Получи документы

Программа по формированию здорового образа жизни в 4 семейной группе

Марина Кошкина
Программа по формированию здорового образа жизни в 4 семейной группе

ГБСУСО МО " Дмитровский детский дом - интернат для детей с физическими недостатками и для умственно отсталых детей"

Программа

" Формирование здорового образа жизни в 4 семейной группе

Воспитатель: Кошкина М, А,

2019 - 2020 год

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Программа по формированию здорового образа жизни в 4 семейной группе» размещена в разделах

При обучении и воспитании таких детей требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Поэтому в моей группе ведется большая работа, направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования воспитанников и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в детском доме, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – сформировать мотивацию воспитанников к здоровому образу жизни, воспитать личность, способную на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

Этот процесс осуществляется в трех направлениях :

1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;

2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;

3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Основные принципы программы :

Гуманизации и демократизации — определение конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;

Соответствия целей, задач содержания программы национальной стратегии, интересам государственной и региональной политике;

Научности — внедрять передовой научный опыт педагогов по созданию здоровьесберегающих технологий;

Участия — привлечение воспитанников к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществление санитарно-просветительской работы;

Механизм осуществления работы:

1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями.

Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования воспитанников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Задачи :

1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.

2. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.

3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.

4. Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;

Общая трудоспособность;

Двигательная активность;

Закаливание;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

Правильное питание.

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Трудолюбие;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз –я стараюсь акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают - духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается. Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни мною проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы : беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», «Вредным привычкам - нет», семейные беседы «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия («Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

У многих воспитанников есть проблемы с, осанкой, поэтому необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.

Воспитанники посещают ФОК, где проходят различные соревнования, играют в спортивные игры - бадминтон, футбол, настольный теннис, зимой катаются на ледянках, санках. Благодаря этому у детей вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

В детском доме разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это зарядка, закаливающие процедуры, правильная организация питания.

Также организуются различные спортивные соревнования и игры, «Веслые старты»," Сильные, ловкие, смелые", конкурсы плакатов и рисунков «Мы за ЗОЖ», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники «Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются личные соревнования: подтягивание, отжимание, приседание,прыжки со скакалкой, а также различные эстафеты: бег, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Воспитанники постоянно принимают участие в соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.

Таким образом, в нашей семейной группе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

Критерии эффективности и способы проверки

Задачи Критерии Показатели Способы проверки

1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни. Знание, понимание основных видов спортивной деятельности, ведущие к здоровому образу жизни.

Взаимодействие ученика с педагогом. Приобретение воспитанником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Умение применять различные формы зож в повседневной жизни, умение выделять компоненты здоровья и устанавливать связь между ними. Опросники

Анкеты

Игры-рассуждения

2. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью. Сформированные умения и навыки личной гигиены.

Понятие гигиены, функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена. Умение применять различные навыки, знания личной гигиены в повседневной жизни. Наблюдение, поручения, индивидуальные задания,

тесты

3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей. Знание, понимание понятий "здоровый образ жизни", "вредные привычки", их влияние на качество жизни, источники здоровья.

Познакомить с влиянием "вредных привычек" на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека. Умение различать, определять вредные привычки от полезных, умение передавать отрицательное воздействие вредных привычек. Индивидуа

льные и групповые беседы, практические задания, анализ творческих работ.

Перспективный план работы по формированию ЗОЖ

у воспитанников 4 группы

на 2019- 2020 учебный год

п/п Наименование

мероприятия Срок выполнения

1 Изучение данных о состоянии здоровья воспитанников В течении года

2 Распределение между детьми обязанностей за санитарное состояние группы Сентябрь

3 Организация генеральных уборок и дежурств по группе и спальням В течении года

4 Контроль за внешним видом воспитанников В течении года

5 Привитие навыков личной гигиены и самообслуживания В течении года

6 Инструктаж воспитанников по правилам безопасного поведении во время воспитательного процесса В течении года

7 Контроль за соблюдением режима воспитанниками В течении года

8 Организация ежедневных прогулок на свежем воздухе, закаливание. В течении года

9 Спортивно- оздоровительная деятельность (зарядка, физкультминутки, спортивные часы, веселые старты) В течении года

10 Участие в днях здоровья, соревнованиях В течении года

11 Работа с родителями и опекунами (индивидуальные консультации, советы, беседы) В течении года

12 Работа с дневниками индивидуального сопровождения В течении года

13 Профилактика травматизм (культура поведения в общественных местах, изучение ПДД) В течении года

14 Индивидуальные и групповые беседы по правилам личной гигиены (группа мальчиков и группа девочек) В течении года

Публикации по теме:

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Лэпбук «Основы здорового образа жизни»Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.

Конспект оздоровительного занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Маша — Растеряша» Цели:Формировать представление детей о глазах человека,о том,как за ними ухаживать и беречь. Формировать у детей живой интерес к театрализованной.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе Пояснительная записка: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по формированию здорового образа жизни в 4 семейной группе
Опубликовано: 31 января 2020 в 11:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД