Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа по социальной реабилитации несовершеннолетних «Юный турист»

Екатерина Степаненко
Дополнительная общеразвивающая программа по социальной реабилитации несовершеннолетних «Юный турист»

ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

от «___»___2019 года

протокол №___

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом директора

государственного казенного учреждения социального обслуживания

Краснодарского края

«Отрадненский социально –

реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

от «___»___2019 года

№___

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по социальной реабилитации несовершеннолетних „Юный турист“» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая программа

по социальной реабилитации несовершеннолетних «В мире моих увлечений»

«Юный турист»

Спортивно-туристской направленности

Возраст обучающихся: 7 – 17 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчики: воспитатель : Е. Е. Ищенко

ст. Попутная

2019 г

Пояснительная записка.

Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе дети раскрываются совсем с другой стороны, чем в центре. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему, способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений среди детей.

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по социальной реабилитации несовершеннолетних «Юный турист» носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей воспитанников, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

Обязательным требованием к работе по данной программе является воспитание детей и подростков в духе бережного отношения к природе, стремления охранять и приумножать природные богатства.

Поскольку туризм неотделим от краеведческой работы, то есть изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Актуальность программы «Юный турист» в спортивно - туристской направленности,которая определяется тем, что в условиях современной социальной среды, походы, путешествия, краеведческие исследования занимают с каждым годом все большее место в жизни наших воспитанников, что благотворно сказывается на их кругозоре и формировании здорового образа жизни.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования здорового образа жизни воспитанников нашего центра.

Данная программа направлена на спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и интеллектуальное развитие детей.

Цель: формирование здорового образа жизни воспитанников посредством спортивно-туристской деятельности; пропаганда и популяризация туризма.

Задачи:

Образовательные:

- формировать начальные туристские знания, умения, навыки;

- формирование представлений о правилах поведения в природе, во время походов;

- дать представление о значимости туризма для формирования здорового образа жизни;

- учить самообслуживанию в полевых условиях (в походах, туристических слетах, спортивных соревнованиях);

- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- дать представление об экологии и охране окружающей среды.

Развивающие:

-развитие интереса к занятиям туризмом как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

- развивать волевые, лидерские качества личности;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать патриотизм;

- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, взаимопомощи.

Методика и технология реализации:

В программу входят следующие разделы:

- История туризма в России. Техника безопасности. (2 часа)

- Наш край. (1 час)

- Туристическое снаряжение. (3 часа)

- Ориентирование. (1 час)

- Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. (2 часа)

- Костры (2 часа)

- Туристический поход (1 час)

Категория обучаемых: несовершеннолетние, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в возрасте 7-17 лет.

Требования к функциональным характеристикам программы : занятия рекомендовано проводить в комфортной, доброжелательной обстановке.

Форма обучения: очная, теоретические и практические занятия.

Режим занятий: занятия проводятся ввыходные дни, каникулярное время.

Возрастная категория несовершеннолетних

Занятия

Количество занятий в месяц Продолжительность занятий

7-10 лет 4 40 мин.

11-13 лет 4 45 мин.

14-17 лет 4 45 мин.

Состав исполнителей: воспитатели, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования.

Форма контроля результатов: выставка рисунков, итоги туристического похода, фотоотчёт.

Материальное обеспечение занятий, технические средства обучения: уютно-оборудованная комната для проведения занятий, экран, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, фотоаппарат, презентации слайдов, видеоролики, предметные картинки, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, палатки, компасы, котелок, рюкзаки, фонарики, медицинская аптечка, костровое оборудование, веревка основная и вспомогательная (по 30 м, фляжки, бинокль, лопата, коврики, секундомер.

Ожидаемый результат: После окончания курса воспитанники должны:

знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить костры)

- оказывать само и взаимопомощь;

- самостоятельно обслуживать себя в походе;

- выполнять правила гигиены юного туриста;

- пользоваться медицинской аптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

- ориентироваться на местности при помощи компаса;

- владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

- выполнять общие обязанности участника похода.

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы по социальной реабилитации несовершеннолетних «Юный турист»

п/п Название разделов Количество часов

Всего Теоретические

занятия Практические

занятия

1. История туризма в России. Техника безопасности. 2 2

2. Наш край. 1 1

3. Туристическое снаряжение. 3 2 1

4. Ориентирование. 1 0,5 0,5

5. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. 2 1 1

6. Костры. 2 1 1

7. Туристический поход. 1 1

Всего: 12

Календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы по социальной реабилитации несовершеннолетних «Юный турист»

(Возрастная категория 7 – 10 лет)

№п/п Название разделов и тем Количество часов

Раздел/

тема Дата проведения Всего Теория Практические

занятия

12

1. История туризма в России. Техника безопасности. 2 2

1.1. Что такое туризм. Техника безопасности при проведении туристических походов. 1 1

1.2.

История туризма в России. 1 1

2. Наш край. 1 1

2.1. Географическое положение, природные особенности Краснодарского края. 1 1

3. Туристическое снаряжение. 3 2 1

3.1. Туристическое снаряжение групповое и личное. Хранение его. 1 1

3.2. Рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака. 1 0,5 0,5

3.3. Палатка. Виды палаток. Установка палатки. 1 0,5 0,5

4. Ориентирование. 1 0,5 0,5

4.1. Компас. Ориентирование на местности. 1 0,5 0,5

5. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. 2

5.1. Соблюдение гигиенических требований в походе. 1

5.2. Заболевания и травмы в походе, оказание помощи. 1

6. Костры. 2 1 1

6.1 Виды костров. Техника безопасности при разведении костра. 1 1

6.2. Разведение костра. Приготовление пищи на костре. 1 1

7. Туристический поход. 1 1

7.1. Туристический поход в природу. 1 1

Содержание программы.

1. История туризма в России. Техника безопасности.

1.1. Что такое туризм. Техника безопасности при проведении туристических походов.

Понятие «туризм», «турист». Виды туризма. Правила туриста. Техника безопасности при проведении туристических походов. Полезные и ядовитые растения. Сигнал SOS. Укусы насекомых и защита от них. Оказание первой помощи при укусе пчелы. Клещи. Клещевой энцефалит. Бивуак и костер.

1.2. История туризма в России.

Формы туризма. Назначение туризма. История развития туризма в России с древних времен и до наших дней. Значимая роль туризма в развитии и становлении личности.

2. Наш край.

2.1. Географическое положение, природные особенности Краснодарского края.

Работа с картой. Равнинная северная часть Краснодарского края: Азово-Кубанская низменность, Таманский полуостров. Вулканы. Особенности рельефа. Главный кавказский хребет. Субальпийские луга. Леса.

3. Туристическое снаряжение.

3.1. Туристическое снаряжение групповое и личное. Хранение его.

Туристическое снаряжение. Рюкзак. Палатка. Спальный мешок. Пенный коврик. Фляга и котелок. Карта. Личное и групповое туристическое снаряжение. Медицинская аптечка. Правила и условия хранения туристического снаряжения.

3.2. Рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака.

Рюкзак, его конструкция. История возникновения рюкзака. Общие требования при выборе рюкзака. Бескаркасный рюкзак. Станковый рюкзак. Анатомический рюкзак. Правила укладки рюкзака. Практикум: укладка рюкзака.

3.3. Палатка. Виды палаток. Установка палатки.

Палатка. Виды палаток. Бескаркасная палатка. Альпинистская «памирка». Каркасная палатка. Правила установки палатки. Практикум: установка палатки.

4. Ориентирование.

4.1. Компас. Ориентирование на местности.

Ориентирование. Стороны света. Компас. Устройство компаса. Правила пользования компасом. Практикум: определение сторон света по компасу. Ориентирование по местным признакам.

5. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе.

5.1. Соблюдение гигиенических требований в походе.

Личная гигиена. Правила личной гигиены в природной среде: уход за кожей,волосами,ногами, состоянием обуви, гигиена полости рта. Практикум: «Соберем аптечку», памятка туристу.

5.2. Заболевания и травмы в походе, оказание помощи.

Мозговой штурм «Собираемся в поход». Заболевания. Профилактика кишечной инфекции. Травмы. Меры защиты от травм в походе. Переломы. Признаки переломов костей. Общие правила оказания первой помощи при переломах костей. Ушибы. Признаки ушибов. Общие правила оказания первой помощи при ушибах. Вывихи. Признаки вывиха. Общие правила оказания первой помощи при вывихах. Растяжения и разрывы связок.

Признаки растяжений и разрывов связок. Отморожение. Признаки отморожений. Общие правила оказания первой помощи при отморожениях.

Ожоги. Признаки ожогов. Общие правила оказания первой помощи при ожогах. Кровотечения. Общие правила оказания первой помощи при кровотечениях. Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.

