Программа «Магический круг». Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)

Лариса Малафеева
Программа «Магический круг». Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)

Пояснительная записка.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

Дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности мандала - терапии, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.

У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Этапы проведения занятия:

1. Организационный. Введение детей в индивидуальную или групповую работу.

2. Основной. Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного. Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка.

3. Завершающий. Наблюдение за ребенком. Медитативный момент. Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас».

Цель программы:

Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи программы:

• развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;

• обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

• воспитывать терпеливость и аккуратность;

• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

• корректировать нежелательные черты характера и поведения;

• формировать самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

Направления реализации программы:

1. Создание атмосферы доброжелательности, создание для каждогоребенка ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий, развитию творческих способностей, креативности.

2. Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

3. Использование художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

4. Всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения, саморегуляции и самопознания.

Средства достижения:

Инструментарий:

- методы: беседа, проблемная ситуация, психологические этюды, групповая дискуссия, упражнения, игры;

- средства: мандалы, фонотека, краски, карандаши, пастель, глеевые ручки, кисти, альбомы А. Цайри, соль, песок, природный материал, бусы, ленты, бумага, картон.

Программа включает три блока

1. «Я и мой мир»

- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим;

- раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи.

2. «В мире эмоций»

- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;

- знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого.

3. «Я, ты, мы»

- формировать коммуникативные навыки;

- учить устанавливать и поддерживать контакты.

Учебный план программы «Магический круг»

Блок 1. Я и мой мир.

1. «Страна Цвета» Погружение в цвет.

Упражнение

«Ощущение цвета».

«Кто самый внимательный».

«Волшебное превращение».

Самовыражение в цвете. (Рисование акварельными красками). Развитие творческого воображения.

Стимулирование творческого самовыражения.

Установление доверительных отношений в группе

2.«Волшебная краска» «Круги из картона» дети создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения; развитие креативности.

3.«Здравствуй песок» Разогревающие игры

Упражнение «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».

Упражнения «Узоры на песке», «Я и мой мир»

«Песочный круг».

Снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности, воображения

4.«Неведомый рай» «Мандала на песке».

Работа с символами (катативные предметы).

Рефлексия.

После окончания работы дети дают название мандале.

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния.

5.«Куски пирога» «Создания групповой мандалы».

Из разрисованных секторов, выкладывается круг и демонстрируется группе.

Рефлексия. Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.

6.«Цветочная поляна»

Мандала - волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

7.««Выбор и роспись мандалы» Раскрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами.

После окончания рисования дети дают название мандале. Гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности

Блок 2. В мире эмоций

1. «Чистый свет» Ребёнку рассказает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату; дает название своей мандале.

Развитие произвольности поведения, воспитание аккуратности, активизация бессознательного, работа с ассоциациями ребёнка, где можно определить конкретную проблему

2.«Маленькие волшебники» Создание мандалы с помощью мозаики. Использовать различные геометрические формы с разнообразием цветов.

После окончания работы дети дают название мандале.

Умение контролировать процесс, повышать у ребенка уверенность в себе и в своих силах.

3.«Созерцание и медитация» Работа с готовой мандалой.

Работа с мандалой имеет свой особый ритм, необходимо рассматривать ее медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке. Концентрация внимания, произвольности поведения. Улучшение памяти, успокоительное.

4.«Хорошее и плохое» Рисунок в круге.»Половинки моего Я», «День и ночь»

Альтернативные понятия, контрасты, отражали двой-ственность, скрытые противоречия целого, «две стороны одной медали». Исследование и осознание собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей

5.«Ты и Я» Рисунок вдвоем в пространстве круга.

Выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Исследование проявлений особенности межличностного взаимодействия, тенденции к лидерству или подчинению, доминирующие стили поведения участников

6.«Ваше высочество СОЛЬ»

Создание мандалы из соли.

Соль предварительно окрашивается в разные цвета акварелью, а затем высыпается на картон, смазанный клеем ПВА, или на чистый картон.

Саморегуляция, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

7.«Магический круг» Групповая работа в пространстве одного большого круга.

После окончания рисования дети дают название мандале.

Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.

Блок 3. Я,ты, мы.

1. «Талисман» Создание символических «ма-гических кругов» — мандалы на плотном картоне, а затем дарят их друг другу как счастливые талисманы. Развитие коммуникативных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, креативности

2. «Игра – занятие с сухим песком» Ритуал приветствия.

Игра «Песочные мандалы».

Рефлексия.

Ритуал прощания. Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

3. «Мандала» Созание мандал с помощью природного и других материалов (камешки, ракушки, семена; бусины, бисер, пуговицы, цветные стеклышки для аквариума, нитки, ленточки). Расширение творческого потенциала, стимуляция творческой деятельности.

4.«Мои фантазии»

Создание мандалы из соли.

Окрашеная в разные цвета соль высыпается на чистый картон

После окончания работы дети дают название мандале.

Саморегуляция, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

5. Игра "Двое с одним мелком"

Рисунок в парах.

Рефлексия.

Ритуал прощания. Развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

6.«Рисуем круги.»

Свободный рисунок в круге.

Участники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, используя в качестве основы свои творческие работы. Развитие коммуникативных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, креативности.

7.«Волебство мандалы» Созерцание и медитация готовых мандал. Концентрация внимания, произвольности поведения. Улучшение памяти, успокоительное.

Публикации по теме:

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Программа «Магический круг». Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)
Опубликовано: 23 марта 2013 в 21:55
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Осень, золотая в гости к нам пришла» фотоотчет.
Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию отчет о том, как прошел у нас осенний праздник. Солнышко не хочет землю согревать Листья пожелтевшие стали...
Помощник Деда Мороза — Снеговик!
В этом году в нашу группу заглянул в гости вот такой Снеговик! Может мой небольшой мастер - класс и Вас вдохновит на создание подобного гостя )...
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
Я и природа. Экологическая тропа.
Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность за...
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...