Папки-передвижки

Программа по поддержке ребенка дошкольного возраста с признаками художественно-творческой одаренности

Пармузина Галина Александровна
Программа по поддержке ребенка дошкольного возраста с признаками художественно-творческой одаренности

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

психолого-педагогической поддержки ребенка дошкольного возраста

с признаками художественно-творческой одаренности

Подготовила воспитатель:

Пармузина Галина Александровна

Переславль – Залесский

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Теоретическое обоснование.

1. Пояснительная записка …. 3

2. Нормативно – правовая база программы…. 3

3. Цель программы, задачи….3

4. Участники образовательного процесса….4

5. Ожидаемые результаты…. 4

Публикация «Программа по поддержке ребенка дошкольного возраста с признаками художественно-творческой одаренности» размещена в разделах

6. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности…. 4

7. Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка. ….5

II. Реализация Программы.

1. Основные этапы реализации Программы…. 6

2. Работа с

I. Теоретическое обоснование. педагогами….7

3. Практическая работа с детьми…7

4. Форма работы с родителями…. 8

III. Литература….8

IV. Приложения…9

1. Пояснительная записка.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках:

• создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте;

• развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности;

• повышение профессионального уровня педагогов;

• сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни;

• использование современных технологий.

Одаренность как самая общая характеристика сферы психологического и социально-психологического подхода. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с детьми с признаками одаренности.

2. Нормативно – правовая база программы.

Основанием для разработки Программы психолого-педагогической поддержки ребенка дошкольного возраста с признаками художественно-творческой одаренности являются следующие нормативно-правовые документы:

• Закон РФ «Об образовании»;

• Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной

• Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;

• Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;

• Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ № 1756 – р от 29 декабря 2001 г. ;

• Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г

3. Цель программы.

Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи:

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников группы.

4. Участники образовательного процесса:

Педагоги, специалисты, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

5. Ожидаемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем, выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе.

В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов. Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

5. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

7. Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка.

Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства. Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование Я - концепции творца.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Следовательно, содержательное основание эстетического воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта)в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа представления к художественному обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. При создании условий для свободного выбора и занятий различными видами художественной деятельности у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я - концепция, в основе которой лежит творчество как ценность. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одарённости детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Особенности внутреннего мира ребёнка, дошкольника, такими как:

– повышенная эмоциональная отзывчивость;

– синкретичность мировосприятия;

– острота видения;

– глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной;

– искренность, правдивость, содержательность, яркость, красочность,воспринимаемых и создаваемых образов;

– стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.

Развитие творческой одарённости у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей творческой деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» –эмоциональность, интерес, активность. И. А. Лыкова считает, что при умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру. В свете задач,стоящих перед муниципальной системой образования и направленных на поисковых способов и технологий, которые обеспечивают более высокое качество образовательных услуг, в том числе технологий улучшения, качества образования посредством создания новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей).

Художественная деятельность развивает творческую одарённость детей при определённых условиях:

1. Создание целостного педагогического процесса художественно-эстетического развития детей.

2. Работа коллектива строится по типу студийной, где в разных художественных группах реализуются принципы сотрудничества, партнёрства взрослых и детей. Это обеспечивает диалогическое взаимодействие в процессе совместной деятельности.

Успешность в овладении художественной деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое,бережное отношение к ребёнку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов. Педагогическая стратегия руководства художественной деятельностью вырабатывается на основе представлений о конкретном ребёнке и критериях личностного развития ребёнка и детского коллектива. Это позволяет сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка,обеспечить его индивидуальную траекторию развития.

II. Реализация Программы

1. Основные этапы реализации Программы

1этап - диагностико-организационный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Мероприятия:

1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.

2. Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с детьми с признаками художественно-творческой одаренности.

3. Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми.

4. Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей и специалистов детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.

2 этап - практический

Цель: осуществление работы по трем направлениям: работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями.

Мероприятия:

1. Составление индивидуальных планов развития детей с признаками художественно-творческой одаренности для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания его динамики.

2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.

3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток, буклетов по работе с детьми с признаками художественно-творческой одаренности, размещение информации на официальном сайте ДОУ.

3этап — аналитический

Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Мероприятия:

1. Анализ итогов реализации программы.

2. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Коррекция проекта и уточнение программы.

3. Распространение позитивного опыта, публикации на официальном сайте ДОУ.

2. Работа с педагогами.

Чтобы успешно развивать творческий потенциал детей, педагог должен сам отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, эффективны в общении, их влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого, а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких «коллег» по творчеству.

Педагог, работающий с одарёнными детьми должен обладать следующими знаниями и качествами:

• теоретические знания по вопросу одарённости;

• наличие практического опыта;

• позитивная Я-концепция;

• целеустремлённость и настойчивость;

• зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

• эмоциональная стабильность;

• чуткость;

• креативность.

Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Для этого используем различные формы работы: консультации, семинары, семинары-практикумы, деловые игры, тренинги.

Основная тематика:

• «Понятие одарённости, её признаки и виды, характеристика одарённых детей дошкольного возраста»;

• «Специфика взаимоотношений в группе одарённых детей»;

• «Особенности организации образовательной работы с дошкольниками, имеющими признаки одаренности»;

• «Развитие Я-концепции, целеустремлённости, настойчивости, креативности педагогов».

3. Практическая работа с детьми

• Организация индивидуальной работы;

• Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные;

• Организация опытно-исследовательской деятельности

• Организация предметных (персональных) выставок.

• Организацию вечеров и праздников.

• Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.

• Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования.

• Конкурсы-выставки детского творчества разной тематики.

• Выставки самостоятельных творческих работ детей.

• Музыкальные шоу («Минута славы», концерты.).

• Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т. д.

Дополнительные образовательные услуги для детей с признаками художественно- творческой одарённостью:

1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми с преподавателями ДХШ; 2. Кружковая деятельность в ДОУ с последующими индивидуальными выставками, подгрупповыми тематическими выставками;

3. Посещение музея прикладного искусства;

4. Экскурсии в школу искусств;

5. Участие в творческих конкурсах дополнительного образования «Проталинка».

4. Форма работы с родителями:

• