SvetlanA
Программа курса дополнительного образования для учащихся 1–6 классов «Начальное творчество модельера-дизайнера»
Программа курса дополнительного образования для учащихся 1-6 классов
«Начальное творчество модельера – дизайнера»
Карасева Светлана Александровна, учитель технологии, руководитель кружка
Частное общеобразовательное учреждение «Лицей №36 ОАО «РЖД»
/. Пояснительная записка
Публикация «Программа курса дополнительного образования для учащихся 1–6 классов „Начальное творчество модельера-дизайнера“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательная программа «Начальное творчество модельера - дизайнера» направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и сложных изделий.
Работа с тканью, с пряжей, выбор и конструирование модели - это не просто доступный вид творческой деятельности, но и труд, который способствует умственному, нравственному и художественному воспитанию ребенка.
Сделать занятия детей интересными, чтобы каждый ребенок имел желание выполнить задание правильно, чтобы работа была творческой, приносила удовлетворение и чтобы ребенок мог гордиться своими достижениями, - таковы условия успешности занятий по программе «Начальное творчество модельера - дизайнера».
Прежде всего, нужно научить ребенка обращаться с различными инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе: иголкой, булавками, ножницами, вязальным крючком, утюгом, швейной машиной. Это способствует развитию у детей ответственности при выполнении изделия, пониманию необходимости соблюдения техники безопасности при работе с инструментами, швейной машиной. Знакомство с чертежом (выкройкой, получение представления о разнообразии материалов, используемых в работе, изучение цветовой гаммы - все это лежит в основе начального творчества модельера.
Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю программ тем, что в ней имеются три различных направления деятельности или три блока: шитье «вручную»; вязание крючком; вышивка свободной гладью.
Такой подход позволяет детям в достаточной мере попробовать свои силы в различных видах рукоделия, удовлетворить подробности ребенка в приобретении новых знаний, умений, приобщиться к творчеству модельера, так как процесс усвоения программного материала происходит не только по принципу «от простого к сложному», но и путем смены занятий, их разнообразия. Это очень важно.
Характерной особенностью программы является то, что преподаватель сам меняет соотношение пропорций блоков, как для всего коллектива, так и для каждого из его участников в зависимости от возраста детей, их развития, навыков, знаний, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
Программа рассчитана на два года. Большое значение имеют возраст и знания школьников. В коллектив можно набирать учащихся в диапазоне от 1-х до 7-х классов. Занятия проводятся с группой из 8 - 10 детей (1-й год обучения, 6 - 8 детей (2-й год обучения).
Группы первого года обучения занимаются два раза в неделю по 1,5 часа, второго года обучения - два раза в неделю по 2 часа.
Программа «Начальное творчество модельера - дизайнера» основана на последовательности заданий возрастающей сложности, поддержании интереса к выполняемой работе, укреплении приобретенных навыков.
Основной метод практической работы - индивидуальный. Каждый учащийся выполняет свое конкретное задание, отличающееся от других. Во время выбора задания учитываются возможности каждого члена коллектива, и предлагается такой вариант, который по силам ребенку на данном этапе. Постепенно усложняя задания, технологию изготовления, мы тем самым способствуем развитию дополнительных умений, навыков, доводя их до совершенства.
Дети второго года обучения - это дети увлеченные. Они стремятся совершенствовать свое мастерство, увеличить объем знаний и умений, на занятиях с ними, особенно, если это старшеклассники, идет допрофессиональная подготовка «продвинутых» детей. Особое внимание в программе уделяется эстетическому воспитанию, развитию художественного вкуса у учащихся.
Программа «Начальное творчество модельера - дизайнера» предусматривает посещение выставок моделей одежды, музея декоративно-прикладного искусства, проведение конкурсов на лучшую модель, организацию выставок изделий, выполненных учащимися коллектива.
Основные цели программы :
1) научить детей трудиться, причем трудиться с удовольствием, так как в процессе изготовления того или другого изделия ребенок получает новые знания, приобретает практический опыт, видит результаты своего труда и гордится ими;
2) способствовать нравственному и культурному воспитанию детей.
Цели конкретизируются в следующих задачах:
1) изучить историю развития вязания и костюма;
2) обучиться конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой и картоном, с различными тканями, пряжей, умело пользоваться необходимыми инструментами: линейкой, циркулем, лекалами, иголкой, ножницами, крючком, научиться выполнять простые чертежи;
3) научить детей выполнять простые чертежи, владеть необходимыми инструментами и приспособлениями, уметь пользоваться утюгом;
4) соблюдать правила поведения в коллективе, быть вежливыми, стремиться оказать помощь товарищу.
Для определения результативности занятий по данной программе были выработаны пять уровней творческой подготовки детей, позволяющих обозначить степень развития творческого потенциала каждого ребенка, его способностей:
1) учащийся может работать по шаблону;
2) учащийся может использовать чертеж;
3) ребенок может внести какие-либо изменения в предлагаемый фасон, рисунок узора;
4) ребенок работает с изделием, выполнение которого требует оригинальных решений;
5) ученик способен предложить свое решение при изготовлении изделия.
Ожидаемые результаты
Дети 1-го года обучения имеют представления:
- об основах творчества модельера,
- об истории развития вязания как вида рукоделия и лоскут ной техники в стиле пэчворк,
- о роли цвета в декоративно-прикладном творчестве, об основах цветоведения.
Знают устройство швейной машины, умеют выполнять простейшие машинные швы.
Дети хорошо владеют иголкой, вязальным крючком, могут сшить или связать всевозможные сувениры и другие поделки, могут выполнить изделия с аппликацией и несложные композиции в стиле пэчворк. В основном дети 1-го года обучения работают по шаблону.
Дети 2-го года обучения знают - основы начального моделирования одежды,
- историю и традиции вязания, лоскутной техники в стиле пэчворк,
- основные характеристики цвета, особенности цветовой гаммы,
- правила безопасной работы с инструментами.
Дети 2-го года обучения владеют иголкой, крючком, могут сшить или связать всевозможные сувениры и поделки, изделия с аппликацией и композиции в стиле пэчворк более качественно, чем дети 1-го года обучения.
Дети 2-го года обучения могут работать не только по шаблону, но и снять выкройку из журнала.
Включение детей в разные виды прикладного творчества : ручное шитье, вязание, вышивание, дополняющие друг друга и способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка.
Даже маленькая ситуация успеха окрыляет. Ребенку интересно, и тогда он тянется к знаниям. Ему интересно полистать специальные книги, журналы, ему становится понятным то, о чем раньше он имел смутное представление или вовсе ничего об этом не знал.
В такой ситуации в ребенке можно выявить то, чего он сам в себе и не подозревал: сообразительность, заинтересованность, творческую активность. На это и нацелена программа «Начальное творчество модельера для девочек» - позволить детям проявить свои способности, создать такие условия, в которых ребенок может выразить себя как творческая личность.
II-1. Учебно-тематический план первого года занятии
Тема занятия Всего часов В том числе
Теор. Практ.
Вводное занятие 1 1
1. Шитье вручную
1.1. Инструменты и приспособления. Техника безопасности 1 1
1.2. Ткани. Натуральные и химические волокна. Долевая нить и уток 3 1 2
1.3. Стежки и швы 3 1 2
1.4. Шаблон. Изготовление. Применение 3 1 2
1.5. Игольница. Раскрой, пошив 5 1 4
1.6. Пэчворк 3 1 2
1.7. Мотив «Квадрат» 6 1 5
1.8. Элементы кроя, подготовка изделия к примерке 3 1 2
1.9. Пошив одежды для куклы 15 3 12
1.10. Влажно-тепловая обработка (ВТО) изделий 2 1 1
1.11. Заключительное занятие 3 3
2. Вязание крючком
2.1. История вязания. Крючок. Нитки. Техника безопасности 3 3
2.2. Основные приемы техники вязания, их условные изображения 6 1 5
2.3. Плоское вязание. Условная запись 8 2 6
2.4. Вязание по кругу. Условная запись 8 2 6
2.5. Отделка вязаных изделий 3 1 2
2.6. Влажно-тепловая обработка вязаных изделий 2 1 1
2.7. Коврик для куклы 6 1 5
2.8. Подарки к праздникам 8 2 6
2.9. Одежда для куклы 10 2 8
2.10. Массовые мероприятия 3 3
ИТОГО: 102 31 71
III-1. Содержание 1-го года занятий
Вводное занятие. Цель и задачи программы. Начальное техническое моделирование как средство приобретения знаний о человеческой деятельности, моде, как путь накопления допрофессиональных умений и навыков. Знакомство с программой первого года обучения, основными видами работ.
1. Шитье вручную
Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Необходимость соблюдения техники безопасности при пользовании ножницами, иголками, утюгом. Правила поведения во время занятий; организация рабочего места.
Ткани. Натуральные и химические волокна. Долевая нить и уток. Натуральные ткани - хлопок, шерсть, шелк. Ткани из химических волокон - ацетат, вискоза, капрон, лавсан. Деление тканей по расцветке: гладкокрашеные (светлые и темные, меланжевые (сотканы из. нитей разного цвета, набивные (рисунок набит на лицевой стороне ткани, пестротканые (сотканы из разноцветной пряжи). Долевая нить -. нить, идущая параллельно кромке ткани. Уток - поперечная нить (идет перпендикулярно кромке ткани).
Стежки и швы. Вперед иголку. Назад иголку. Обметочный. Потайной. Тамбурный. Козлик.
Шаблон. Изготовление. Применение. Шаблон - это образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые изделия или элементы изделия. Картон, ватман - материалы для изготовления шаблона. Изготовление шаблонов для игольниц, пэчворка и др. Шаблон применяется в лоскутной технике, аппликации, пошиве различных изделий.
Игольница. Раскрой, пошив. Игольница - очень важная и полезная вещь, применяемая для хранения иголок и портновских булавок. Предлагаемые модели : квадратная, круглая, в форме сердечка, туфельки, шляпки и т. д. Применяемые швы: сметочный, потайной, назад иголку. Декоративная отделка.
Основы цветоведения. Цветовое оформление изделий. Что такое цветовой круг? Основные и дополнительные цвета, хроматические и ахроматические, теплые, холодные, контрастные.
Пэчворк. История возникновения лоскутной техники шитья в стиле пэчворк. Лоскутная мозаика как вид рукоделия и декоративно-прикладного искусства. Техника шитья из кусочков ткани в России известна издавна. Знали у нас, как латать шелковые сарафаны, душегрейки кусочками ткани другого рисунка и цвета, рязанские навершники. Тульские узорные головные уборы -это тоже пэчворк.
Три способа соединения лоскутов: сшивание швом «назад иголку», сшивание встык зигзагообразной строчкой, сшивание деталей, посаженных на бумажную основу.
Мотив «Квадрат». Собрать квадрат из четырех фрагментов. Подбор ткани. Способ соединения - с помощью специально изготавливаемых вставок (шаблонов). Декоративная отделка.
Элементы кроя и подготовка изделия к примерке. Выкройка - шаблон. Подготовка ткани к раскрою. Припуск на шов и копировальный стежок. Сметка изделия.
Модные направления в женской одежде, их влияние на одежду для кукол.
Пошив одежды для куклы. Юбка, лосины, топ, блузон, праздничное платье. Постепенное осваивание элементов кроя и техники шитья при изготовлении одежды для куклы. Выбор ткани. Правильное расположение выкройки на ткани. Соблюдение технологической последовательности выполняемых операций при крое и шитье всех изделий.
Влажно-тепловая обработка (ВТО) изделий. Значение влажно-тепловой обработки. Температурный режим утюга. Назначение проутюжильника.
Просмотр и обсуждение готовых изделий. Отбор лучших работ для участия в выставке.
Заключительное занятие. Подведение итогов. Краткий обзор пройденного материала. Демонстрация выполненных работ.
2. Вязание крючком
История вязания. Крючок. Нитки. Техника безопасности. Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, существующих более трех тысяч лет. Вязаные вещи найдены в древних захоронениях Египта, Италии, Греции. Исторические традиции вязания.
Основное приспособление - крючок. Виды и размеры крючков. Виды и толщина пряжи. Соблюдение правил техники безопасности и правил поведения во время занятий. Организация рабочего места. Основные приемы техники вязания, их условные изображения.
Плоское вязание. Условная запись. Вязание крючком стоит на трех китах: накид, воздушная петля и столбик. На эти три главные элемента «опирается» вся техника вязания крючком. Выбор крючка, выбор ниток.
Плоское вязание - это вязание «туда - обратно». Петля для подъема. Условная запись.
Вязание по кругу. Условная запись. Выбор крючка. Выбор ниток. Цепочка из воздушных петель замыкается полустолбиком. Прибавление петель. Круг из столбиков без накида. Круг из столбиков с накидом. Условная запись.
Отделка вязаных изделий. Значение отделки. Виды: столбик без накида, «рачий шаг», кружево, бахрома, кисти, помпоны, «веерочки» и т. д., применение контрастных ниток.
Влажно-тепловая обработка вязаных изделий. Значение влажно-тепловой обработки. Температурный режим утюга. Правила глажения вязаных изделий.
Коврик для куклы. Выбор крючка. Выбор ниток. Выбор узора. Размер изделия. Расчет петель. Декоративное оформление.
Подарки к праздникам. Прихватки: круглая, квадратная. Крючок № 2.5,№ 3. Пряжа: синтетика, шерсть, полушерсть. Выбор узора, цвета пряжи. Декоративная отделка. Самостоятельная работа.
Одежда для куклы. Юбочка, шарф, топ - выполняются по типу плоского вязания, шапочка - вязание по кругу. Крючок № 1, № 1.5. Пряжа: х/б, синтетика, шерсть. Выбор узора, расчет петель, декоративная отделка.
Массовые мероприятия. Экскурсии в музей декоративно-прикладного искусства, на художественные выставки. Организация и проведение выставок «Наши подарки мамам», «Кто лучше оденет куклу».
Заключительное занятие. Подведение итогов. Собеседование по пройденному материалу.
II-2. Учебно-тематический план второго года занятий
Тема занятия Всего
часов В том числе
Теор. Практ.
Вводное занятие 2 2
1. Шитье вручную
1.1. Ткани. Свойства тканей. Определение лицевой и изнаночной стороны 4 2 2
1.2. Основные швы для шитья и отделки 6 1 5
1.3. Цветоведение 4 2 2
1.4. Декоративная отделка изделий 9 3 6
1.5. Аппликация 12 2 10
1.6. Пэчворк. Лоскутная змейка 12 2 10
1.7. Выкройка. Правила раскроя по готовым лекалам 3 1 2
1.8. Пошив одежды для куклы 12 2 10
1.9. Заключительное занятие 3 3
2. Вязание крючком
2.1. Вязание крючком как вид декоративно-прикладного творчества. Показ образцов. Декоративная отделка вязаных изделий 3 3
2.2. Вывязывание квадрата. Условная запись 8 2 6
2.3. Подарки к праздникам 18 2 16
2.5. Вязаные игрушки. 18 2 16
2.6. Массовые мероприятия
3. Вышивка свободной гладью
3.1 Вышивка как один из видов декоративно – прикладного искусства. 2 2
3.2 Подбор рисунка выполнение эскиза. Инструменты и материалы 4 1 3
3.3 Выполнение подмалёвка нитками. 6 6
3.4 Вышивание картины свободной гладью. 12 12
ИТОГО: 136 34 102
III-2. Содержание
Вводное занятие. Цели и задачи программы. План на предстоящий учебный год. Беседа о достижениях учащихся в предыдущем году. Совершенствование мастерства. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
1. Шитье вручную
Ткани. Свойство тканей. Определение лицевой и изнаночной стороны. Свойство тканей: прочность, сминаемость, драпируе-мость, усадка, осыпаемость нитей, теплозащитные свойства, износостойкость. Определение лицевой и изнаночной сторон (по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки).
Основные швы для шитья и отделки. Повторение основных швов для шитья и отделки: вперед иголку, назад иголку, обме-точкый, потайной, тамбурный, козлик, сметочный и др.
Цветоведение. Цвет в декоративно-прикладном творчестве, в лоскутной аппликации, в технике пэчворк и в декоративной отделке вязаных изделий. Гармоническое и контрастное сочетание цветов. Основные цвета, теплые и холодные, хроматические и ахроматические.
Декоративная отделка изделий. Значение декоративной отделки. Виды: отделочная строчка, кант, тесьма, кружево, вышивка, аппликация.
Аппликация. Назначение. Выбор эскиза. Подбор ткани для фона и аппликации. Изготовление деталей аппликации. Разметка изображения. Сборка и закрепление деталей на фоне.
Пэчворк. Многовековые традиции шитья из лоскутков в России. Распространение этого вида рукоделия в Америке. Музейные коллекции.
Лоскутная змейка. Заготовка деталей. Подбор тканей. Крой деталей по выкройке. Соединение между собой всех фрагментов изделия. Оформление змейки.
Выкройка. Правила раскроя по готовым лекалам. Снятие выкройки из журнала. Размещение деталей выкройки на ткани. Перенос контура выкройки парной детали на другую сторону ткани. Припуск на швы. Вырезание по линиям припусков. Копировальные стежки.
Пошив одежды для куклы. Брюки, халат, сарафан, плащ, карнавальный костюм.
Выбор фасона. Снятие выкройки. Подбор ткани. Раскрой и подготовка к примерке. Пошив изделия. Декоративная отделка.
Заключительное занятие. Подведение итогов. Собеседование по пройденному материалу. Выставка лучших образцов одежды для кукол, ее обсуждение.
2. Вязание крючком
Вязание как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Показ образцов. Декоративная отделка вязаных изделий. История вязания. Показ образцов из различной пряжи. Значение и виды декоративной отделки.
Вывязывание квадрата. Условная запись. Квадрат из столбиков без накида. Квадрат из столбиков с накидом. Квадрат с дырочками по диагонали. Ажурный квадрат.
Подставка для куклы. Значение подставки. Основа. Выбор узора. Подбор ниток. Выбор крючка. Подбор цвета.
Подарки к праздникам. Цветы. Брелок для ключей. Прихватка (разноцветные квадраты). Декоративная отделка.
Вязаные игрушки. Собачка. Кошка. Львенок. Грибок. Солнышко. Кактус.
Филейное вязание. Техника выполнения. Условная запись. «Клетчатая ткань». «Кудрявое полотно». Вывязывание узора по филейной сетке.
Вяжем для куклы. Берет, шляпа, сарафан.
Выбор крючка. Выбор ниток. Фасон изделия. Вывязывание образца. Расчет петель. Изготовление изделия. Декоративная отделка.
Массовые мероприятия. Посещение художественных выставок, выставок моделей одежды, экскурсии в музей декоративно-прикладного искусства как форма закрепления полученных знаний.
Заключительное занятие по блоку «Вязание крючком». Собеседование-по пройденному материалу. Организация выставки лучших работ учащихся, ее обсуждение.
3. Вышивка свободной гладью:
Вышивка как один из видов декоративно – прикладного искусства.
Подбор рисунка выполнение эскиза. Инструменты и материалы
Выполнение подмалёвка нитками.
Вышивание картины свободной гладью.
а) собеседование по пройденному материалу;
б) отчетная выставка. Отбор лучших работ, выполненных в течение года. Составление экспозиции.
IV. Методическое обеспечение программы
Учитывая то, что в начале курса занятий у учащихся велико стремление к получению быстрого результата, а умений и навыков недостаточно, для повышения заинтересованности, улучшения качества изготавливаемых изделий в программе практических занятий заложен принцип «от простого к сложному». Он основан на том, что первые изделия изготавливаются по готовому шаблону, так как чертеж многие дети выполнить самостоятельно не могут. На начальном этапе изготовления изделий особое внимание надо обратить на качество стежков, подбор ткани, из которой собирается учащийся выполнить то или иное изделие, и, конечно, на его декоративную отделку.
Занятия строятся как продолжение игры ребенка с куклой. Девочкам хочется одеть свою куклу, нарядить ее, и это естественное стремление ребенка используется при изготовлении одежды для куклы.
Изготавливаемые изделия должны быть посильны для всех членов коллектива. Если некоторые учащиеся неправильно выполняют какую-либо операцию, необходимо прервать работу и показать, как правильно пользоваться инструментом или как правильно выполнить данную операцию. Особенностью программы является тот факт, что все изучаемые технологические приемы находят свое развитие в следующих, более сложных изделиях. Постепенно, когда приобретаются определенные навыки, вырабатывается усидчивость и трудолюбие, предлагаемый материал усложняется, и заключительным изделием курса является работа, выполненная самостоятельно.
Программа предусматривает обучение детей по трем направлениям: шитье вручную, вязание крючком, шитье на швейной машине.
В процессе выполнения ручных швов дети знакомятся с их назначением и применением, отрабатывают простейшие технологические приемы, развивают глазомер, мелкую моторику рук, привыкают к аккуратности и усидчивости. Работа с иглой способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Это помогает в учебной деятельности ребенка в школе.
Шитье из лоскутков - это народное прикладное искусство, имеющее богатые многовековые традиции. В настоящее время такие изделия очень популярны. Их получают путем соединения лоскутов ткани разных расцветок. При этом лоскутки имеют форму геометрических фигур. Создавая различные узоры, ребенок должен выдерживать ритм в композиции. Лоскутная техника помогает развитию первых чертежных навыков, знакомит с основными геометрическими понятиями, воспитывает у ребенка аккуратность и бережное, экономное отношение к материалу.
При овладении приемами вязания дети приобретают очень полезные и необходимые навыки: развивают образное и пространственное мышление, моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами.
Декоративное оформление изделий из ткани и вязаных изделий - очень важный этап работы. Именно этот процесс развивает творческие способности ребенка : вкус, чувство цвета, композиционное решение, выбор художественного образа.
В конце каждого блока проводится заключительное занятие, где подводятся итоги проделанной работы, проходит собеседование по пройденному материалу, демонстрация выполненных работ, отмечаются достигнутые успехи.
V. Литература
1. Акимова М. К., Козлова В. Т., Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., Знание, 1992. - 80 с.
2. Божович Л. И. Личность, ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968.
3. Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиски. / Сборник материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в образовательных учреждениях г. Москвы. - М. : ВИНИТИ, 1994. - 119 с.
4. Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием. Методическое пособие - М: ACT - ПРЕСС, 1998, 128 с: ил.
5. Доровской А. И. 100 советов по развитию одаренности детей, М., Роспедагентство, 1997.