Папки-передвижки

Программа «Моя малая Родина»

Наталия Медведенко
Программа «Моя малая Родина»

Программа «Моя малая Родина»

Пояснительная записка

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Актуальность

Публикация «Программа „Моя малая Родина“» размещена в разделах

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родное село… Надо показать ребенку, что оно славно своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей села.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.

Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.

Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов: В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М. Д. Маханёва, Г. А. Ковалева, Н. В. Алёшина, М. Ю. Новицкая.

Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Цель программы :

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему селу, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы :

1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным селом.

2. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

Сроки реализации программы :

Программа определяет основные направления нравственно - патриотического воспитания дошкольников на 2013-2015 годы.

Реализация программы осуществляется в три этапа:

• 2013 – 2014 учебный год - реализация мер по выполнению задач программы;

• 2014 - 2015 учебный год - обобщение результатов реализации программы.

Основой для разработки программы по региональному компоненту стали:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика – Синтез, 2010г. ;

2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России»;

3. Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников»

Основные направления работы

Моя семья:

- моя семья, какой я её вижу?

- Как я интересуюсь жизнью своих родственников?

- Знаю ли я своих родственников?

- Рассматривание фотографий – внешнее сходство и различия между братьями и сёстрами;

- Профессия моих родителей;

- Выходной день в нашей семье;

Моё село.

- название отдельных улиц – отражение истории села;

- исторические памятники;

- национальности, населяющие село;

- рассматривание разных по назначению зданий;

- места отдыха, экология села;

- виды транспорта в селе;

Люблю тебя, мой край родной:

- историческое прошлое и настоящее ставропольского края;

- географическое расположение, его природные ресурсы;

- климатические условия, определяющие экономическое развитие края.

- Города края (Ставрополь, КМВ, их достопримечательности.

- Происхождение казаков. История, быт, культура казачества.

Ожидаемый результат:

В процессе реализации программы по нравственно -патриотическому воспитанию у дошкольников к моменту выпуска из ДОО будут сформированы следующие качества личности:

• Чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

• духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

• способность к саморазвитию.

У детей будут присутствовать знания об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края. Возникнет стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Дети должны знать:

5–6 лет.

• Знать свой домашний адрес, название села.

• Иметь представление о символике села.

• Знать название близлежащих улиц.

• Иметь представление о жизни и быте народа населивших село.

• Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.

• Знать профессии своих родителей.

• Знать правила поведения в природе.

• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

• Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

• Краткие сведения об истории села.

• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

• Знать герб, флаг своего села.

• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

• Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

• Правила безопасности поведения в природе и на улице села.

Результативность работы по нравствено-патриотическому воспитанию определяется по следующим критериям:

1. Определение характера отношения дошкольников к малой Родине.

2. Сформированность патриотического сознания личности.

Этапы внедрения программы

• Сбор информации.

• Разработка и внедрение программы.

• Реализация плана выполнения программного материала.

• Текущий мониторинг выполнения программы.

• Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

Педагогические принципы программы :

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе, в школе реализуется программа «Воспитание и развитие школьников через музейную деятельность»

6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

• Закон РФ «Об образовании».

• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

• Устав МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.)

• Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: старший возраст (5-6 лет, старшая группа, (6 -7 лет, подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Семья, детский сад».

2 раздел «Моя малая Родина».

3 раздел «Любимое село».

1 раздел «Семья, детский сад».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

3. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2 раздел «Моя малая Родина».

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

• Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

• Расширять представления о природных богатствах амурской земли, особенностях села: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

3 раздел «Любимое село».

Цель: Дать элементарные представления об истории и достопримечательностях родного села, о защитниках Отечества,, социально-экономической значимости села.

Задачи:

• Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости села.

• Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

Комплексно - тематическое планирование

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь Рассказ воспитателя «О тружениках села» Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Экскурсия к памятнику героям ВОВ

Октябрь Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «О символике родного края». Рассматривание карты России, карты Амурской области

Ноябрь Беседа «Чем славится Октябрьский район»

Экскурсия к строительству нового дома. «Поиграем в экономику» (что из чего сделано) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь «Панорама добрых дел». Экскурсия в краеведческий музей. Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В. Осеева) Изготовление с детьми и родителями герба с. Екатеринославка История возникновения

Екатеринославки Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества.

Март Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Макарова. Природоохраняемая акция «Берегите птиц». Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

села». Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми

Апрель Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Екатеринославке». «Кем работают наши родители». Экскурсия к памятнику погибшим от пожара корейских школьников

Май Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ «Вкусная и полезная пища». Беседа «Национальная одежда коренных народов». Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Июнь «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в краеведческий музей. Развлечение «Приключения капельки». Познакомить с с животными, занесенными в Красную книгу.

Август Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». Составление с детьми Красной книги. «Символика города». «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников.

Публикации по теме:

Консультация «Моя малая Родина» Моя малая Родина? У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет.

Беседа «Моя малая Родина» Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой родине, о своем городе, его достопримечательностях, познакомить со знаменитыми людьми.

Фотоотчет «Моя малая Родина»Фотоотчет «Моя малая Родина» Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Понятие «Родина».

Конспект НОД «Моя малая Родина» Цель: Расширить и углубить знания детей о родном городе Балаково. Задачи:• Уточнить и закрепить знания детей о своей малой Родине, город.

Стихотворение «Моя малая Родина» Мы счастливы. что родились в нашем небольшом поселке. С раннего детства нас окружает красивая природа, уютные уголки наших улиц. История.

Проект «Моя малая Родина» ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «САРАНСК – НАШ ГОРОД».Участники.

Проект «Моя малая Родина» На протяжении многих лет одним из приоритетных направлений в работе МДОУ общеразвивающего вида№8 "Золотая рыбка" является формирование экологического.

Проект «Моя малая Родина» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.

Тема: Моя малая Родина «Моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Цель: расширить знания детей о родном городе,.

Викторина «Моя малая Родина»Викторина «Моя малая Родина» Воспитатель подготовительной группы № 4 Бородинова Зинаида Григорьевна Цель занятия: закрепление знаний детей подготовительной к школе группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Моя малая Родина»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 09:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД