Папки-передвижки

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего возраста

инна зверева
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего возраста

ПРОГРАММА

по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

КОЛОСОК

Актуальность.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего возраста» размещена в разделах

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Особенно остро требуются методические материалы и рекомендации, предназначенные для практических работников дошкольных образовательных учреждений.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских чувств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитываются патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Цель, задачи программы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : заложить основы ценностного отношения к окружающему миру; формировать в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

• Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, маршрут от детского сада, детский сад и его территория);

• Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей (былины, сказки, рассказы об исторических событиях нашей страны);

• Дать представление о географическом расположении, природных ресурсах города Медногорска, Оренбуржья в целом.

• Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать;

• Знакомить с географическим расположением России, её климатическими поясами, природными ресурсами;

• Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей страны;

• Дать представление о старинных русских городах (города-столицы, города-памятники, города-крепости, их достопримечательности;

Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции нашей многонациональной страны;

• Знакомить с подвигами российских солдат и полководцев.

· Ожидаемый результат:

- на основе вышеизложенного необходимым условием реализации программы является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями;

- совместный труд родителей, детей, педагогов принесут свои плоды;

- воспитание у ребенка добрых чувств, интереса к месту, где живет;

- воспитание желания познать и возродить лучшие традиции народа;

- знакомство с культурным наследием.

Содержание и структура программы

Условно в содержании программы гражданско-патриотического воспитания детей «Колосок» можно выделить следующие направления: гражданское и патриотическое воспитание.

Гражданское направление представлено такими блоками, как: экологическая позиция, социальная позиция, родной край. Патриотическое направление состоит из блоков: Родина, родная страна и события. В основу систематизации знаний детей положена взаимосвязь между этими блоками.

Содержание программы предполагает поэтапное, постепенное овладение материалами, в зависимости от возраста детей. В 2-3 года ребенок проходит 1-ую ступень – «Я», в 3-4 года ступень «Мой детский сад», в 4-5 лет 3-ю ступень – «Мой город Медногорск», в 5-6 лет - «Мое Оренбуржье» и в 6-7 лет 5-ую ступень – «Я –россиянин».

Кроме того, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

-Энциклопедичности

-Краеведческий (региональный)

-Интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н. Ф. Виноградова)

-Культурологический – приобщение детей к истокам культуры

-Тематический – деление материала на основные темы

-Наглядность

Научная новизна и практическая значимость.

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости проблемы гражданско-патриотического воспитания, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае с другой.

Уровень проработанности

*Этап работы[/b] [/b](подготовительный, проектировочный, экспериментальный, аналитический, иной)Данная программа находится на экспериментальном этапе: накопление и переработка теоретических материалов, разработка новых дидактических игр, разработка серии занятий, взаимопосещения, внедрение и апробация наработанных материалов.

*Выполненный объем работ, полученные результаты с указанием их количественных и качественных показателей. Программа внедряется и апробируется ДОУ с 2011-2012 учебного года. Был проработан подготовительный этап: постановка проблемы; анализ затруднений воспитателей, состояния образовательного процесса, противоречий. Также проектировочный этап: построение модели программы, гипотезы, прогноз результатов развернутой программы, ресурсное обеспечение программы : подготовка материальной базы, распределение обязанностей для всех сотрудников, изучение коллективом теории проблемы. В ходе апробации данного проекта детей стали интересовать вопросы возникновения родного города, природа родного края, памятники истории и т. д. расширился кругозор детей : дети самостоятельно могут составить рассказ из простых предложений о родном городе (название, улицы, природа, окружение, о ближайшем окружении, о детском саде, о подвигах русских солдат, о городах Оренбуржья и их достопримечательностях. Процент освоения раздела «Гражданско-патриотическое воспитание» после реализации программы «С чего начинается Родина…» поднялся на 19 %. Если в 2005-2006 учебном году он составлял 58 %, то 2006-2007 учебном году – 77 %.

*Определенность перспектив продолжения работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий.

Далее планируется с целью накопления материалов проводить: тематические педсоветы, семинары-практикумы по данной проблеме; разработка новых дидактических игр и пособий; оснащение и создание мини-музея «Мой город Медногорск».

*Сформированность ресурсной базы (помещение, оборудование и т. д.)

В каждой дошкольной группе ДОУ оборудованы уголки гражданско-патриотического воспитания детей с необходимым дидактическим материалом, наглядными пособиями, художественной литературой, макетами города Медногорска, фотоальбомами. Ежегодно, в апреле функционирует выставка, посвященная Дню города «Мой любимый город Медногорск», где выставляются совместные работы (рисунки, поделки) детей и родителей, творчество воспитателей ДОУ, фотообзор посещения памятных мест города.

*Наличие специалистов необходимого профессионального уровня.

Занятия с детьми дошкольного возраста проводят воспитатели групп, которые участвовали в создании проекта и имеют соответствующий образовательный уровень по данной проблеме.

Аналитическая справка программы

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится гражданско-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родство, род, Родина.

В свое время В. Г. Белинский сказал: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». А это значит, что без воспитания человечности, не будет и любви к Родине.

А любовь к Родине – чувство, которое формируется в процессе накопления знаний и представлений о родном крае, о труде, и взаимоотношениях между людьми. Если ребенок видит, что его родители добросовестно трудятся на благо своей страны, и за это страна гарантирует им достойную жизнь; что государство уважает и ценит человека-труженика, человека-защитника, бережно относится к своей истории и культуре, чтит традиции и культуру людей других национальностей, то он растет гражданином и патриотом своей страны.

Детям в дошкольном возрасте трудно понять, что такое любовь к родине, но им близка и понятна любовь к своему дому. И если, мы, взрослые вместе с детьми попробуем привести в порядок собственный детский сад, посадить на его территории деревья, цветы, рассказать об истории города края, языком доступным дошкольнику – все это чрезвычайно важно для воспитания гражданских и патриотических чувств.

Публикации по теме:

Совершенствование работы по формированию основ патриотического воспитания, любви к Родине, родному краю "Как у маленького дерева, еле появившегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Мини-музей подготовительной группы «Русская народная изба» "Как у маленького деревца,еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растения на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего возраста
Опубликовано: 19 марта 2015 в 15:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД