Лучший педагог года

Программа кружка «Юные космонавты»

Нина Пирч
Программа кружка «Юные космонавты»

Программа кружка «Юные космонавты»

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Перспективное планирование

4. Список литературы

Пояснительная записка

Один из аспектов познавательного развития дошкольников - знакомство с понятием " планета Земля". На данном этапе важно вызвать у детей интерес к планете, на которой мы живем, желание узнать больше о ее месте в космосе, сформировать представления детей о роли человека в изучении и освоении космоса.

Публикация «Программа кружка „Юные космонавты“» размещена в разделах

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое Ю. А. Гагариным, В. В. Терешковой, А. А. Леоновым, внесших большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому работа в этом направлении - это и часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости и достижения ученых и космонавтов.

Цель: Формировать у детей целостную картину мира, представления о космосе и Солнечной системе.

Достижение данной темы предполагает решение следующих задач:

1. формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе;

2. поддерживание и развитие в детях интереса к миру взрослых и их разнообразной деятельности;

3. пополнение знаний детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;

4. обучение детей выражать свои мысли, знания и впечатления в разнообразных видах и формах творческой деятельности;

5. пополнение словаря словами разной космической тематики : Вселенная, орбита, планета, звездочет и так далее;

6. развитие интереса к научному познанию социальной действительности, любознательности;

7. воспитание интереса и уважения к людям – первооткрывателям космоса.

Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей дошкольного возраста, даются в играх, учебной деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемных ситуаций. Закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности дошкольника –игровую и художественно- продуктивную - в изобразительной деятельности, конструировании, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также при проведении досугов и развлечений.

Программа предполагает работу с детьми 6-7 лет. Учитывается уровень интеллектуального развития детей, их способности и возможности. Все занятия разбиты на разделы, каждый из которых начинается с беседы. Закрепление полученных знаний осуществляется в течении следующей недели в следующих формах работы: подвижных играх, наблюдениях, беседах, в экспериментальной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа, в неделю проводится одно занятие.

Содержание программы

Раздел 1. Этот загадочный мир.

5 занятий.

Цели:

- сформировать у детей понятия «Космос», «Вселенная»;

- объяснить, что представляет собой Вселенная;

- ввести понятия «Звезды», «Галактика»;

- воспитать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

В раздел входят: познавательная беседа «Неизведанная Вселенная», наблюдение за звездным небом, занятия по рисованию и аппликации, сюжетно-ролевая игра «Исследователи новой планеты», чтение рассказов К. Булычева «Тайна третьей планеты», «Девочка с Земли».

Раздел 2. Солнечная система.

6 занятий.

Цели:

- объяснить, что представляет собой Солнечная система;

- ввести понятия «спутник», «кометы», «планеты», «метеор», «орбита»;

- обогатить и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система;

- объяснить происхождение слов: «астрономия», «астронавт», «Астероид».

В раздел входят: познавательная беседа: «Планеты Солнечной системы», подвижная игра «Планеты, стройся», наблюдение за луной, моделирование планетария, занятия по рисованию, албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», досуг «Солнечный круг».

Раздел 3. Звезды – это интересно!

6 занятий.

Цели:

- расширить представление о звездном небе;

- сформировать понятие о созвездиях;

- познакомить с символикой некоторых созвездий;

- развить у детей интерес к научному познанию космического пространства.

В раздел входят: интегрированное занятие «Сколько звезд на небе», творческое задание: «Нарисуй свои небесные фигуры», наблюдение за звездным небом, опыт: «Звезды светят постоянно», изготовление телескопа, дидактическая игра «Звезды на небе».

Раздел 4. Земля – это шар.

3 занятия.

Цели:

- подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара;

- познакомить с представлениями древних людей о форме Земли;

- учить устанавливать и понимать причинно-следственные связи;

- продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитать интерес и уважение к людям-первооткрывателям космоса.

В раздел входят: беседа: «Земля – какая она?», наблюдение «Путь Солнца по небосводу», моделирование солнечных часов, КВН «Знатоки космоса».

Раздел 5. Освоение космоса.

4 занятия.

Цели:

- расширить представление детей о космических полетах;

- познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковским, С. Королевым;

- закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин;

- подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;

- воспитать в детях гордость за свою страну.

В раздел входят: познавательная беседа : «Первооткрыватели космоса», оригами «Космонавт», сюжетно- ролевые игры «Космодром», «Юные исследователи космоса», спортивный досуг «Большое космическое путешествие».

Раздел 6. Все по кругу.

4 занятия.

Цели:

- подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи;

- формировать временные представления;

- провести словарную работу: ось, вращение, полюса, экватор, сутки, полушария;

- развить творческую фантазию детей и умение воплощать свой замысел в рисунке.

В раздел входят: интегрированное занятие «Почему бывает день и ночь, лето и зима?», наблюдение за частями суток, интегрированное занятие «Времена года», дидактические игры: «Сложи по порядку», «Чего не стало», «Когда это бывает».

Раздел 7. Земля – наш общий дом.

6 занятий.

Цели:

- закрепить понятие «Солнечная система»;

- уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу;

- закрепить представление детей об океанах и материках планеты Земля;

- развить логическое мышление, фантазию, воображение детей;

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

В раздел входят: познавательная беседа «Земля- планета, на которой мы живем», игра «Волны», наблюдение «Что необходимо для жизни на Земле», дидактическая игра «Найди лишнее».

Работу над данной темой завершает конкурс плакатов «Защитим Землю» и экологический досуг «Земля – наш дом родной» с привлечение родителей.

Перспективное планирование

Тема Количество часов

Теория Практика

Раздел 1. Этот загадочный мир.

1.1. «Космический адрес»

1 ч.

1.2. «Что такое Вселенная»

1 ч.

1.3. Рисование «Космическое пространство»

1 ч.

1.4. Сюжетно-ролевая игра: «Исследователи новой планеты» 2 ч.

Раздел 2. Солнечная система.

2.1. «Планеты Солнечной системы»

1 ч.

2.2. Моделирование планетария.

1 ч. 1 ч.

2.3. «Сказка о солнечном лучике»

1 ч.

2.4. Аппликация «Солнечная система»

1 ч.

2.5. «В гостях у Луны»

1 ч.

Раздел 3. Звезды – это интересно.

3.1. «В гостях у Звездочета»

1 ч.

3.2. «Тайны созвездий»

2 ч.

3.3. «Сколько звезд на небе»

1 ч.

3.4. Рисование: «Небесный зверинец»

1 ч.

3.5. Экспериментальная работа: «Звезды светят постоянно» 1 ч.

Раздел 4. Земля – это шар.

4.1. «Земля – какая она?»

1 ч.

4.2. «Путь Солнца по небосводу»

1 ч.

4.3. «Кто первым догадался, что Земля это шар»

1 ч.

Раздел 5. Освоение космоса.

5.1. «Первооткрыватели космоса»

1 ч.

5.2. Лепка «Космонавт»

1 ч.

5.3. Конструирование: «Чудо – корабль»

1 ч.

5.4. Спортивный досуг: «Большое космическое путешествие» 1 ч.

Раздел 6. Все по кругу.

6.1. «Почему бывает день и ночь?»

1 ч.

6.2. «Части суток»

1 ч.

6.3. «День и ночь»

1 ч.

6.4. «Времена года»

1 ч.

Раздел 7. Земля- наш общий дом.

7.1. «Земля – планета, на которой мы живем»

1 ч.

7.2 Заучивание стихов и песен о космосе.

1 ч.

7.3. «Что необходимо для жизни на Земле»

1 ч.

7.4. Коллективная аппликация «Волшебные превращения» 2 ч.

7.5. Досуг «Земля- наш дом родной»

1 ч.

Список использованной литературы

1. Аткинсон С. «Энциклопедия окружающего мира» М., изд. «Росмэн», 1999

2. Венгер Л. А. : «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» : Книга для воспитателя детского сада. М., изд–во «Росмэн» 1989.

3. Попова Т. «Космос». Демонстрационный материал для фронтальных занятий. М., изд. «Росмэн» 2004.

4. Клушанцева П. Ф. «О чем рассказал телескоп». Л., изд–во «Эксмо», 1987.

5. Куцакова Л., Хитрова О. «Оригами. Альбом».М., изд–во «Владос», 1994

6. Лыкова И. А. «Аппликация из бумаги». М., изд–во «Владос», 2007.

7. Паникова Е. А. «Беседы о космосе». М., изд–во «Эксмо», 2010.

8. Светлова И. «Атлас Земли». М., изд–во «Эксмо», 2007

Публикации по теме:

Основные структурные компоненты рабочей программы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС Основные структурные компоненты рабочей программы I. Титульный лист Название дошкольного образовательного учреждения (по Уставу ДОУ).

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Юные космонавты»
Опубликовано: 13 января 2015 в 15:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД