение с природой. Общение не только активное, творческое, но и пассивное, созерцательное. Опыт контактов с природой позволяет не только осознать стоящие перед обществом проблемы в их обобщенном, абстрактном виде, но самим сформулировать эти проблемы.

Необходимо учитывать национальный менталитет. Различия в менталитете имеют большое значение в формировании сознания. Так, например, вспомним, как истории известны случаи, когда в целях пропаганды католические миссионеры рисовали иконы негритянской Мадонны с младенцем. А В. И. Ленин в Индии изображался типичным индусом, в Китае - с выраженными чертами китайца. Менталитет определяет образ мира, отношение

к нему. Так, у буддиста не надо воспитывать уважение к живой природе, оно уже создано менталитетом. В нашей стране русский менталитет, как известно, щедр: имея огромные запасы природных ресурсов, мы не приучены их ценить.

Экологическое воспитание должно учитывать и особенности экономического положения, особенности социальной организации страны и региона. Национальное самосознание, развивающееся у народов с крайне неразвитой экономикой, сравнивает свое положение с положением богатых развитых стран, и это вызывает фрустрацию, которая разрешается хищническим разграблением национального природного богатства, вспышкой национализма. Соответственно, подходы к экологическому воспитанию должны различаться.

Экологическое сознание тесно связано с религиозным. Религиозное воспитание и экологическое параллельны друг с другом: задачей одного и другого является создание онтологической системы мира, большое значение имеют морально-этнические принципы.

В формировании экологического сознания людей большое значение имеют средства массовой информации. Правильно направленная информация способствует экологическому воспитанию масс, формированию объективного, адекватного, активного экологического сознания. Очень часто экологические движения используют такое мощное средство экологического воспитания, как угроза (экологической катастрофы).

Большая роль в формировании экологического сознания отводится формированию научного экологического сознания, принятию природных закономерностей через научно-популярную литературу, статьи.

Для формирования готовности к научному познанию экологических проблем, важным фактором непрямого воздействия является художественная литература. Диапазон средств ее неисчерпаем. Это целевые «экологические» произведения: роман Л. Леонова «Русский лес», произведения Э. Сетон-Томсона, В. Бианки, М. Пришвина, Дж. Даррела и мн. др. В 30-е годы большую роль в экологическом воспитании сыграла забытая книга Перовской «Ребята и зверята». Способствуют экологическому воспитанию такие произведения, как «Записки охотника» И. Тургенева, повесть А. Чехова «Степь», экологически актуальной является повесть Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (хотя во всех этих перечисленных произведениях не ставилась экологическая проблема). В повести эпизод с чертополохом современными детьми воспринимается не как аллегория, а как реальный пример стойкости природы, и чертополох становится равным соперником человека.

Задачи экологического воспитания

1. Важная задача экологического воспитания - это выработка у детей творческих принципов мышления, которые позволяют самому ставить цели, их реализовывать со знанием взаимоотношений человека и природы. Воспитывать не пассивно-ограничительное, а активное, творческое сознание, обеспечивающее самореализацию личности.

2. Следующая важная задача экологического воспитания - научить обобщать получаемые сведения и находить на основе подобных обобщений скрытые от непосредственного восприятия закономерности. Таким образом, задачей всеобщего научения - это сформировать адекватное экологическое сознание, в котором научные положения воспринимаются как некая каноническая база, на которой основываются видение мира и поведение по отношению к этому миру. Важно формирование в самопознании отношения к себе не

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проектная деятельность по экологии «В чистом и здоровом доме — мы здоровыми растём!»
Опубликовано: 16 марта 2013 в 09:05
+33
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...