Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания по разделу «Социальное развитие» (5–6 лет)

Сируник Чобанян
Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания по разделу «Социальное развитие» (5–6 лет)

МУНИЦИПАПЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

№14 «АЛЕНУШКА»

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ №14 «Аленушка»

___ Е. Х. Бабасинян

Программа коррекционно- развивающего

обучения и воспитания для детей с нарушением интеллекта

по разделу «Социальное развитие»

Составитель: Чобанян Сируник Саркисовна

Педагог-психолог МБДОУ №14 «Аленушка»

с. Чалтырь

2013 год

Пояснительная записка

(на основе программы коррекционно- развивающего обучения и воспитания, под ред. Е. А. Екжановой. Е. А. Стребелевой)

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Ее базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, - ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.

Основополагающим содержанием раздела «Социальное развитие» является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества со взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы.

В процессе коррекционной работы у ребенка складывается представление о себе. Он совершает открытие своего «Я». Ребенок выделяет себя в мире вещей и других людей. Он приходит к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей.

Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком через представления о добре и зле, о своем и чужом.

Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Основные направления и задачи коррекционно- развивающей работы.

При выборе стратегии коррекционно- развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка с взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:

• Эмоционально-положительный контакт ребенка со взрослым;

• Правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

• Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

На начальном этапе коррекционной работы важно формировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое применение, зрительная ориентировка).

Задачи обучения и воспитания:

1. Формировать у ребенка способы адекватного реагирования на свое имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями);

2. Формировать у ребенка представление о себе и о своей семье;

3. Формировать у ребенка представление о себе как о субъекте деятельности, о собственном эмоциональном состоянии;

4. Научить ребенка узнавать себя на индивидуальной и группой фотографии;

5. Закрепить знания ребенка называть и показывать части тела (голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы);

6. Научить ребенка показывать на лице и называть глаза, рот, язык щеки, губы нос, уши; на голове – волосы;

7. Формировать у ребенка адекватное в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку;

8. Учить ребенка наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников;

9. Учить ребенка эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ними;

10. Формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними;

11. Учить ребенка слушать непродолжительное время мелодичную музыку, звуки природы, эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер.

Показатели развития к концу учебного года.

Ребенок должен научиться:

• Эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими родственниками, взрослыми;

• Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу;

• Реагировать на свое имя и фамилию;

• Идентифицировать себя по полу (мальчик, девочка);

• Выполнять предметно-ролевые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пит из чашки, кормить куклу, переносить стул и ставить его в определенное место;

• Адекватно вести себя в привычных ситуациях.

Учебно-тематический план на 2013-2014 учебный год.

Тема Содержание Кол-во часов Формы работы Методическое обеспечение

«Знакомство»

• Знакомство педагога- психолога и ребенка;

• Создание благоприятной атмосферы на занятии; 1

«Давай дружить»

• Продолжить знакомство педагога-психолога с ребенком;

• Сформировать положительное отношение к содержанию занятия; 1

«Волшебные слова»

• Формировать у ребенка навыки приветствия и прощания; 3

«Я и Я»

• Формирование у ребенка представлений о себе;

• Учить откликаться на свое имя и фамилию;

• Учить узнавать себя на групповых и индивидуальных фото; 3

«Я и моя Семья»

• Формировать у ребенка представления о своей семье;

• Учить узнавать членов семьи на групповых и индивидуальных фото; 2

«Какой Я»

• Формировать у ребенка представление об основных частях тела;

• Научить показывать и называть такие части тела как: голова, шея, ноги, руки, живот, пальцы; 5

«Мой мир»

• Познакомить ребенка с дидактическими развивающими игрушками на примере пирамидки, кубиков, мозаики, мячей разных размеров; 4

«Как прекрасен этот мир»

• Знакомство со звуками природы;

• Знакомство с музыкальными инструментами (бубен, барабан, ксилофон, трещотка) 4

«Прогулка в сад»

• Познакомить ребенка с трудом людей; 1

«Я радуюсь»

• Формировать у ребенка умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния; 2

«Я злюсь»

• Формировать у ребенка умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния; 2

«Прогулка»

• Познакомить ребенка с трудом людей; 1

«Итоговое занятие»

• Обобщение полученных знаний за учебный год. 1

Публикации по теме:

Драматизация русской народной сказки «Аленушка и лиса» Драматизация русской народной сказки «Аленушка и лиса» Цель: учить детей обыгрывать сказку, передавать выразительно диалог сказочных персонажей,.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Автор публикации:
Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания по разделу «Социальное развитие» (5–6 лет)
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 14:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Цветик — семицветик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется...
Конкурс «Лучшая дорожка здоровья»
В нашем ДОУ 30 июня 2017 прошёл конкурс на лучшую «Дорожку здоровья». Разработано положение которое определяет порядок организации и проведения...
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет.
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет. В нашем любимом городе Козловка на набережной реки Волга прошла легкоатлетическая эстафета на призы районной газеты...
Коллаж «Лето, лето яркого цвета!»
Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку! Желаю вам приятного летнего настроения! Лето! Замечательная пора для игр, наблюдений, исследований,...
Фотоотчет о создании настольной игры своими руками
В нашем детском саду прошел день безопасности дорожного движения. И мы с ребятами решили своими руками сделать настольную игру "Водители, пешеходы,...