Программа дополнительного образования по театральной деятельности. Театральный кружок «Теремок» для детей 6–7 лет

Татьяна Соловьева
Программа дополнительного образования по театральной деятельности. Театральный кружок «Теремок» для детей 6–7 лет

Пояснительная записка.

Театр — это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр и особенно игр-представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы – 1 год.

.

Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

Поэтому основной акцент в организации театрализованной деятельности со старшими дошкольниками делаю не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. Ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности, координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. В искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и воплощении художественного замысла.

Цель программы: развитие личности старшего дошкольника средствами театрального искусства.

Задачи:

- приобщать детей к театральному искусству, знакомить с историей театра, его

жанрами, устройством, профессиями;

- формировать основы театральной культуры;

- формировать представление о спектакле, как продукте коллективной

творческой деятельности;

- стимулировать желание детей самостоятельно искать выразительные средства

для создания образа персонажа, используя мимику, жесты, пластику тела,

интонацию;

- учить подбирать музыкальные характеристики героев, развивать умение

передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение

музыки;

- совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнёрами, приучать

детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также

действия персонажей в спектакле;

- поддерживать инициативу, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Исходя из задач определяется общее содержание работы по театра-лизованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Программа предполагает две основные формы организации театральной деятельности:

1. Специально организованная форма работы педагога с детьми;

2. Нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Организационная форма включает различные занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные, праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Обучение на занятиях носит воспитывающий, развивающий характер. Проводятся они один раз в неделю во вторую половину дня, длительностью 30-35 мин.

Типы занятий

Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).

Доминантные, где доминирует один из указанных видов деятельности.

Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.

Комплексные, на которых для решения воспитательно-образовательных задач используется синтез искусств из различных видов художественной деятельности. Цель этого вида занятий — дать детям представление о специфике различных видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись, познакомить с использованием современных технических средств (аудио-, видеоматериалы). На таких занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.

Интегрированные, в которых в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.

Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.

Организуя занятия, необходимо постоянно помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность детей, что, в свою очередь, тормозит развитие творческого мышления.

В основе занятий любого типа должен быть индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.

Ожидаемые результаты:

- Дети познакомятся с театральным искусством (терминология, профессии, устройство театра, культура поведения).

- Активизируется познавательный интерес, произвольное внимание, воображение, память, ассоциативное и образное мышление.

- Пополнится словарный запас, образный строй речи.

- Дети научатся владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, напрягать и расслаблять различные группы мышц.

- Дети приобретут навык коллективного творчества, взаимодействия и сотрудничества, смогут согласовывать свои действия с партнёрами.

Формы подведения итогов.

- Викторины

- Литературные вечера

- Дни театра

- Игры – путешествия

- Развлечения, досуги, посвященные творчеству детских писателей

- Выставки художественного творчества.

Результативность работы выявляется в ходе плановых диагностических мероприятий. Не все дети одинаково усваивают материал. Одни справляются хорошо, у других возникают затруднения. Анализ затруднений приводит к дифференциации заданий. Дифференцированный подход позволяет создать условия для более успешного освоения программы всеми воспитанниками и получения удовлетворения от достигнутых результатов.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Разделы и темы

Раздел 1. Театральная азбука

Подготовка детей к театральной деятельности. Знакомство с профессией «артист». Экскурсии в ТЮЗ. Посещение театральных представлений.

Раздел 2. Развиваем речь

Монологическая речь. Составление рассказа по картине И. Остроухова «Золотая осень»

Диалог. «Договорим то, чего не придумал автор К. И. Чуковский в сказке «Муха-цокотуха»

Учимся вовремя произносить свои реплики.

Игра «Разговор по телефону». Разучивание песни И. Олифировой «Кукушка и лягушка»

Развиваем артикуляционный аппарат. Чистоговорки, скороговорки.

Интонационная выразительность речи.

Сказка-игра «Кто колечко найдёт?» (По С. Я. Маршаку)

Раздел 3. Создаём образ

Знакомство с различными эмоциями. Игра «Пойми меня»

Мимика, жест, движение – способы передачи образа.

Игра-драматизация «В мороз»

Создание образа с помощью выразительных движений.

Танцевальная импровизация. Пантомима

Раздел 4. Любимые сказки.

Речь, мимика, жесты, пластика тела в создании образов персонажей новогодней сказки

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с использованием на выбор настольного театра, театра на фланелеграфе, кукольного театра.

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Раздел 5. Развиваем сценическое творчество.

«Живи в веках, моя Россия» музыкально-театрализованное представление. Сценки «Богатыри», «Гусары на привале»

Поздравляем маму сказкой. Инсценировки: «Ванька-встанька», «Подарок маме», «Три мамы»

Театрализованный спектакль на обрядовой основе к празднику Масленицы

Раздел 5. Сказки народов Севера

Инсценировка сказок «Хитрая лиса»,«Айога»,«Кукушка» «Храбрый охотник»

Раздел 6. Сочиняем сценарий и разыгрываем сказку

Деятельность детей по работе над спектаклем.

Парад сказок.

Публикации по теме:

Презентация кружковой работы по тестопластике в детском саду Презентация кружковой работы по тестопластике в детском саду. Подготовила воспитатель Будко Татьяна Сергеевна. Занятия лепкой из теста помогут.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка ___3 Список детей___4.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по театральной деятельности. Театральный кружок «Теремок» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 21 января 2014 в 10:34
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...