Получи документы

Программа кружковой работы в группе компенсирующей направленности «Оригами»

Наталья Мазаник
Программа кружковой работы в группе компенсирующей направленности «Оригами»

…источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Публикация «Программа кружковой работы в группе компенсирующей направленности „Оригами“» размещена в разделах

Сегодня уже не требует доказательств тесная связь речевой и пальцевой моторики: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Неоспорим факт пользы тренировки тонких движений пальцев рук для стимуляции общего развития ребенка, развития речи.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит художественному и ручному труду и, в частности, конструированию из бумаги - «оригами». Анализ источников даёт возможность рассматривать конструирование из бумаги как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности: игры, труда, театральной деятельности (З. П. Лиштван, Л. А. Парамонова). Благодаря такому интегральному характеру, в конструировании из бумаги заключены благоприятные возможности для комплексной коррекции детей с ОНР.

Дети с ОНР часто малоактивны, быстро устают, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, ошибаются на протяжении всей работы, не умеют чётко и правильно сформулировать мысль. Трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка задерживают процесс развития связной речи, перестройку её форм, и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной. Перед речевым высказыванием ребёнок надолго умолкает, а взрослый вынужден подсказывать какой- либо дополнительный вопрос. Отмечается большой интервал между словами, ребёнок не может дать полноценную информацию. Речевая активность снижена, хотя дети и пытаются строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Детям с недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания, нарушают последовательность действий. Двигательная сфера ребёнка-логопата остаётся недостаточно востребованной из-за снижения коммуникативных способностей и превалировании игр статического характера (лото, пазлы, компьютер и другие развивающие игры, что неблагоприятно сказывается в сформированности двигательно – моторных и координаторных функций ребёнка.

Речь без чувственного опыта невозможна, и формировать ее без опоры на сенсорные системы бессмысленно. Оригами – это удивительный метод коррекции и развития речи ребенка. Слово ОРИГАМИ переводится как "сложенная бумага" (ори-гами) : “ори” - означает сложенный, а “гами” - это и "бумага" и "Бог" одновременно. Так, через различные действия с бумагой дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, развивают пространственное воображение. На занятиях по оригами развивается устная речь ребенка, она становится красивее, грамотнее. Дети учатся свободно общаться. Полученная радость от занятий, радость от того, что у них получается, меняет характер общения детей. Они начинают играть со своими поделками, включаются в игру-драматизацию, преображаются в сказочных героев.

Практика показала, что отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.

Самое главное достоинство оригами заключается в том, что из простого квадрата бумаги вы можете сделать буквально все, что захотите. А тот человек, который складывает, превращается в творца, волшебника, кудесника, а все, что сделано своими руками, дороже.

Поделки для детей основаны на основе нескольких базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей», «рыба», «двойной квадрат».

Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.

Прежде чем перейти от одного изделия к другому надо, чтобы ребенок овладел тем или иным приемом складывания, научился складывать поделку от начала до конца самостоятельно.

Цель программы : развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуя мелкую моторику рук, развитие глазомера.

Задачи: способствовать концентрации внимания; развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; стимулировать развитие памяти; познакомить с основными понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и др.); обогащать словарь специальными терминами; оперировать основными понятиями моделирования оригами; активизировать мыслительные процессы; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе; создавать осознанный интерес к оригами; развивать самоконтроль и самооценку.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

- умение слушать воспитателя;

- принимать умственную задачу и находить способ ее решения;

- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;

- развитие самоконтроля и самооценки;

- осознание собственных познавательных процессов.

Планируемые результаты:

овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

оперирование основными понятиями моделирования оригами (угол, сторона, квадрат, треугольник, базовая форма и др.);

планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели;

владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

умение контролировать свои действия и давать самооценку своей работе;

применение усвоенных знаний для осуществления различных видов детской деятельности; для самостоятельного изготовления поделок «оригами» по образцу, схеме;

умение конструктивно мыслить;

самостоятельно и аккуратно выполнять работу.

Концептуальные основы творческого конструирования

Постановка проблемы:

- восприятие оригами

- обучение навыкам изготовления

- эстетическое и умственное развитие дошкольника на занятиях по творческому конструированию

- осознание результата.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами :

1. Владение ножницами.

2. Обработка квадрата.

3. Создание основ оригами :

складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /

складывание сторон от одного угла к центральному сгибу

деление квадрата на четыре части: вкладыванием боковых треугольников внутрь, вкладыванием боковых сторон внутрь

складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон

складывание складкой

частичное отгибание и вкладывание углов

4. Аппликативное оформление оригами.

5. Составление творческих композиций.

Оборудование процесса обучения:

1. Бумага: цветная, глянцевая, писчая, обойная, газетная, картон.

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.

6. Кисти, пластмассовые палочки.

Программа рассчитана на один год обучения. Продолжительность занятий 25 минут, 1 раз в неделю. Время работы делится на :

организованную деятельность

совместную деятельность с педагогом

индивидуальную работу с детьми

Программа содержит занятия из апробированной авторской программы С. В. Соколовой «Оригами для дошкольников», популярного пособия для родителей и педагогов Т. И. Тарабариной «Оригами и развитие ребенка», издания для досуга Е. А. Ступак «Оригами. Подарки к праздникам», Козлиной А. В. «Уроки ручного труда».

В конце учебного года планируется проведение выставки «Наши руки не знают скуки».

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы в группе компенсирующей направленности «Оригами»
Опубликовано: 13 октября 2013 в 11:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД