МААМ-картинки

Проектная деятельность в ДОУ «Его величество Уголь»

Долгополова Олеся Ахмечаевна
Проектная деятельность в ДОУ «Его величество Уголь»

Проектная деятельность в ДОУ.

Проект : "Его величество Уголь"

Разделы: Работа с дошкольниками

Направление: Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с родным краем и его достопримечательностями.

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.

Срок реализации: долгосрочный, с сентября по сентябрь.

Публикация «Проектная деятельность в ДОУ „Его величество Уголь“» размещена в разделах

Продукт детской деятельности : выставка детского рисунка: “Мой папа шахтёр”, “Герб Кузбасса”; изготовление макетов: “Шахта”, оформление мини-музея: “Его величество Уголь!”.

Приобщение детей ко всему, чем живёт общество - важнейшая задача всех поколений.

Центральный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление с родным краем и его достопримечательностями. Формирование чувства гордости за свою малую родину.

В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность : коллекционирование, опытно-экспериментальную работу, “путешествий” по карте и времени, словотворчества в продуктивной и игровой деятельности. Разработаны варианты развивающего содержания и способы организации.

Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.

Проект может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста воспитателями детских садов, детских домов, руководителями краеведческих кружков.

Введение

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учётом психофизиологических особенностей ребёнка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействия взрослого).

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т. д. Однако представления об основных свойствах и отношениях объективного мира ещё неопределенны, не совсем отчётливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, формировании его мировоззрения и мировидения.

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Решающее значение в умственном развитии ребёнка имеет его активная деятельность : общение, экспериментирование, макетирование, моделирование, коллекционирование.

В альтернативных программах нового поколения (“Радуга”, “Развитие”, “Детство”, “Истоки”) методологические основы познавательного развития детей базируются на современных психологических положениях.

Так в программе: “Радуга” подчеркивается важность формирования у ребёнка образа мира – как сложной, целостной, не застывшей системы знаний. Дошкольника интересует как мир предметов и объектов, так и мир событий и явлений. Человек, как носитель представлений и норм морали, интересует ребё нка с различных позиций: что делает, что говорит, как относится к чему-либо. В ДОУ важно правильно определить педагогическую позицию взрослого, чтобы не погасить познавательную активность и интересы ребёнка, развивать его умственные способности, активно-положительное отношение к миру. Главная задача педагога – развивать устойчивую интеллектуальную активность детей.

Выбор темы проекта был не случаен. Рассматривая коллекцию камней, дети живо интересовались старыми фотографиями и инструментами для добычи угля. На вопрос воспитателя: “У кого дома есть уголь? Кто дома топит печь углём?”, - Дети стали бойко отвечать:

- А у нас полно угля у бабушке в углярке.

- А у нас в огороде.

- И у нас тоже есть.

Но некоторые дети обсолютно не имели предстовление, что такое уголь.

Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о родном крае, но и особое чувство гордости: Мы – Кузбассовцы!

Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста подразумевает развитие интеллектуальных эмоций, которые возникают в ходе познания и способствуют его протеканию (удивление, интерес, радость открытия, успех, раздумья, сомненье, уверенность, догадка). Развитие детской компетентности посредством знакомства с различными сферами действительности должно лежать в области субъективного опыта ребёнка, быть интересным для него.

Педагогическими условиями, обеспечивающими решение задач развития всех трёх компонентов, авторы программы “Радуга” называют:

постепенное наполнение предметно-развивающей среды;

широкое использование игровых упражнений: “Найди или составь по описанию”, дидактических игр, рассказов воспитателя; использование познавательных сказок, введение сказочных персонажей. Очеловеченные реальные предметы, объекты, явления нашего мира, наглядное экспериментирование – всё это придаёт познавательной деятельности обучающий характер, формирует различные виды мотивации (игровую, личностную, познавательную, общественную и т. д., позволяет детям проживать содержание тех или иных занятий. В целом, педагогические условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к миру.

Основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л. М. Кларина, Г. М. Киселёва, Ю. Б. Рюмина и др.). Её суть состоит во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познавательного развития; сочетании личного опыта и теоретического (как социокультурного наследия); проектировании образовательных тем, являющихся стержнем для создания детско-взрослого сообщества.

Задача педагогов – развивать у ребёнка позицию субъекта деятельности, активность, самостоятельность, инициативность и творчество.

Как и для продуктивной деятельности, это можно сделать с помощью “культурно-смысловых контекстов”, служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей. (Н. А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста).

Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могут выступать, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию.

К ним относятся:

опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

коллекционирование (классификационная работа);

путешествие по карте;

путешествие по “реке времени”.

Первые два типа исследования уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребёнок разбирает механическое устройство. Также ребёнок может увлекаться сбором простых коллекций.

Исследования – путешествия имитируются взрослым, но органично принимаются ребёнком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой. Путешествия по карте и по “реке времени” не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребёнка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие “метки” - символы, а также целостные образы истории человечества через “метки” - символы материальной цивилизации.

Специально созданная предметно-развивающая среда позволяет соединить содержание занятий с самостоятельной свободной деятельностью.

Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать задачи развития творческих способностей.

Поисковая деятельность – активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределённости.

Суть творческого проекта – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы. Проективная деятельность развивается поэтапно, от подражательно-исполнительской, до развивающей и творческой. При непосредственном участии и поддержке взрослого.

Задача педагога – сформировать потребность в саморазвитии, личностные качества, позволяющие ощущать себя членом сообщества.

Цель проекта :

Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей 4-6 лет, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи работы:

развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

формировать познавательный интерес к культурным и природным ценностям родного города и края.

поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Пояснительная записка

Тему для проекта мы выбрали вместе с нашими воспитанниками и их родителями. Работа носила интегрированный характер. В течение года в рамках этого проекта мы играли, экспериментировали, читали, сочиняли собственные рассказы, проводили исследования в детском саду и дома, организовывали выставки – словом, наша жизнь была наполнена творчеством.

И каждый из нас может осознанно сказать: “Горжусь тем, что я – Кузбассовец!”.

На первом этапе нашей работы было решено создать копилку познавательной информации. Совместно с родителями организовали выставку книг: “Угольный Кузбасс”. Собрали фотографии, буклеты, вырезки газет, сведения из энциклопедий об истории возникновения угля, о значении угля для страны, об истории освоения недр Кузбасса, о нелёгком труде шахтёра и сопутствующих профессий, о горношахтном оборудовании и машинах – помощниках людей в труде.

Договорились, что дети будут делиться полученными сведениями друг с другом. Нашей же задачей было поддерживать интерес детей к данной теме через поисково-познавательную деятельность детей (опытно-экспериментальную деятельность, коллекционирование, путешествия по карте и по “реке времени, словотворчество”).

Интересно для детей прошли беседы, серия занятий по ознакомлению с символикой родного города и края. Дети лепили, рисовали, отображали в тестопластике главную фонообразующую деталь герба города и области – уголь.

Основным помощником в закреплении познавательных задач были дидактические игры: “Кому, что нужно для работы?”, “Цепочка ассоциаций”, “Небылицы”, “Придумай рифму” и др.

Совместно с родителями организовали выставку рисунков и фото материала, отражающего прошлое и настоящее шахтёрского труда.

Следующим этапом стало создание в детском саду мини-музея: “Его величество Уголь”.

Труд шахтёра не только почётен в Кузбассе, но и очень опасен. Горняки, рискуя жизнью, достают из недр земли “чёрное золото”, чтобы люди пользовались им. Познавательные рассказы, экскурсии к часовне в честь погибших горняков, позволили детям осознать важность этого вопроса и выразить в своём творчестве. Рисование: “Мой папа – шахтёр”; рисование и констуирование; семейные коллажи: “Герб моей семьи”.

Презентацией проекта стало открытое занятие для всех сотрудников и родителей: “Его величество Уголь”.

Этапы работы

Подготовительный:

чтение справочной литературы;

планирование совместной работы с детьми, родителями,

подбор литературно-художественного материала о труде шахтёра;

подбор фото и документальных материалов, вырезок из газет;

рассматривание с детьми книг: “Угольный Кузбасс”, “Уголь Кузбасса”, и др. ;

беседы с детьми: Где работают твои родители? Где ты живёшь?

Реализация проекта :

познавательные беседы и познавательные сказки по теме:

Кем работает твой папа?

Что такое “уголь”?

Откуда взялся уголь?

Что такое “шахта”?

Что изображено на гербе города?

Занятия и опытно-экспериментальная деятельность :

Основная профессия моего города и края.

Уголь – главное богатство нашего края.

Удивительное в камне; Путешествия по “реке времени”, история образования угля.

Опыты и эксперименты с углём.

Удивительное место на земле. Путешествия по карте Кузбасса.

Выставка книг и фотоматериала по теме.

Разучивание стихов.

Совместное детско-родительское творчество: Я - Кузбассовец!

Конструирование для игр вагончиков.

Подбор дидактических игр по теме, придумывание новых.

Оформление в группе мини-музея: “Его величество Уголь!”.

Составление коллекции: “Подземная кладовая Кузбасса”.

Презентация проекта :

Выставка рисунков: “Мой шахтёрский край”.

Представление занятия: Уголь – главное богатство нашего края.

Презентация материалов мини-музея: “Его величество Уголь!”

Публикации по теме:

Опыт работы «Проектная деятельность педагога в ДОУ» В МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №33", где я работаю музыкальным руководителем, накоплен определённый опыт работы в проектной.

Доклад «Проектная деятельность в ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №5 г. Нововоронеж ДОКЛАД на тему: «Проектная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Его величество — электричество» Тема занятия: «Наше Величество – Электричество!» Программные задачи: Образовательные задачи: - Расширить представления о том, где живет.

Презентация «Проектная деятельность в ДОУ» Во время введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования воспитатели детских садов часто стали.

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС "Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС"(шпаргалка для воспитателя) Воспитатель Травянская Е. В. Проект – это специально.

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Слайд 1. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада.

Проектная деятельность в ДОУ: классификация, типы, этапы В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны.

Презентация «Проектная деятельность в ДОУ» Проектная деятельность - это эффективная педагогическая технология для успешной реализации задач образовательного стандарта дошкольного.

Проектная деятельность в ДОУ по здоровьесбережению (из опыта работы)Проектная деятельность в ДОУ по здоровьесбережению (из опыта работы) Проектная деятельность в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55» г. Иваново по здоровьесбережению (из опыта работы). Проект «Будь.

Совместный с родителями досуг «Его величество — электричество» для детей старшей группы Цель: развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной с родителями исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ «Его величество Уголь»
Опубликовано: 15 марта 2018 в 05:07
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД