Лучший педагог года

Программа по краеведению для обучающихся 5–8 классов «Город на 150-й версте… Похвистнево»

Ирина Никитушкина
Программа по краеведению для обучающихся 5–8 классов «Город на 150-й версте… Похвистнево»

Программа по краеведению «Город на 150-й версте…»

Программа по краеведению «Город на 150-й версте…» рассчитана на 4 года обучения (5- 8 классы). В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала. Изучение истории Самарского края – это изучение природы, истории, культуры, жизни знаменитых жителей города Похвистнево и Похвистневского района.

Публикация «Программа по краеведению для обучающихся 5–8 классов „Город на 150-й версте… Похвистнево“» размещена в разделах

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, проведение самостоятельных исследований, проектов.

Данная программа может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы, учителями основной школы, педагогами дополнительного образования. Программа была апробирована на базе школы № 1, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.

Цели:

• пробудить интерес к историческим и культурным ценностям Самарского края, учит бережно к ним относиться;

• способствовать формированию патриотического сознания учащихся;

• формировать чувство гордости за достижения своих земляков;

• воспитывать стремление к творческой деятельности по изучению родного края.

Задачи программы :

• совершенствование организации воспитательной работы, используя современные педагогические технологии;

• развитие творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей;

• включение семьи в единое воспитательное пространство школы, создав творческий союз семьи и школы;

• установление тесных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

Принципы, лежащие в основе программы :

• принцип личностно ориентированного подхода;

• принцип гуманизма;

• принцип креативности;

• принцип практической направленности.

Образовательные результаты программы :

• интерес к истории Самарского края;

• знания по истории и культуре Самарского края;

• умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

• способность творчески мыслить и рассуждать;

• способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в группах.

Формы работы:

• коллективно-творческие дела, праздники, фестивали;

• устные журналы, беседы;

• уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;

• сбор и оформление материалов для школьного музея;

• проектная и исследовательская деятельность;

• участие в научно-практических конференциях, краеведческих фестивалях.

Мониторинг уровня овладения программой :

• диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

• участие в краеведческих играх, веб-квестах города, Похвистневского района;

• презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью.

Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Тема внеурочной деятельности Примерная тематика исследований

1. Твои родные в потоке

времени 1. Моя родословная.

2. Судьба моей семьи в истории города Похвистнево.

2. Древняя Русь – страна

городов 1. «Город Ветра» (история возникновения города

Похвистнево).

2. О чём рассказал герб города.

3. Значение тарханной грамоты в истории поселения

Старопохвистнево.

3. Начало всех начал 1. Археология города Похвистнево и

Похвистневского района

4. «Вставай, страна

огромная…» 1. «Навечно ушёл в небо…» (А. А. Бурденюк,

штурман экипажа Николая Гастелло, наш земляк».

2. «Забытый памятник незабытой войны» (история

эвакогоспиталя № 2799).

3. Школа и война.

4. «Война в судьбе семьи Панюшевых» (история

подвига бывшего директора школы № 1

Е. И. Панюшева).

5. «Мы не можем остановить время, но мы можем

сохранить память» (создание в рекреации истории

школы № 1 Зала Боевой Славы).

6. «Имена на Аллее Славы».

7. «Спасибо деду за Победу!»

5. Сокровища российской

культуры 1. Архитектурные памятники города Похвистнево.

2. Дом-музей Артура Моро в селе Красные Ключи.

3. Храм Иконы Табынской Божьей Матери

Учебно-тематический план

Содержание программы

1-й год обучения.

«Основы знаний об истории и традициях города» (24 часа)

Тема: «Город, в котором мы живём»(8 часов)

Ознакомить учащихся с происхождением названия города Похвистнево. Объяснить территориальное деление Похвистнева, ознакомить с картой Похвистневского района.

Тема: «Рождение города» (4 часа)

Ознакомить учащихся с Краеведческим музеем города. Дать представление о версиях рождения города, о гербе города, гимне города.

Тема: «Люди города» (6 часов)

Познакомить со знаменитыми земляками, с именем которых связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.

Тема: «Традиции Похвистнева» (6 часов)

Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями похвистневцев, праздниками и обычаями.

2-й год обучения

«Историко-географическое изучение Похвистнева

и Похвистневского района» (27 часов)

Тема: «Природа Похвистневского края» (8 часов)

Ознакомить учащихся с географическим положением Похвистнево и района. Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края. Видеть красоту родного края и стремиться к сохранению природных богатств.

Тема: «Традиционные ремёсла нашего края» (6 часов)

Продолжить знакомство с жизнью и бытом похвистневцев. Начать знакомство с традиционными ремёслами родного края в Краеведческом музее города. Побывать на экскурсии в Доме ремёсел.

Тема: «Улицы Похвистнево» (7 часов)

Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию. Установить связь с названием улицы.

Тема: «Достопримечательности сёл Похвистневского района» (6 часов)

Ознакомить с картой Похвистневского района. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях Похвистневского района.

3-й год обучения

«Страницы истории города» (30 часов)

Тема: «Родословие» (4 часа)

Родословная человека, поколения предков, родословное древо. Связь поколений и времён в истории родного города.

Тема: «Летопись города 1888 – 1929 годов» (6 часов)

Знакомство с документальными материалами по истории города данного периода. История появления железнодорожной станции Похвистнево. События революции 1917 года, Гражданской войны. События 1920-х годов, происходившие в уезде через партийные документы Бугурусланского комитета РКП (б).

Тема: «Летопись города 1930 – 1940-х годов» (6 часов)

Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны. Знакомить учащихся с важными документами, на основании которых писалась история города и района. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории страны.

Тема: «Похвистнево в годы Великой Отечественной войны» (8 часов)

Познакомить учащихся с Книгой Памяти Самарской области. Представить материалы, рассказывающие о формировании воинских соединений, работе местных эвакуированных предприятий в годы Великой Отечественной войны, о работе эвакогоспиталя № 2977, который расположился в здании бывшей районной школы № 1.

Рассказать о том, что вблизи посёлка Похвистнево в годы войны были построены два запасных аэродрома, а на полях сражений воевал танк под названием «Похвистневский осоавиахимовец».

Познакомить учащихся с воспоминаниями старожилов Н. Д. Ивановой, Г. Е. Панюшева, Р. Г. Покщаева.

Тема: «Город, который люблю» (4 часа)

Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордости за своих земляков.

Ознакомить с произведениями искусства о Похвистнево. Попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить фотоальбомы и рукописные книги о родном городе.

4-й год обучения

«Жизнь знаменитых земляков» (28 часов)

Тема: «Летописцы родного края» (4 часа)

Познакомить с историей жизни первого краеведа Похвистневского района В. А. Ендураева и его рукописной книгой.

Познакомить с людьми, занимающимися краеведческими исследованиями Похвистнево и Похвистневского района (Т. П. Потапова, И. С. Шахова, Г. Е. Панюшев).

Тема: «Похвистневцы в искусстве» (6 часов)

Ознакомить с именами жителей Похвистнево – деятелей культуры, исследовать их жизнь, творческий вклад в историю и культуру города и района.

Тема: «Похвистневцы – участники и герои Великой Отечественной

войны 1941 – 1945 гг.» (10 часов)

Рассказать о кладе наших земляков в победу над фашисткой Германией. Провести исследовательскую работу по темам: «Школа и война», «Забытый памятник незабытой войны – история эвакогоспиталя № 2977», «Спасибо деду за Победу».

Тема: «Похвистневцы – Почётные граждане города и района» (8 часов)

Продолжить знакомство с выдающимися земляками, которые имеют звание «Почётный гражданин города» и «Почётный гражданин Похвистневского района». Изучить их вклад в развитие города и района.

Тематика классных часов

1-й год обучения :

1. Город, в котором мы живём.

2. Наша школа.

3. Наш Похвистневский район.

4. Предприятия, на которых работают наши родители.

5. Как рождался Похвистнево.

6. Похвистневцы – герои Великой Отечественной войны.

7. Знаменитые земляки.

8. Город Ветра – традиция празднования Дня Города.

2-й год обучения :

1. Природа Похвистневского края.

2. Памятники природы.

3. Парки нашего города.

4. Реки и водоёмы Похвистнево и района.

5. Старые названия улиц нашего города.

6. Нашему городу – 125 лет.

3-й год обучения :

1. История моей семьи в истории Похвистнево.

2. Мифы и легенды о Похвистнево.

3. Песни и стихи, прославляющие Похвистнево.

4. История гимна города Похвистнево.

5. Похвистнево в произведениях художников.

4-й год обучения :

1. Похвистнево и похвистневцы.

2. Летописцы родного края.

3. Похвистневцы – герои Великой Отечественной войны и наша школа.

4. Летопись нашего города.

Библиография:

1. Потапова Т. П. «Самарские губернские ведомости – 150» № 2 декабрь. 1998.

2. Город на 150-й версте. Страницы истории города Похвистнево 1888-1947

гг. Изд. 2-е, испр. и доп. Составитель Т. П. Потапова. Под ред. В. В.

Ерофеева. Похвистнево, 2014 г.

3. 150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник.

Под ред. Г. И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати, 2000.

4. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945

гг.). Документы и материалы. Самара. Издательство «Самарский дом

печати», 1995 .

Публикации по теме:

Игра-путешествие по станциям «В стране Математики» для обучающихся 1-х классов Цель: развития интереса учащихся к математике. Задачи: 1. Активизация познавательной деятельности учащихся. 2. Развитие интеллектуальных.

Игровая программа для обучающихся 1–4 классов «Я имею право» Правовая игра Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправимся в необычную страну. А о чем пойдет речь в.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Мероприятие для обучающихся с ОВЗ старших классов по профориентации «Знакомимся с профессиями» Мероприятие для обучающихся с ОВЗ старших классов по профориентации «Знакомимся с профессиями»Цели: - расширение представлений обучающихся.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника - Л. Йовайши (автор.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов по методике Протокол обследования Методика «Тип мышления» (автор модификации диагностической методики Г. В. Резапкина) Цель: определения индивидуального.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Сценарий мероприятия «День здоровья» для обучающихся 1–9 классовСценарий мероприятия «День здоровья» для обучающихся 1–9 классов Фотоотчет «День здоровья» 21 сентября 2018 года в МКОУ "Свердловская ООШ" прошел День здоровья, который прошёл на свежем воздухе, в саду.

Викторина «В мире материалов» для обучающихся 2 классов Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования дом детского творчества Омутнинского района Кировской области Сценарий.

Автор публикации:
Программа по краеведению для обучающихся 5–8 классов «Город на 150-й версте… Похвистнево»
Опубликовано: 2 июня 2019 в 20:36
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД