Программа факультатива «Ищу работу» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

надежда пермякова
Программа факультатива «Ищу работу» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Курс факультативных занятий «Ищу работу» направлен на подготовку учащихся к самостоятельной жизни.

Программа рассчитана на 5 лет -170 часов.

Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим с умственно – отсталыми детьми в условиях коррекционного учреждения.

Основная цель программы: социально-профессиональная адаптация выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Задачи:

* Формирование знаний о мире профессий. Определение общественной значимости отдельных профессий.

* Ознакомление с понятиями: характеристика, тип и класс профессии.

* Развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими реальными возможностями.

.

Реализация задач осуществляется через:

- создание условий для социального благополучия ребенка в ОУ;

- развивающую предметно-пространственную среду.

В основу программы положены возрастные и психофизиологические критерии детей. Каждый возраст включает усложненное содержание деятельности.

Реализация программы осуществляется на основе факультативной деятельности. Занятия не выступают в качестве преобладающей формы обучения; используются разнообразные интегрированные виды деятельности.

Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по данной программе будут знать: основные характеристики профессий (технологические, экономические, медицинские, педагогические, психологические); требования к образованию, учебные заведения; классы профессий по характеру труда (исполнительские и творческие); что такое рынок труда; основные статьи Кодекса о труде; будут знать как поступить в ПТУ; искать работу и трудоустроиться; нормы профессиональной этики; что такое материальные поощрения и взыскания; как обращаться в различные учреждения; документы необходимые для поступления на работу и для увольнения; работать с различными документами; общаться с работодателями и членами трудового коллектива.

5 класс. «Мир профессий» -34 часа

Задачи: Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.

Тематика

Введение.

Роль профессии в жизни человека.

Столяр, кондуктор, вахтёр, повар, почтальон, санитарка, скотник, дояр, птичница, пастух, зверовод, швея, свинарка, телятница. Общественная значимость профессии. Уход за домашними животными.

Экскурсии: в столярную мастерскую, на почту, свиноферму, вахтёрскую, корпус, в столовую, звероферму, в швейную мастерскую. Правила поддержания чистоты в помещении.

Практические работы. Значение профессии. Простой и сложный труд.

Ролевые игры: «Правила поддержания чистоты в помещении» ,«Если хочешь быть здоров».Простой и сложный труд. Умения и навыки. Уход за домашними животными.

Практические занятия. Умения и навыки.

Основные требования

Должны знать:

Не менее 14 профессий.

Их содержание труда.

Условия труда.

Общественную значимость.

Технику безопасности.

Должны уметь:

Определить профессию по содержанию труда.

Назвать профессиональные качества отдельных профессий.

Различать трудовые операции.

Определять результат труда.

6 класс. «Маршруты в мир профессий» -34 часа

Задачи: Определение общественной значимости отдельных профессий. Формирование знаний о содержании труда, медицинских противопоказаниях и профессиональных качествах отдельных профессий. Формирование добросовестного отношения к труду.

Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.

Тематика

Что такое профессиональная ориентация? Общая ориентация в мире профессий. Чтобы построить дом… Психологический тест оценки профессионально важных черт характера. Ролевая игра «Билетный кассир». Обходчики и дежурные по переездам. Проводник пассажирских вагонов. Вальщик леса. Горничная. Содержание труда, Работа в охотничьем хозяйстве. Профессии кочегар, помощник кочегара. Их общественная значимость. Общественная значимость профессии сторож. Общественная значимость профессии стекольщик. Ролевая игра «Дворник». Сёстры милосердия. Экскурсия на молочно-товарную форму. Знакомство с профессией «Мастер машинного доения». Кто готовит нам обед? Экскурсия в столовую. Ролевая игра «Кто трусы ребятам шьёт?» Тестирование «Аналогии». Общественная значимость профессии стекольщик. Мастер по ремонту и пошиву обуви.

Можно ли работать рыбаком? Можно ли потерять профессионализм? Ролевая игра «Фасовщица»

Основные требования.

Должны знать:

Не менее 25 профессий.

Их содержание труда.

Условия труда.

Общественную значимость.

Должны уметь:

Определить профессию по содержанию труда.

Назвать медицинские противопоказания отдельных профессий.

Профессиональных качества отдельных профессий.

Различать трудовые операции.

Определять результат труда. Соблюдать технику безопасности.

7 класс. «Я в мире профессий»-34 часа

Задачи: Определение общественной значимости отдельных профессий. Формирование знаний о содержании труда, медицинских противопоказаниях и профессиональных качествах отдельных профессий. Формирование добросовестного отношения к труду.

Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.

Тематика.

Основные характеристики профессий: технологические, экономические, медицинские, педагогические, психологические. Типы профессий по предмету труда. Классы профессий по характеру труда. В чём различие между «профессионалом», «любителем» и «дилетантом»? Профессиональные желания. Мотивы выбора профессии. Профессиональные склонности. Оценка физических способностей. Тестирование «Числовые ряды», «Узоры». Ролевая игра характер и профессия». Что такое рынок труда?

Основные требования.

Должны знать:

Основные характеристики профессий: технологические, экономические,

медицинские, педагогические, психологические.

Требования к образованию, учебные заведения.

Классы профессий по характеру труда. (Исполнительские и творческие)

Что такое рынок труда.

Должны уметь:

Определять типы профессий по предмету труда:

«Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – знаковая система»,

«Человек – художественный образ», «Человек – природа».

Различать способности и желания. Причины и иллюзии. Склонности и мотивы.

Находить нужную информацию.

8 класс. «Шаг в профессию»- 34 часа

Задачи: Систематизация знаний о мире профессий. Воспитание профессионального самоопределения. Развитие профессионального сознания. Формирование личностного смысла выбора конкретной профессии. Воспитание умения выбирать между профессиональным желанием, склонностями и способностями.

Тематика

Мир профессионального образования. Диапазон профессий. Жизненные планы, перспектива и возможности. Ориентировка в мире профессий. Планируем своё профессиональное будущее. Анкетирование. Самый надёжный способ принятия решения. Анкетирование. Айсберг рабочих мест. Последствия выбора профессии: реальность и мечты. Где и как искать информацию о рынке труда и вакансиях. Карта будущей жизни: как пережить неуспех1 шагов к цели. Анкетирование. Общие сведение о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ. Порядок устройства на работу. Практикум по написанию заявлений Как подготовиться к собеседованию? Ролевая игра «Встреча с работодателем». Нормы профессиональной этики. Трудовая дисциплина. «Ответственный человек»: какой он? Материальные поощрения и взыскания (премия, штраф). Безработица. Как её избежать?

Основные требования.

Должны знать:

Основные характеристики профессий: технологические, экономические,

медицинские, педагогические, психологические.

Требования к образованию, учебные заведения.

Классы профессий по характеру труда. (Исполнительские и творческие)

Что такое рынок труда. Нормы профессиональной этики.

Материальные поощрения и взыскания. Основные статьи Кодекса о труде.

Должны уметь:

Определять типы профессий по предмету труда:

«Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – знаковая система»,

«Человек – художественный образ», «Человек – природа».

Различать способности и желания. Причины и иллюзии. Склонности и мотивы.

Находить нужную информацию. Беседовать с работодателем.

9 класс. «Ищу работу» -34 часа

Задачи: Социально-профессиональная адаптация. Углубление знаний о требованиях профессии к человеку. Коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда.

Тематика

Мир профессионального образования. Возможность самоопределения после 9 класса. Трудоустройство. Практическая работа. Экскурсия в службу занятости. Где и как искать информацию о рынке труда и вакансиях. Ролевая игра: обращение с просьбой о трудоустройстве. Карта моей будущей жизни. Карта будущей жизни. Ориентировка в мире профессий. Подходящая и неподходящая работа. Сбор информации о трудоустройстве. Экскурсия в отдел кадров. Профессиограммы на профессии адресной подготовки. Трудовой Кодекс РФ. Трудовая книжка. Сберегательная книжка. Оформление сберегательной книжки. Взаимодействие со специалистами. Составление обращение в службу занятости. Документы необходимые для поступления на работу и для увольнения. Документы необходимые для поступления на работу и для увольнения. Практикум составления заявлений при поступлении на работу, переводе и увольнению. Категория социальной защиты. Профессиональное самоопределение: мои возможности, навыки и умения в будущем. Трудовой Кодекс РФ.

Основные требования:

Должны знать:

Основные характеристики профессий: технологические, экономические,

медицинские, педагогические, психологические.

Требования к образованию, учебные заведения.

Классы профессий по характеру труда. (Исполнительские и творческие)

Сбор информации о трудоустройстве. Что такое рынок труда. Нормы профессиональной этики.

Документы необходимые для поступления на работу и для увольнения. Основные статьи Кодекса о труде.

Должны уметь:

Определять типы профессий по предмету труда: «Человек – человек», «Человек – техника»,

«Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек – природа».

Различать способности и желания. Причины и иллюзии. Склонности и мотивы.

Находить нужную информацию. Беседовать с работодателем.

Заполнять документы необходимые для поступления на работу и для увольнения.

Публикации по теме:

Программа «Азбука здоровья» Пояснительная записка. Программа направлена на формирование у детей с нарушением интеллекта представлений о здоровом образе жизни, мотивации.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Программа факультатива «Ищу работу» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Опубликовано: 30 декабря 2013 в 10:52
+54
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...