6. Костры.

6.1. Виды костров. Техника безопасности при разведении костра.

Костер. Виды костров: «Колодец», «Шалаш», «Таежный», «Звездочка», «Нодья», «Камин», «Полинезийский», «Очаг охотника», «Решетка». Противопожарные правила и правила техники безопасности при разжигании костра.

6.2. Разведение костра. Приготовление пищи на костре.

Выбор места для разведения костра. Подготовка площадки. Топливо. Растопка Добывание огня. Приготовление пищи на костре. Технологическая карта. Практическая деятельность: приготовление гречневой каши с тушенкой.

7. Туристический поход.

7.1. Туристический поход в природу.

Подготовка к выезду (выходу). Место, время сбора, проверка готовности, составление плана дня, форма одежды, порядок движения. Поведение группы на улице во время движения. Начало маршрута: наблюдение за природой. Привал. Игры во время привала. Изменение скорости движения. Обращение с рюкзаками на маршруте и привале. Разведение костра. Установка палатки. Ориентирование по компасу. Пикник. Приготовление еды. Викторина. Спортивные и подвижные командные игры. Обратный путь.

Календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы по социальной реабилитации несовершеннолетних «Юный турист»

(Возрастная категория 11 – 13 лет)

№п/п Название разделов и тем Количество часов

Раздел/

тема Дата проведения Всего Теория Практические

занятия

12

1. История туризма в России. Техника безопасности. 2 2

1.1. Что такое туризм. Оздоровительная роль туризма Техника безопасности при проведении туристических походов. 1 1

1.2. История туризма в России. 1 1

2. Наш край. 1 1

2.1. Географическое положение, природные особенности Краснодарского края. 1 1

3. Туристическое снаряжение. 3 2 1

3.1. Туристическое снаряжение групповое и личное. Хранение его. 1 1

3.2. Рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака. 1 0,5 0,5

Палатка. Виды палаток. Установка палатки. 1 0,5 0,5

4. Ориентирование. 1 0,5 0,5

Компас. Ориентирование на местности. 1 0,5 0,5

5. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. 2

5.1. Соблюдение гигиенических требований в походе. 1

5.2. Заболевания и травмы в походе, оказание помощи. 1

6. Костры. 2 1 1

6.1 Виды костров. Техника безопасности при разведении костра. 1 1

6.2. Разведение костра. Приготовление пищи на костре. 1 1

7. Туристический поход. 1 1

7.1. Туристический поход в природу. 1 1

Содержание программы.

1. История туризма в России. Техника безопасности.

1.2. Что такое туризм. Оздоровительная роль туризма. Техника безопасности при проведении туристических походов.

Понятие «туризм», «турист». Оздоровительная роль туризма. Виды туризма. Правила туриста. Техника безопасности при проведении туристических походов.

1.2. История туризма в России.

Формы туризма. Назначение туризма. История развития туризма в России с древних времен и до наших дней. Значимая роль туризма в развитии и становлении личности.

2. Наш край.

2.1. Географическое положение, природные особенности Краснодарского края.

Работа с картой. Равнинная северная часть Краснодарского края: Азово-Кубанская низменность, Таманский полуостров. Вулканы. Особенности рельефа. Главный кавказский хребет. Субальпийские луга. Леса.

3. Туристическое снаряжение.

3.1. Туристическое снаряжение групповое и личное. Хранение его.

Туристическое снаряжение. Рюкзак. Палатка. Спальный мешок. Пенный коврик. Фляга и котелок. Карта. Личное и групповое туристическое снаряжение. Медицинская аптечка. Правила и условия хранения туристического снаряжения.

3.2. Рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака.

Рюкзак, его конструкция. История возникновения рюкзака. Общие требования при выборе рюкзака. Бескаркасный рюкзак. Станковый рюкзак. Анатомический рюкзак. Правила укладки рюкзака. Практикум: укладка рюкзака.

3.3. Палатка. Виды палаток. Установка палатки.

Палатка. Виды палаток. Бескаркасная палатка. Альпинистская «памирка». Каркасная палатка. Правила установки палатки. Практикум: установка палатки.

4. Ориентирование.

4.1. Компас. Ориентирование на местности.

Ориентирование. Стороны света. Компас. Устройство компаса. Правила пользования компасом. Практикум: определение сторон света по компасу. Ориентирование по местным признакам.

5. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе.

5.1. Соблюдение гигиенических требований в походе.

Личная гигиена. Правила личной гигиены в природной среде: уход за кожей,волосами,ногами, состоянием обуви, гигиена полости рта. Практикум: «Соберем аптечку», памятка туристу.

5.2. Заболевания и травмы в походе, оказание помощи.

Мозговой штурм «Собираемся в поход». Заболевания. Профилактика кишечной инфекции. Травмы. Меры защиты от травм в походе. Переломы. Признаки переломов костей. Общие правила оказания первой помощи при переломах костей. Ушибы. Признаки ушибов. Общие правила оказания первой помощи при ушибах. Вывихи. Признаки вывиха. Общие правила оказания первой помощи при вывихах. Растяжения и разрывы связок.

Признаки растяжений и разрывов связок. Отморожение. Признаки отморожений. Общие правила оказания первой помощи при отморожениях.

Ожоги. Признаки ожогов. Общие правила оказания первой помощи при ожогах. Кровотечения. Общие правила оказания первой помощи при кровотечениях. Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

6. Костры.

6.1. Виды костров. Техника безопасности при разведении костра.

Костер. Виды костров: «Колодец», «Шалаш», «Таежный», «Звездочка», «Нодья», «Камин», «Полинезийский», «Очаг охотника», «Решетка». Противопожарные правила и правила техники безопасности при разжигании костра.

6.2. Разведение костра. Приготовление пищи на костре.

Выбор места для разведения костра. Подготовка площадки. Топливо. Растопка Добывание огня. Приготовление пищи на костре. Технологическая карта. Практическая деятельность: приготовление гречневой каши с тушенкой.

7. Туристический поход.

7.1. Туристический поход в природу.

Подготовка к выезду (выходу). Место, время сбора, проверка готовности, составление плана дня, форма одежды, порядок движения. Поведение группы на улице во время движения. Начало маршрута: наблюдение за природой. Привал. Игры во время привала. Изменение скорости движения. Обращение с рюкзаками на маршруте и привале. Разведение костра. Установка палатки. Ориентирование по компасу. Пикник. Приготовление еды. Викторина. Спортивные и подвижные командные игры. Обратный путь.

Календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы по социальной реабилитации несовершеннолетних «Юный турист»

(Возрастная категория 14 – 17 лет)

№п/п Название разделов и тем Количество часов

Раздел/

тема Дата проведения Всего Теория Практические

занятия

12

1. История туризма в России. Техника безопасности. 2 2

1.1. Что такое туризм. Оздоровительная роль туризма. Техника безопасности при проведении туристических походов. 1 1

1.2. История туризма в России. 1 1

2. Наш край. 1 1

2.1. Географическое положение, природные особенности Краснодарского края. 1 1

3. Туристическое снаряжение. 3 2 1

3.1. Туристическое снаряжение групповое и личное. Хранение его. 1 1

3.2. Рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака. 1 0,5 0,5

Палатка. Виды палаток. Установка палатки. 1 0,5 0,5

4. Ориентирование. 1 0,5 0,5

Компас. Ориентирование на местности. 1 0,5 0,5

5. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. 2

5.1. Соблюдение гигиенических требований в походе. 1

5.2. Заболевания и травмы в походе, оказание помощи. 1

6. Костры. 2 1 1

6.1 Виды костров. Техника безопасности при разведении костра. 1 1

6.2. Разведение костра. Приготовление пищи на костре. 1 1

7. Туристический поход. 1 1

7.1. Туристический поход в природу. 1 1

Содержание программы.

1. История туризма в России. Техника безопасности.

1.1. Что такое туризм. Оздоровительная роль туризма. Техника безопасности при проведении туристических походов.

Понятие «туризм», «турист». Виды туризма. Оздоровительная роль туризма. Пешеходный туризм. Лыжный туризм. Техника безопасности при проведении туристических походов. Правила туристического похода. Опасные факторы во время походов. Экстремальные ситуации.

1.2. История туризма в России.

Значение туризма. История развития туризма в России. История путешествий и туризма в России. Основные этапы развития туризма в России.

2. Наш край.

2.1. Географическое положение, природные особенности Краснодарского края.

Географическое положение Краснодарского края. Работа с физической картой России. Работа с картой Краснодарского края. Природные особенности Краснодарского края. Опасные обитатели. Растительный и животный мир природных зон Краснодарского края.

3. Туристическое снаряжение.

3.1. Туристическое снаряжение групповое и личное. Хранение его.

Основное туристическое снаряжение. Групповое и личное туристическое снаряжение. Аптечка туриста. Уход и хранение туристического снаряжения.

3.2. Рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака.

Рюкзак, история возникновения. Виды рюкзаков. Классификация по назначению. Правила укладки рюкзака.

3.3. Палатка. Виды палаток. Установка палатки.

Палатка. Виды палаток. Правила установки палатки. Размещение вещей в палатке. Практикум: установка палатки.

4. Ориентирование.

4.1. Компас. Ориентирование на местности.

Компас. Изобретение компаса. Устройство компаса. Правила пользования компасом. Ориентирование на местности. Способы ориентирования. Ориентирование в лесу. Ориентирование по природным признакам.

5. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе.

5.1. Соблюдение гигиенических требований в походе.

Личная гигиена. Правила личной гигиены в походных условиях. Соблюдение гигиенических требований в походе зимой.

5.2. Заболевания и травмы в походе, оказание помощи.

Заболевания и первая медицинская помощь. Травмы и первая медицинская помощь.

6. Костры.

6.1. Виды костров. Техника безопасности при разведении костра.

Костер. Виды костров. Противопожарные правила и правила техники безопасности при разжигании костра.

6.2. Разведение костра. Приготовление пищи на костре.

Выбор места для разведения костра и отдыха туристов. Подготовка площадки. Топливо. Растопка Добывание огня. Приготовление пищи на костре. Техника безопасности во время приготовления пищи на костре. Приготовление обеда в походных условиях. Съедобные дикорастущие травы.

7. Туристический поход.

7.1. Туристический поход в природу.

Подготовка к выезду (выходу). Место, время сбора, проверка готовности, составление плана дня, форма одежды, порядок движения. Поведение группы на улице во время движения. Начало маршрута: наблюдение за природой. Привал. Игры во время привала. Изменение скорости движения. Обращение с рюкзаками на маршруте и привале. Разведение костра. Установка палатки. Ориентирование по компасу. Пикник. Приготовление еды. Викторина. Спортивные и подвижные командные игры. Обратный путь.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм. Учебник / А. Ю. Александрова. - М. : КноРус, 2002. - 460 c.

2. Бардин К. В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий) : учебно-методическое пособие/ К. В. Бардин. М. : 2004. 198 с.

3. Дурович А. П. Организация туризма. Учебное пособие. – СПб. :Питер, 2012. – 320 с.

4. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 2001 г. – 72 с.

5. Основы туризма : учебник / А. С Кусков, Ю. А. Джаладян» : КноРус; Москва; 2015. – 57 с.

Дополнительная

1. Маслов А. Г., Константинов Ю. С. Программа обучения жизненным навыкам в системе дополнительного образования. – Петропавловск-Камчатский, 2011 г. – 81 с.

2. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. - М. : ВАКО, 2011. – 288 с.

3. Основы туризма. Рабочая программа. /Морозова А. С. – Артем, 2014 г. –10 с.

4. Реализация индивидуального подхода в работе с обучающимися в условиях дополнительного образования детей. Личностно-ориентированное обучение: АНО ДПО «Институт управления и права». – С. Пб., 2017. – 11 с.

Интернет – ресурсы

1.https://infourok.ru. Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы;

2.https://ped-kopilka.ru/Учебно-методический кабинет;

3.https://festival.1september.ru/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

4.https://www.tvoyrebenok.ru. Презентации для детей.

Рассмотрено: Согласовано:

протокол заседания МО ___Морозова Н. В.

от 30.08.2019 г. заместитель директора по ВРР

30.08.2019 г.

Публикации по теме:

Адаптированна дополнительная общеразвивающая программа для детей с ЗПР Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей с задержкой психического развития.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА Раздел I. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты Пояснительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Дополнительная общеразвивающая программа «Добрый мир» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 3 2. Актуальность рабочей программы 3 3. Порядок применения программы в практической деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Креативный художник» «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Дидро Д. Программа «Креативный.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» Дополнительная общеразвивающая программа "Умелые ручки" Возраст 3-4 года 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель прикладного искусства.

Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Дюймовочка» с. санатория Юматово имени 15-летия БАССР муниципальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа по социальной реабилитации несовершеннолетних «Юный турист»
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 12:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД