Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей дошкольного возраста.

галина кузнецова
Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей дошкольного возраста.

Кузнецова Галина Алексеевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 472 комбинированного вида г. Челябинска (МБДОУ ДС № 472)

В последнее время увеличилось количество дошкольников, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата. Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. За этим понятием скрываются мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем. В МБДОУ ДС № 472 с 1993 года функционируют группы для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата (НОДА).

В настоящее время это группы детей компенсирующей направленности, которые вошли в состав интегрированных групп. Интегрированные группы формируются из воспитанников на основании заключения врача-ортопеда и по решению ПМПК района, с согласия родителей (законных представителей). В нашем детском саду функционирует 4 группы для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Возраст детей - от 4-х до 7 лет. Концепция интеграции основана на принципе равных прав и возможностей в получении комплексной государственной услуги с учетом интересов и потребностей детей.

Поэтому, задача педагогов и родителей — создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных периодов для развития определенных двигательных умений.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом внедрить здоровьесберегающие технологии в условиях МБДОУ ДС № 472 правильно? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность заниматься физической культурой и спортом.

В рамках ФГТ система коррекции – это комплексная помощь и сопровождение семьям, детям, находящимся в сложном социальном развитии, а профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепления состояния здоровья, порядка. Поэтому важно определиться с организационной формой, моделью коррекционной интеграции и простроить вертикаль управления в рамках внедрения консолидации усилий участников коррекционно–развивающего, образовательного процесса в сфере сопровождения детей со специальными потребностями. Следовательно, возникла необходимость для создания такой системы работы, при которой происходила бы эффективная интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. А это в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического здоровья ребенка и формированию привычки здорового образа жизни. Поэтому, мы остановились на модели социально-образовательной интеграции.

Структура многокомпонентной модели социально-образовательной интеграции в системе работы по направлению коррекции в МБДОУ детский сад № 472, которая состоит из 4 интегрированных блоков. В рамках блоков создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которая ведется по 4 направлениям: физическое, психическое, валеологическое, нравственное здоровье.

1. Блок. Психолого-медико-педагогическогое сопровождения осуществляется по разработанным консультациям специалистов (психолого-медико-педагогического консилиума) МБДОУ ДС № 472 и предусматривает психологическую, педагогическую, медицинскую, социально-педагогическую и коррекционную помощь, нуждающихся в ней детей и консультирование семей. Эффективность психолого- медико-педагогического сопровождения возможна лишь при организации таких важнейших направлений, как диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее и лечебно-профилактическое. Наша важнейшая задача - вырастить крепких, здоровых детей. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

2. Развивающий блок реализуется через систему дополнительного образовании. При этом создаются условия взаимодействия детей с нарушениями развития и их нормально развивающимися сверстни-ками. Для успешной работы и для достижения положительных результатов соблюдаются следующие принципы: эмоциональный настрой; индивидуальный подход к детям по дозировке нагрузки. Яркие впечатления дети получают на праздниках и развлечениях. Радостное звучание музыки, костюмы, оформление и другие факторы влияют на эмоциональный заряд детей. В работе используются здоровьесберегающие технологии. Это позволяет развивать социально значимые интегрированные качества у детей: настойчивость, любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость и другие качества, необходимые для развития ребенка, как субъекта двигательной деятельности. Таким образом, оздоровительную направленность имеют не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду, в том числе культурно – массовые мероприятия.

3. Общеобразовательный блок. В настоящее время главным вопросом является вопрос планирования и содержания образовательного процесса в возрастных, интегрированных группах в соответствии ФГТ. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются общие требования, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие через интеграцию всех образовательных областей. Содержание образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» «Безопасность» направлены на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Они являются главными в укреплении здоровья у детей и в интеграции образовательных областей. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, переносятся на формирование культуры здоровья, где приоритетным направлением становится здоровье ребенка. Решать поставленные цели и задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья рассчитывается с учетом направленности программы: в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования. Время, отведенное на образовательную деятельность (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, включает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом развитии детей. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом и педагогическим коллективом МБДОУ ДС № 472.

4. Специальный (коррекционный) блок предназначен для коррекции нарушений у воспитанников. Решаем мы эти задачи совместными усилиями: МБДОУ ДС № 472, семья, МБУЗ № 3, ПМПК района. (Внешняя интеграция) Такое партнерство требует четких и открытых связей, обмена информации и совместных планов на будущее. Совместная работа с детской городской поликлиникой № 3 позволяет осуществлять совместное планирование оздоровительно-профилактических мероприятий. Лечение дефектов осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата носит комплексный характер и предусматривает широкое использование лечебной физической культуры, плавания, массажа, закаливания, сауны и фиточая в режиме МБДОУ ДС № 472. В настоящее время в деятельности МБДОУ № 472 успешно внедрены следующие здоровьесберегающие технологии для детей с НОДА: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии, технологии музыкального воздействия.

Таким образом, создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. В данной системе собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации, она является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования.

Литература

1 СанПиН 2.4.1.2791 -10. / Утв. пост. Глав. гос. сан. врача Р. Ф. от 20.12. 2010.- № 164.- (Измен. № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 -10)

2. Приказ Минобрнауки РФ.»Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «от 23. 11. 2009г. - № 655.

3. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа. - М.: Просвещение, 2000. - 140с.

4. Береснева, З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой. - М.: Сфера, 2005. – 31с.

5. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье. – М: Просвещение, 2003. – 87с.

6. Волошина, Л. Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет: программа. - М.: Просвещение, 2005. – 71с.

7. Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ: учеб. метод. пособие /Л. Н. Волошина, Т. Н. Курилова – М: ГНОМ и Д. – 2004. -112с.

8. Методическое письмо об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях / Минобразования Р. Ф. от 16 января 2002г.

9. Стратегия развития муниципальной образовательной системы специального (коррекционного) образования на период до 20 года. / Управление образованием администрации. – Челябинск, 2008. - [Электронный ресурс. ]

Публикации по теме:

Оздоровление дошкольников средствами ЛФК и физической культуры Актуальность Лечебная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому.

Проекты в детском саду 7 .

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 23 сентября 2012 в 20:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рекомендации родителям «Летом играем, познаём, развиваемся»
Скоро наступит лето. Лето - благодатный период для игр, отдыха, закаливания и развития познавательной активности детей! Дети - это маленькие исследователи,...
Конспект занятия по рисованию красками «Гнездышко»
Программные задачи: Закреплять умение соединять в одном рисунке несколько изображений разной формы; развивать воображение, фантазию. Материал: Альбомный...
Мастер-класс «Приглашение на выпускной»
Выпускной в старшей специальной группе все ближе, подготовка активно идет. Мы начали делать приглашения на наш праздник. Сегодня предлагаю Вам вариант...
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес»
Цель. Закрепить знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях, происходящих в природе. Задачи: • закрепить представления о том,...
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...