МААМ-картинки

Профилактика речевых нарушений

Елена Румянцева
Профилактика речевых нарушений

Детям раннего возраста (1,5-2,5) с целью профилактики речевых нарушений и тем, у кого значительно снижена подвижность речевых органов нужно проводить пассивные упражнения т. е. такие упражнения, которые выполняются руками взрослого на речевых органах ребенка. Они знакомят детей с органами речи (губы, зубы, язык, мышечными ощущениями при движениях ими подготавливают их к выполнению самостоятельных упражнений. Пассивные упражнения выполняются медленно, ритмично 3-4 раза.

К ним относят:

1. Растягивание губ в улыбку одним-двумя пальцами снизу или сверху;

2. Собирание губ трубочкой;

Публикация «Профилактика речевых нарушений» размещена в разделах

3. Поочередное или одновременное приподнимание и оттягивание углов рта;

4. Подтягивание верхней губы для открытия верхних зубов и десен;

5. Оттягивание нижней губы нижних зубов и десен;

6. Поднятие кончика языка или других частей языка к небу за верхними зубами с помощью взрослого;

7. «Маятник» - ритмичное движение языком ребенка влево-вправо, который захватывается стерильной марлевой салфеткой или большим и указательным пальцами взрослого, одетым в напальчник.

Пассивные упражнения выполняются медленно, ритмично повторяясь 3-4 раза ежедневно.

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

1. «Трусливый птенчик» - широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычек-«птенчик» следит в гнездышке и не высовывается.

2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

3. «Обезьяна» - челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

4. «Сердитый лев» - челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произношением звука а, сложение – с шепотным произношением.

5. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

6. «Дразнилки» - широко, часто открывать рот и произносить – па-па-па

Тренировка губных мышц.

1. «Улыбка- трубочка» - вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

2. «Пятачок» - вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу

3. «Рыбки разговаривают» - хлопать губами друг о друга. Если губы совсем слабые – сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту. Удерживать губами карандаш, пластмассовую коробочку, марлевую салфетку.

Упражнения для губ и щек.

1. Покусывание, похлопывание, растирание щек.

2. «Сытый хомячок» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок» - втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулаком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения на развитие мышц языка.

На начальном этапе выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 упражнений, чтобы не утомлять ребенка. Упражнения могут быть неподвижными на удержание заданного положения языка или ритмически повторяющимся, развивающимся координацию и способность переключаться с одного движения на другое.

1. «Лопаточка» - широкий расслабленный язык неподвижно лежит на нижней губе в течении 5 – 10с. Стараться не допускать его дрожания или изменение положения.

2. «Иголочка» - напряженный, прямой, суженный по краям язык высунуть вперед и удерживать в этом положении 5 - 10с, не давая языку расшириться и не помогая ему зубами и губами. Если не удается сузить язык, можно пошевелить им поочередно в левую и в правую стороны, чтобы добиться напряжения мышц. Затем остановиться и попробовать удерживать язык узким и напряженным. Поочередное высовывание языка «Лопаточка» и «Иголочка» без помощи зубов и губ.

3. «Часики» - узким языком поочередно дотягиваться до правого и левого углов рта. Выполнять упражнения в медленном темпе, с усилием, можно под счет 4 – 5 раз.

4. «Качели» - широкий язык прижать к верхней губе. Будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться к подбородку, прижимая язык к нижней губе. Если у ребенка не получается прижимания языка к верхней губе, взрослый может помочь ему механически.

5. «Змейка» - узкий, напряженный язык, как при «иголочке», ритмично выдвигать вперед и снова убирать в глубь рта. Движения выполнять ритмично, с усилением, в медленном темпе, будто стараясь дотронуться языком до какого-то предмета (повторять 4 – 5 раз). При выполнении не придерживать язык губами.

6. «Лошадка» - рот открыть, широкий язык присосать к небу до появления щелчка, затем достать языком медленно и сильно, растягивать подтянутую связку.

Игровые дыхательные упражнения.

1. «Подуй в трубочку» - сделать глубокий вдох через нос, слегка задерживать дыхание, затем плавно и длительно подуть в «трубочку» из вытянутых губ и просунутого между ними языка насколько хватит взятого воздуха. При выполнении упражнения не допускается производить вдох ртом, а при выдохе раздувать щеки. Для большей наглядности при выполнении упражнения можно дуть на занавеску из легкой ткани или узкую полоску бумаги, прикрепленную на чем-либо по направлению воздушной струи.

2. «Попади ваткой в ворота» - соорудить широкие «ворота» из детского конструктора «Лего», перед ними положить небольшой кусочек ваты. Затем, слегка наклонившись чтобы воздух попадал под ватку, длительно и плавно подуть вперед, чтобы ватка вошла в «ворота» (при необходимости менять направления воздушной струи). По мере тренировки упражнения можно усложнить, постепенно сужая «ворота».

Публикации по теме:

Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений Слайд 2. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений» Слайд 3. «Движения руки всегда тесно связано с речью.

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста .

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.

Памятка для воспитателей II младшей группы. Профилактика речевых нарушений. Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.

Профилактика нарушений голоса у педагогов Человеческий голос — уникальный акустический феномен, результат сложных анатомо-физиологических процессов. Главное значение голоса состоит.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия в работе с детьми с речевыми нарушениями. Цель дыхательных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений
Опубликовано: 18 января 2017 в 19:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД