Получи документы

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики»

Чирва Евгения Анатольевна
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики»

Программа дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

«Волшебные пальчики»

для детей младшего возраста (3-4 года)

Разработала: воспитатель Чирва Е. А.

Актуальность

Ребенку младшего возраста становятся интересными не только игрушки, предметы быта, но и различные материалы, с которыми можно что-то сделать. Этими материалами могут быть: краски и кусочек угля или мела; песок и глина, пластилин, тесто и многое другое. Ребенок с удовольствием исследует эти материалы, изучает их, но это спонтанный интерес, который может угаснуть. Только взрослый может поддержать этот интерес и обучить ребенка рисовать, лепить, конструировать. В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование и аппликация названы продуктивными видами деятельности потому, что в процессе этой деятельности ребенок создает «продукт» - рисунок, аппликацию, мини-скульптуру и т. п. чрезвычайно высока роль этой деятельности для познавательного развития ребенка. Актуальность данной программы в том, что, она способствует позитивной социализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности каждого ребенка. Данная программа обусловлена практической значимостью: навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, помогут развить в детях зачатки творческих способностей, способствуют дальнейшей мотивации для обучения в изобразительных студиях.

Публикация «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию „Волшебные пальчики“» размещена в разделах

Педагогическая целесообразность

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное.

Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Ответом на растущий спрос должно стать увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ, которые предлагаются детям и родителям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

На основании этого мною была разработана программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики», где вместе с детьми используются разные виды нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки, которые стимулируют творческий потенциал детей, развивают их художественно – творческие способности. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно – творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию, аппликации и лепке нетрадиционными техниками.

Цель программы

Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через художественно-эстетическую деятельность; развитие мелкой моторики пальцев рук детей через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку; познакомить детей с нетрадиционными техниками художественного творчества, формировать художественный вкус.

Задачи рабочей программы:

Развивать фантазию и творческое воображение;

Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом;

Повышать речевую активность;

Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;

Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Возраст детей, сроки, формы реализации программы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 3-4 года. Срок реализации – 6 месяцев (с 01.11.2020 по 30.04-2021 г.)

Формы реализации программы:

беседы;

занятие - игра;

групповая и индивидуальная работа;

коллективно-творческая работа;

работа с родителями;

публикация информации на сайте ДОУ, группы;

оформление выставок

Методы реализации программы:

словесный;

наглядный;

практический;

игровой;

объяснительно-иллюстративный

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Принципы организации ОД:

подача материала в игровой форме;

развитие творческих способностей детей, фантазии;

приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества;

выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Структура занятия включает в себя 3 части:

1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

2. Основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

3. Заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Программа по художественно - эстетическому образованию «Веселые пальчики» разработана на основе методических рекомендаций Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Программа, конспекты занятий Лыковой И. А. «Цветные ладошки», Комаровой Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы - дети 2 младшей группы возраста (3-4 года). Занятия проводятся один раз в неделю (среда) во второй половине дня, в 16.00 Продолжительность занятия: 15 минут в соответствии с возрастными особенностями детей. Всего в течение года проводится 25 занятий.

Ожидаемые результаты:

Значительное повышение уровня развития творческих способностей

Расширение и обогащение художественного опыта

Формирование умения взаимодействовать друг с другом

Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации

Овладение приемами работы с разными материалами;

Овладение нормами этики поведения

Увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков

Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы

«Волшебные пальчики» на 2020/2021 год

Ноябрь

1. «Грибочки» (аппликация из крупы)

Познакомить с новой техникой изготовление аппликации из крупы, совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать художественное творчество.

Материал и оборудование:

-игрушка «Белочка»;

-иллюстрации грибов на полянке;

-бумажные тарелочки с нарисованным контуром гриба;

-крупа (пшено и пшеничная);

-мисочки для крупы;

-клей;

-салфетки влажные на каждого ребёнка;

-образец

2. «Мишка косолапый» (рисование чаем)

Закреплять практические навыки работы с разными материалами, такими, как чайная заварка; развивать моторную функцию рук, развивать внимание, мышление; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Материал и оборудование:

-игрушка «Медведь»;

-чай из пакетиков;

-заготовка картона с силуэтом медведя;

-цветная бумага;

-клей;

-салфетки для рук;

-образец

3. «Зайчик» (рисование пальчиками)

Учить закрашивать пальчиком по контуру; развивать чувство композиции, мелкую моторику; развивать творческие способности, воображение; воспитывать любовь к животным.

Материалы и оборудование:

-игрушка «Зайка»;

-листы серой бумаги с изображением зайчика;

-гуашь белого цвета;

-салфетки;

-образец.

4. «Орешки для белочки» (лепка)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить лепить предметы округлой формы приемом раскатывания пластилина кругообразными движениями; развивать внимание; воспитывать любовь к животным

Материалы и оборудование:

-игрушка «Белочка»;

-иллюстрации с изображением белок;

-орехи (наглядный материал);

-пластилин;

-доски для лепки по количеству детей;

-влажные салфетки.

Декабрь

5. «Снег идет» (аппликация из салфеток)

Формировать интерес к аппликации; развивать творческое воображение, мелкую моторику; фантазию.

Материал и оборудование:

-иллюстрации зимней тематики «Снег идет»;

-снежные комочки из бумаги или ваты (наглядный материал);

-заготовки синего картона с изображением деревьев;

-бумажные салфетки белого цвета;

-клей;

-образец.

6. «Ежики колючие» (лепка)

Продолжаем закреплять практические навыки работы с различными материалами-семена подсолнуха, развивать пространственное творческое мышление; развитие мелкой моторики; умение составлять композицию, воспитывать аккуратность.

Материалы и оборудование:

-игрушка «Ёжик»;

-пластилин серого, черного, коричневого цвета;

-цветная бумага;

-клей;

-салфетка для каждого ребёнка;

- доски для лепки по количеству детей;

-образец.

7. «Волшебный сапожок» (аппликация)

Учить детей составлять целостный образ аппликации, распределяя детали по отдельности; закреплять приемы наклеивания готовых деталей; развивать внимание, воображение, эстетический вкус; воспитывать отзывчивость, доброту, желание делать приятное для своих близких и друзей.

Материал и оборудование:

-красивые расписные сапожки (наглядный материал);

-иллюстрации по теме «Новый год»;

-украшения (звездочки);

-вата для опушки;

-клей;

-салфетки;

-образец.

8. «Дед Мороз» (аппликация из ватных дисков)

Формировать умения детей изготавливать аппликацию из ватных дисков для оформления лица «Деда Мороза»; учить создавать красивую композиционную картину - портрет; развивать воображение, творческую инициативу, моторику рук.

Материал и оборудование:

-игрушка или изображение «Деда Мороза»;

-цветной картон на каждого ребенка;

-розовый круг для лица;

-колпак красного цвета и помпон;

-ватные диски;

-клей;

-салфетки;

-образец.

9. «Были бы у ёлочки ножки…» (обрывная аппликация)

Продолжать знакомить детей с бумагой как художественным материалом.

Учить отрывать маленькие кусочки бумаги от большого листа; учить детей создавать ёлочки в технике обрывной аппликации: разрывать бумагу зеленого цвета на кусочки и приклеивать на готовый силуэт; развивать двигательную активность, моторику пальцев; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал и оборудование:

-искусственная елка;

-изображение разных елочек;

-бумага зеленого цвета;

-шаблоны елочек из картона;

-отрезки ниток коричневого цвета;

-двойные заготовки «сапожек» для елочки;

-клей;

-салфетки;

-образец.

Январь

10. «Белый мишка» (рисование сухой кистью)

Познакомить детей с новой техникой рисования - «тычком» (сухая клеевая кисть); учить раскрашивать по контуру методом «тычка»; развитие моторики рук, координации движений; закрепить знание цвета (белый); прививать интерес к рисованию разными способами; вызвать у детей желание нарисовать друзей медвежонку

Материалы и оборудование:

- игрушка белого медвежонка;

-заготовка синего картона с контуром медведя;

-белая гуашь;

-сухие кисти по количеству детей;

-салфетка бумажная и влажная салфетка;

-образец.

11. «Веселый Снеговик» (аппликация из салфеток)

Вызвать интерес к созданию образа снеговика, продолжать учить скатывать шарики (комочки) из кусочков салфеток, продолжать учить пользоваться клеем и кистью; развивать воображение, творческие способности детей, чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал и оборудование:

-игрушка «Снеговик»;

-цветной картон с нарисованным контуром снеговика;

-белые бумажные салфетки;

-цветная бумага (для ведерка и морковки);

-клей ПВА, кисти для клея;

-фломастеры: черный, красный;

-образец.

12. «Снегири» (аппликация из круга и полукруга)

Формировать интерес к аппликации; учить детей создавать образ снегиря с помощью приклеивания геометрических фигур из бумаги; развивать творческие способности, внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к птицам.

Материал и оборудование:

-иллюстрации с изображение снегиря;

-шаблоны с приклеенными заранее веточками;

-шаблоны красного и черного цветов: туловище, крыло, хвост, голова;

-глазки;

-клей;

-салфетки;

-образец.

Февраль

13. «Белые овечки» (аппликация из ваты)

Развивать фантазию, творческие способности детей; продолжать знакомить детей возможностями использования не изобразительных материалов (вата); развивать моторную функцию рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, вызвать эмоциональный отклик, вызвать интерес к созданию образа овечки из ваты; воспитывать бережное отношение к животным.

Материалы и оборудование:

-игрушка «Овечка»;

-иллюстрации с изображением овечек;

-заготовки с изображением овечки;

-вата медицинская;

-клей;

-образец.

14. «Желтые цыплятки» (аппликация из крупы)

Уточнить представление о внешнем виде цыпленка; продолжать знакомить детей с новой техникой изготовление аппликации из крупы, совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать художественное творчество; воспитывать самостоятельность и творчество.

Материал и оборудование:

-игрушка «Курочка»;

-иллюстрации с изображением цыпляток;

-шаблоны цыплят из картона;

-цветная бумага (для клюва и глаз);

-клей и кисти;

-салфетки;

-образец.

15. «Гоночная машина» (конструирование + аппликация)

Продолжаем учить выполнять объемные поделки; прививать навыки аккуратного приклеивания деталей, доводить работу до конца; развивать мелкую моторику, воображение, фантазию; желание порадовать своих близких и родных.

Материал и оборудование:

-игрушечные машины разного цвета и формы;

-иллюстрации с изображением гоночных машин;

-бумажная втулка;

-цветная бумага;

-заготовки фор и колес из картона;

-клей ПВА и кисти;

-влажные салфетки;

-клеёнки;

-образец.

16. «Мой дружок - веселый щенок!» (аппликация из ниток)

Создать представление о технике «аппликация из ниток», познакомить со свойствами нитей; развивать творческие способности детей; вызвать положительные эмоции у ребенка к изобразительной деятельности и ее результатам.

Материал и оборудование:

-игрушка «Собачка»;

-иллюстрации с изображением собаки со щенками;

-шаблоны собаки;

-отрезки нитей белого, черного, коричневого цветов;

-заготовки глаз и носиков;

-клей:

-влажные салфетки;

-образец.

Март

17.«Букет для милой мамы» (конструирование + аппликация)

Формировать приветливое, доверительное отношение к близким и родным людям, маме, дать понятие – семья; обогатить представления о строении цветка, накопить опыт тактильных ощущений, расширять словарный запас; воспитывать эстетический вкус.

Материал и оборудование:

-картина «Ваза с цветами»;

-картон с заранее нарисованной вазой;

-игрушка медвежонок;

-гуашь;

-влажные салфетки;

-самоклеящиеся бусинки;

-образец.

18. «Бусы» (рисование пальчиком)

Учить рисовать нетрадиционным способом (пальчиками, используя яркие краски. Рисовать точки «бусинки» друг за другом на нитке; создать радостное настроение «подарить маме бусы»; различать и называть основные цвета красок (желтый, красный, зеленый).

Материалы и оборудование:

-бусы (наглядный материал);

-краски трех цветов;

-половинка листа альбома с нарисованной ниточкой;

-коробочка;

-настоящие бусы;

-салфетки;

-образец.

19. «Бабочка» (аппликация)

Закреплять практические навыки работы с разными материалами – картонная втулка и цветной картон; формировать пространственные представления учить правильно располагать детали.

Материал и оборудование:

-иллюстрации красивых бабочек;

-цветок из картона;

-втулки;

-цветная бумага;

-заготовки крыльев и глаз;

-образец.

20. «Ветка мимозы» (аппликация из салфеток)

Упражнять детей в скатывании шариков из салфеток; развивать чувство композиции; закрепить навыки наклеивания ; закрепить знания и представления о цвете «жёлтый», форме «круглый», величине «маленький», количестве «много», качестве «пушистый» предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Материал и оборудование:

-веточка мимозы (наглядный материал);

-листы с изображением ветки мимозы;

-желтые салфетки;

-клей;

-влажные салфетки;

-ветка мимозы;

-образец.

21. «Ландыши» (аппликация из тыквенных семечек)

Продолжаем закреплять практические навыки работы с различными материалами-семена тыквы; развивать пространственное творческое мышление; развитие мелкой моторики; развивать чувство композиции, мелкую моторику; развивать творческие способности, воображение.

Материал и оборудование:

-иллюстрации с изображением ландышей;

-заготовки картона с приклеенными стеблями и листьями;

-тыквенные семечки;

-клей и кисти;

-влажные салфетки;

-образец.

Апрель

22. «Рыбка» (лепка)

Продолжаем детей знакомить со свойствами пластилина; продолжаем учить детей отрывать от большого куска средние комочки пластилина, катать из них комочки, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

Материал и оборудование:

-прозрачная тара с рыбками-игрушками;

-бумажные тарелочки с изображение контура рыбок;

- пластилин желтого, синего, красного, зеленого, оранжевого, фиолетового цветов;

-салфетки;

-образец.

23. «Пасхальное яйцо» (аппликация из бусинок)

Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость; продолжать учить детей создавать композицию по замыслу. Учить наносить клей на детали и наклеивать их на заготовку; развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного; воспитывать аккуратность и внимательность.

Материал и оборудование:

-иллюстрации на тему «Пасха»;

- шаблоны яиц;

-заготовки из цветной бумаги+ украшения – бусинки разных цветов;

- клей;

-кисть для клея;

-влажные салфетки;

-образец.

24. «Солнышко лучистое» (аппликация из пластиковых трубочек)

Формировать навыки изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; закрепить умение равномерно наносить точки пальчиками; воспитывать эстетичное отношение к природе через изображение образа цветка.

Материалы и оборудование:

-иллюстрации с изображением солнышка;

-круглые двойные заготовки желтого и оранжевого цвета;

-трубочки для коктейля желтого цвета;

-бантики из цветной бумаги для украшения, глазки, носик;

-клей и кисти;

-влажные салфетки;

-образец.

25. «Пришла весна и ежик проснулся!» (рисование вилкой)

Создание образа ежа в сотворчестве с педагогом: дорисовывать «иголки» - вилкой. Учить рисовать иголки-колючки вилкой сверху-вниз, дополняя созданный педагогом образ ежика; учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию; вызвать желание рисовать яблочки (штампы из губки или пальчиком); развить чувство ритма и цвета.

Материал и оборудование:

-игрушка «Ёжик»;

-иллюстрации с изображением ежа;

- бумажные тарелки с изображением ежика без иголок,

-гуашь коричневого цвета;

- пластиковые вилки;

- салфетки;

-образец

Список литературы:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.

2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа», Москва: Творческий центр «Сфера», 2009.

3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст]: пособие для занятий с детьми /, Никитина А. В. - СПб. : КАРО, 2007. – 96 с.

4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста /методическое пособие /. Янушко Е. А. - М. : Мозаика - синтез, 2006.- 64с.

5. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет, /пособие для занятий с детьми /.. Колдина Д. Н. - М. : Мозаика - синтез, 2008.- 56с.

6. «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т. Я., М. : Просвещение, 2001 г.

7. Доронова Т. Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М. : Просвещение, 2004 г.

8. Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.

9. Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.

10. «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии “Искусство — детям”, М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

11. Г. Н. Давыдова - «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», 2007 г.

12. А. А. Фатеева - «Рисуем без кисточки», 2009 г.

13. Т. Н. Доронова - «Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС», 2017 г.

14. Г. С. Швайко - «Занятия по ИЗО в детском саду», 2008 г.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики»
Опубликовано: 11 октября 2020 в 21:26
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД