Получи документы

Программа дополнительного образования «Настольный теннис»

Елена Толкунова
Программа дополнительного образования «Настольный теннис»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г. В. Барчукова, (этапы спортивного совершенствования, 2011 года. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи работы кружка, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года.

Публикация «Программа дополнительного образования „Настольный теннис“» размещена в разделах

Образовательная программа “ Настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т. е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

Актуальность программы

Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

ЦЕЛЬ:

Создание условий для массового привлечения детей и подростков к занятиям настольным теннисом. Укрепления здоровья учащихся, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков; развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений, формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;

дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);

научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

Развивающие

формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;

развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Воспитательные

воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;

воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;

воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;

воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр. ;

воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.

воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

Срок реализации программы - 2 года.

Учебно-тренировочная нагрузка на группу 4,5 часа в неделю (324 часа).

Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.

Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.

Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса: основной показатель работы кружка по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Будут знать:

будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;

узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;

узнают правила игры в настольный теннис;

правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;

Знать правила проведения соревнований;

расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;

получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;

Будут уметь:

Провести специальную разминку для теннисиста

Овладеют основами техники настольного тенниса;

Овладеют основами судейства в теннисе;

Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;

Овладеют навыками судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.

Овладеют навыками общения в коллективе;

будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Разовьют следующие качества:

улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;

улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;

повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;

Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам;

повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства.

Учебно-тематический план на 2 года обучения

4,5 часа в неделю (324 часа)

№ п/п Вид программного материала Количество часов

всего теория практика

1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 4 4

2 Краткий исторический обзор развития настольного тенниса в России 8 4 4

3 Правила игры в настольный теннис 16 8 8

4 Общая и специальная физическая подготовка 80 12 68

5 Основы техники игры 96 16 80

6 Основы тактики игры 60 8 52

7 Контрольные игры и соревнования 20 20

8 Тестирование 8 8

9 Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке 8 8

10 Учебные игры 24 24

Итого: 324 52 272

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Теоретическая подготовка– 28 часов

Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;

Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;

Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;

Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;

Сведения о строении и функциях организма человека;

Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;

Правила игры в настольный теннис;

Действующие правила игры, терминология;

Перспективы дальнейшего развития правил;

Влияние правил игры на её развитие.

Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;

2. Общая физическая подготовка (ОФП) – 32 часов (развитие двигательных качеств)

Строевые упражнения

ОРУ

Бег

Прыжки

Метания

Подвижные игры

3. Специальная физическая подготовка (СФП) – 48 часов

Упражнения для развития прыжковой ловкости

Упражнения для развития игровой ловкости

Упражнения для развития силы

Упражнения для развития выносливости

Упражнения для развития гибкости

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

Упражнения с отягощениями

Упражнения для развития внимания и быстроту реакции

4. Техническая подготовка - 96 часов

техника хвата теннисной ракетки

жонглирование теннисным мячом

передвижения теннисиста

стойка теннисиста

основные виды вращения мяча

подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»,

удары по теннисному мячу :

- удар без вращения – «толчок»

- удар с нижним вращением – «подрезка»

- удар с верхним вращением – «накат»

- удар «топ-спин» - сверхкрученый удар;

Совершенствовать подачи:

- по диагонали;

- «восьмерка»;

- в один угол стола;

- по подставке справа;

- по подрезке справа;

- топ спин справа по подрезке справа;

- топ спин слева по подрезке слева;

- Совершенствовать технику приёма «кручёная свеча»;

- Совершенствовать технику приёма плоский удар.

подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»,

удары по теннисному мячу :

- удар без вращения – «толчок»

- удар с нижним вращением – «подрезка»

- удар с верхним вращением – «накат»

- удар «топ-спин» - сверхкрученый удар;

5. Тактическая подготовка – 60 часов

- Подачи мяча в нападении;

- Прием подач ударом;

- Удары атакующие, защитные;

- Удары, отличающиеся по длине полета мяча

- Удары по высоте отскока на стороне соперника

Подачи:

- атакующие, направленные на непосредственный выигрыш очка;

- подготавливающие атаку;

- защитные, не позволяющие противнику атаковать.

Прием подач ударом:

- атакующим;

- подготовительным;

- защитным.

6. Учебные игры. Контрольные игры и соревнования – 44 часа

- 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2

парные игры

«игра защитника против атакующего»

«игра атакующего против защитника»

7. Тестирование. Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке– 16 часов

1. Прыжок в длину с места

Используется для определения скоростно-силовых качеств.

2. Бег 30 метров

Используется для определения скоростных качеств.

3. Бег 1000 метров

Используется для определения скоростной выносливости.

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации рабочей программы используются :

- спортивный зал

- спортивный инвентарь:

- секундомер электронный

- скамейка гимнастическая

- скакалки

- мячи теннисные

- мячи набивные

- теннисные столы

- учебно-методическая литература по настольному теннису

Литература для педагога:

1. Амелин А. Н., Пашинин В. А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.

2. А. Н. Амелин. Современный настольный теннис. М. : ФиС, 1982

3. Байгулов П. Ю., Романин Н. Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с.

4. Г. В. Барчукова, В. А. Воробьев. Настольный теннис : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М. : Советский спорт, 2011

5. Г. С. Захаров. Настольный теннис : Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990

6. О. В. Петренко Кадуцкая Л. А., Петренко С. В. и др. Настольный теннис в системе физического воспитания студентов. Учебно-методическое пособие, Белгород: Типография «ПринтМастер», 2014

7. О. Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М. :160с., 2000

8. О. В. Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М. :РГАФК, 1995

Литература для обучающихся:

9. Амелин А. Н., Пашинин В. А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.

10. Байгулов П. Ю., Романин Н. Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979.

11. Кун А. Всеобщая история физической культуры и спорта.

Под редакцией Столбова В. В. М. Радуга. 1982.

12. Матыцин, О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов настольном теннисе. / О. В. Матыцин. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000.

13. Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС. 1985

14. Розин Б. М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Настольный теннис»
Опубликовано: 13 января 2020 в 18:41
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД