МААМ-картинки

Программа по Лего-конструированию для детей 5–6 лет

Ирина Рогова
Программа по Лего-конструированию для детей 5–6 лет

Пояснительная записка

Введение

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Публикация «Программа по Лего-конструированию для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Особенности реализации программы предполагаю сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.

Одной из отличительных особенностей данной программы является её функциональность. Тематика программы в рамках определённых программных разделов может изменяться и дополняться с учётом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.

Направленность программы дополнительного образования «Лего конструирование» - техническая.

Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы : 1-восприятие; 2-мышление;3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Данная программа разработана с учё том нормативно-правовых документов:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

• Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Использование LEGO – конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одарённости. Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель: развивать технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования.

Данный курс призван решить следующие задачи:

Обучающие:

– обучение конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

- формирование предпосылок учебной деятельности: умение трудится, выполнение задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доведение начатого дела до конца, планирование будущей работы.

Развивающие:

- развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;

- совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, выявление одарённых, талантливых, обладающих нестандартным творческим мышлением;

- развитие мелкой моторики рук, стимулирование в будущем общего речевого развития, умственных способностей.

Воспитательные:

- воспитание культуры и норм поведения в социуме, умений ребенка работать в коллективе, паре;

- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия.

Принципы, лежащие в основе программы :

- научность;

- доступность;

- связь теории с практикой

- личностно-ориентированный подход;

- дифференцированность;

- систематичность и последовательность

Возраст детей

Программа рассчитана на группу от 8 до 10 человек Возраст детей 5-6 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься лего- конструированием.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения (108 часов).

Формы организации учебных занятий.

В данном курсе предполагается использование групповой формы организации деятельности учащихся на занятии. Длительность одного занятия 25 минут (перерыв 5 минут). Периодичность занятий – 3 ч. в неделю. В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной программы и возраста воспитанников:

- практикум;

- консультация;

- исследование;

- Сюжетно-ролевая игра;

-соревнование;

- выставка;

- защита творческой работы.

Ожидаемые результаты

Дети научатся:

- различать и называть детали конструктора;

- конструировать по заданным условиям

- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

- управлять поведением роботов при помощи простейшего программирования;

- применять на практике изученные конструкторские, инженерные и вычислительные умения и навыки;

- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

- работать в паре, коллективе;

- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавая модели реальных объектов и процессов;

- пользоваться обучающей и справочной литературой, интернет источниками. Приобретут:

- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности; познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

- умение работать в команде;

- разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,

эстетический вкус.

Формы подведения итогов

Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы : выставка, соревнование, внутригрупповой конкурс, презентация проектов обучающихся, участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях. Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа по данному курсу, включающая в себя разработку технологической карты, составление технического паспорта, сборку и презентацию собственной модели на заданную тему. Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.

Оценивание предметных и метапредметных результатов обучающихся:

1 балл – базовый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

2 балла – повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

3 балла – творческий уровень решение «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Оценивание личностных результатов обучающихся:

- показатель не проявляется – 0 баллов;

- показатель проявляется редко – 1 балл;

- показатель проявляется периодически – 2 балла;

- показатель проявляется постоянно – 3 балла.

Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

1. В качестве текущего контроля используются опрос, тестирование обучающихся во время занятий, проверка их исследовательских работ.

2. В качестве средств итогового контроля применяется защита воспитанниками своих творческих проектов с последующим обсуждением в группе;

3. В качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за детьми, индивидуальные беседы с ними и их родителями.

Учебный план модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

№ п/п Модули

Количество часов

Формы аттестации

Всего Теория Практика

1 Первичные представления о разнообразии LEGO конструкторов 12 6 6 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

2 Моё любимое село 14 7 7 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

3 Транспорт помощник 12 6 6 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

4 Новогодний калейдоскоп 12 6 6 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

5 В гостях у сказки 10 5 5 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

6 Город мастеров 12 6 6 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

7 Весна шагает по планете 14 7 7 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

8 Космос 12 6 6 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

9 Диагностическое наблюдение

10 5 5 Педагогические наблюдения

Практическая работа

Презентация творческих работ

Итого 108 54 54

V Список литературы

Нормативно-правовые документы

1. Федеральные законы «Об образовании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования.

3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей Министерства образования РФ №06-1844 от 11.12.2006г.

Методическая литература

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2015.

Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014.

2. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2015.

3. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

4. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2016.

5. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2015.

6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2015

Публикации по теме:

Конспект НОД по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Конспект НОД по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Цель: Развитие познавательной активности детей.

Конспект занятия по лего-конструированию «Путешествие в Лего-страну» (старшая группа) Конспект занятия по лего-конструированию «Путешествие в Лего-страну» для старшей группы Подготовила: воспитатель Ткач Светлана Юрьевна.

Конспект занятия по лего-конструированию «Слон» Конспект занятия по конструированию из LEGO «Слон». Возраст: 5-6 лет. Старшая группа. Культурная практика: продуктивная деятельность. Форма.

Конспект занятия по лего-конструированию «Танк» Занятие: «Танк». Цель: Сформировать представление о военной технике, сконструировать модель современной военной техники, используя конструктор.

Конспект занятия по лего-конструированию «Детский городок для лего-человечков» для среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по лего-конструированию «Детский городок для лего-человечков» для среднего дошкольного возраста онспект занятия по лего-конструированию в средней группе «Детский городок для лего-человечков» Воспитатель.

Мини-презентация проекта по лего-конструированию «Сказочное Лего» В процессе своей работы, наблюдая за детьми, было выявлено, что дети очень интересуются конструктором и много времени проводят, собирая.

Проект по Лего-конструированию «Парад Победы!» Проект «Парад Победы!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в.

Программа детско-родительского клуба по лего-конструированию Оглавление: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание 4. Методическое обеспечение 5. Список литературы 6.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Актуальность Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных.

Сценарий образовательной деятельности по лего-конструированию «Путешествие по лего-волнам» для детей средней группыСценарий образовательной деятельности по лего-конструированию «Путешествие по лего-волнам» для детей средней группы Цель: сформировать у дошкольников навыки конструирования корабля из лего конструктора. Задачи: • развитие детского технического творчества;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по Лего-конструированию для детей 5–6 лет
Опубликовано: 19 октября 2019 в 17:03
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД