Папки-передвижки

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей

Коротнева Марина
Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей

Письменная консультация для родителей

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей.

Все родители, чей ребёнок нуждается в помощи логопеда, задаются вопро-сом. Чем же вызвано нарушение развития речи у их ребенка? В каждом слу-чае причины могут быть разными, поэтому остановимся на самых часто встречающихся предпосылках речевых нарушений.

Публикация «Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей» размещена в разделах

Начнем с самого начала. Ребенок ещё не родился и даже ещё не «запро-граммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходам работать на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей.

Наследственность (так называемые внутренние причины). По наследству могут передаваться:

особенности нервно-психического склада родителей;

особенности строения периферического и центрального отделов ре-чевого аппарата (например, особенности строения артикуляторных ор-ганов, вплоть до наличия нёбных расщелин, своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществ-лению речевой функции).

Неправильный образ жизни будущих родителей:

вредные профессиональные условия;

наркомания;

алкоголизм и курение;

искусственное прерывание предшествующих беременностей.

Но вот родители ожидают ребенка.

Но нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит, и нормаль-ное формирование центрального и периферического отделов речевого ап-парата, могут нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприят-ных факторов :

1

токсикозы первой или второй половины беременности;

острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства и т. п.);

резус-конфликт;

падение и ушибы;

вредные профессиональные условия (наличие радиационного излуче-ния, работа с химическими активными веществами, также недопусти-мы тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену);

курение матери во время беременности и употребление ею алкоголь-ных напитков;

стрессовые ситуации;

Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее про-граммируют и осложненное протекание родов. Самые часто встречающи-еся осложнения:

длительный безводный период;

отсутствие или слабая выраженность схваток, потребовавшая сти-муляции родовой деятельности;

быстрые и стремительные или, наоборот, затяжные роды;

применение ручных приемов;

родовспоможение;

тугое обвитие пуповиной;

большая или слишком малая масса тела;

ягодичное предлежание.

Все перечисленные отклонения во время родов приводят к тому, что в мо-мент прохождения родовых путей у ребенка часто возникает грубая ком-прессия черепа, головка в швах складывается, смещаются шейные позвонки, от чего страдает бассейн позвоночных артерий, снабжающий кровью в том числе прочих, отделы мозга, ответственные за речь. Вследствие чего приво-дит к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга.

Во многих случаях органические изменения в структуре головного мозга мо-гут быть настолько незначительными, что их просто не удается обнаружить современными методами исследования. Поэтому неслучайно в последние

2

десятилетие так много говориться о минимальной мозговой дисфункции с характерными для нее микро органическими поражениями мозгового веще-ства.

Мы часто сталкиваемся с тем, что микроповреждения нервной системы у но-ворожденного не фиксируют ни в роддоме, ни педиатр в участковой поли-клинике. Что же должно насторожить родителей в поведении младенца?

вялый сосательный рефлекс или его отсутствие;

крик и плач по ночам без видимых причин;

повышенный или пониженный тонус отдельных групп мышц;

различные гиперкинезы (дрожание подбородка, ручек при смене по-ложения);

необычная поза при лежании на спине;

подтекание молока по уголку губ;

поперхивание;

капельки пота над верхней губой при сосании;

постоянно приоткрытый рот;

короткая шея или кривошея.

Каждый из этих признаков не благополучия должен вызвать у родителей крайнюю обеспокоенность и понимание, необходимости углубленного ис-следования состояния нервной системы ребенка с целью дальнейшего лече-ния, которое поможет избежать или максимально сгладить отклонения в развитии ребенка в дальнейшем.

Ребенок растет, развивается. Но в период раннего развития ребенка на фор-мирование его речи неблагоприятно могут сказаться следующие обстоятель-ства:

травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга;

воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэн-цефалит);

не долеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;

приобретенные до сформирования речи аномалии челюстей или зу-бов, как результат травм, постоянного сосания ребенком пальца;

дефекты речи у окружающих ребенка людей.

3

В ранний период жизни (до трех лет) наибольшая роль в возникновении ре-чевых нарушений отводится нейроинфекциям и травмам головного и спин-ного мозга (особенно его шейного отдела).

Есть еще категория причин, так называемые социальные причины:

неблагоприятная речевая среда (нарушение речи у родителей и близ-ких родственников, речь быстрая, неряшливая);

неправильное развитие речи в семье (недостаточное общение взрос-лых с ребенком, ребенок испытывает дефицит общения, у ребенка не-хватает «материала» из чего строить свою речь и ребенок выражается доступными ему формами);

перегрузка речью (дается информация не по возрасту, высшие психи-ческие функции дают сбой;

изучение двух и более языков;

невнимание взрослых к речи ребенка (взрослые не обращают внима-ние на неправильное произношение звуков, родители не могут дослу-шать ребенка и ребенок начинает говорить быстро, запинается, речь становится неряшливая);

неправильное воспитание в семье (ребенок находится в постоянном напряжении, что приводит к срыву нервной деятельности).

Родителям необходимо учитывать. Что разные причины могут приве-сти к одному и тому же нарушению. И одна и та же причина может привести к разным нарушениям.

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих факторов в их взаимо-действии, что необходимо принимать во внимание родителям.

Учитель – логопед

Коротнева М. А.

4

Публикации по теме:

Использование камешков Марблс в преодолении познавательно-речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.

Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы Конспекты по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет В условиях кружковой работы составили: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66.

Консультация для родителей «Виды речевых нарушений и их профилактика» В нашем образовательном комплексе функционирует родительский клуб «Логопед и Я» В него может вступить любой родитель, желающий получить.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений Обобщение опыта по теме «Абилитация речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами чтения художественной литературы».

Предупреждение речевых нарушений. Консультация для родителей Предупреждение речевых нарушений. По данным мировой статистики. Число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики.

Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия в работе с детьми с речевыми нарушениями. Цель дыхательных.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей
Опубликовано: 30 августа 2016 в 07:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД