Папки-передвижки

Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию «Мы живем в России»

Веренкова Наталья
Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию «Мы живем в России»

Содержание

1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность

1.2. Содержание

2. Цель

3. Задачи

4. Принципы работы

5. Режим кружка

6. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию

7. Взаимодействие с родителями

8. Материально – техническое обеспечение

9. Планируемые результаты

10. Календарно – тематический план

11. Перспективный план

12. Литература

I Пояснительная записка

Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию „Мы живем в России“» размещена в разделах

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Актуальность программы обусловлена тем, что за последние годы в нашей стране произошли большие изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, поселку нам необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной поселок, город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной поселок, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.

1.1 Актуальность

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной посёлок. … Надо показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

1.2. Содержание

Программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. При ее реализации требуется учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты.

Содержание Программы рассчитано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий 25 минут.

II Цель программы :

Формировать у детей патриотические чувства через приобщение их к истории родного края, страны.

III Задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

воспитание уважения к труду взрослых;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— знакомство детей с символами государства, и республики в которой живут дети (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим и своему народу, их традициям.

IV Принципы реализации программы :

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образования призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов кружковой работы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Принцип последовательности. Этот принцип предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

5. Принцип тематического планирования материала. Этот принцип предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, малая родина, родная страна.

6. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

V Режим кружка:

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность: 25 минут.

VI Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов. :

Формы: Беседы.

Занятия.

Индивидуальная работа.

Игра.

Методы: наглядный.

исследовательский.

объяснительно-иллюстративный.

проблемно-поисковый.

VII Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

• Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

• Оформление групповых комнат.

• Благоустройство ДОУ.

• Труд бытовой в природе.

• Утренники, праздники.

• Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»

• Оформление стенда «Растим будущего гражданина»

• Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

VIII Материально-техническое обеспечение

• дидактические и наглядные пособия;

• современные средства ИКТ;

• методическая литература;

• репродукции картин;

• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;

«Моя семья»;

• художественная литература;

• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

• символика РФ и РХ, города,, глобус и т. д.

VIII Планируемые результаты

Дети:

• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины

• Знают традиции родного края, символику России, историю малой Родины

• У детей более глубокие знания о России, Урале

Родители (законные представители)

• Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте

Педагоги:

• Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста

IX Календарно-тематический план

№ Раздел Задачи патриотического воспитания Содержание

1. «Моя семья» Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Дети и родители.

Моя семья.

Рисование дома для своей семьи.

Пожилые люди.

2. «Я люблю свой детский сад» Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду. Детский сад – моя вторая семья.

Беседа о профессиях, работающих в детском саду.

Экскурсия по детскому саду.

Конструирование здания детского сада.

3. «Мой родной посёлок» Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях. Экскурсия в аптеку.

Экскурсия в библиотеку.

Мой посёлок – вчера и сегодня.

Что мы знаем о Родине?

4. «Родная природа» Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её. Реки и озёра Дальнего Востока

Флора и фауна Дальнего Востока.

Родная природа.

5. «Наша Родина Россия» Формировать у детей представления о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране. Наша Родина – Россия.

Береза – символ России.

Флаг России.

Мы патриоты.

6. «Будем Родине служить» Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства. Русские богатыри.

Добрые слова воинам.

Защитники Родины.

Будущие защитники.

7. «Культура и традиции России» Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды. Культура и традиции русского народа.

Народная игрушка.

Традиции и быт русского народа.

В гостях у Забавы и Любавы.

8. «Гордость России» Продолжать знакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у них запас литературы художественного впечатления А. С. Пушкин и его творчество.

Н. Н. Носов и его творчество.

К. Чуковский, его биография и творчество.

Путешествие в мир сказок.

9. «День Победы» Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. Праздник Победы.

Высаживание цветов в память о погибших солдатах.

Целевая прогулка к памятным местам.

Они защищали Родину.

X Перспективный план

№ Тема занятия Цель занятия

Сентябрь

1. Беседа «Дети и родители» Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи

2. Составление рассказа «Моя семья» Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям

3. Рисование дома для своей семьи Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей

4. Беседа «Пожилые люди» Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им

Октябрь

1. Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья» Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения

2. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас

3. Экскурсия по детскому саду Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада

4. Конструирование здания детского сада Закрепить навыки конструирования

Ноябрь

1. Экскурсия в аптеку Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка

2. Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах

3. НОД «Мой посёлок - вчера и сегодня Знакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма

4. Викторина «Что мы знаем о Родине?» Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине

Декабрь

1. ИКТ «Реки и озёра Дальнего Востока» Уточнить представления детей о реках и озёрах Дальнего Востока; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе

2. Развлечение-беседа «Путешествие к морю» Закрепить знания детей о морской фауне и флоре

3. ИКТ «Флора и фауна Дальнего Востока» Уточнить и расширить представления детей о природе Дальнего Востока

4. Коллективное рисование «Родная природа» Формировать у детей представления о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране

Январь

1. Беседа «Наша Родина – Россия» Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике

2. Игра-путешествие «Береза – символ России» Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа

3. Аппликация + рисование «Флаг России» Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением

4. Интеллектуальная игра «Мы патриоты» Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Февраль

1. Беседа «Русские богатыри» Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяновичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России

2. Беседа «Добрые слова воинам» Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества

3. Рисование «Защитники Родины» Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение

4. Военно-спортивная игра «Будущие защитники» Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Март

1. Беседа «Культура и традиции русского народа» Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

2. Рисование «Народная игрушка» Формировать понятие о русской народной игрушке

3. НОД «Традиции и быт русского народа» Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа

4. Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы» Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями

Апрель

1. Беседа «А. С. Пушкин и его творчество» Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке

2. Беседа «Н. Н. Носов и его творчество» Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова

3. Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество» Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве

4. Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей

Май

1. Беседа «Праздник Победы»

2. Целевая прогулка к памятным местам Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших

3. НОД «они защищали Родину» Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства

XI Список литературы

1. Виноградова Н. Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк возраста / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. -2-е изд. - М. : Просвещение, 2007 г.

2. Кортушина М. Ю. День Защитника Отечества: Сценарии праздников для ДОУ и нач. школы. -М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

3. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.

4. Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.

6. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.

7. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. разработка занятий / Сост. Р. А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.

8. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО, 2006 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию дошкольников «Рода войск России»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию дошкольников «Рода войск России» Дидактическая игра: «Рода войск России» Возраст детей: 5-7 лет Цель: воспитывать патриотические качества у детей, углублять знания об.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию «Мы живем в России»
Опубликовано: 18 марта 2020 в 03:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД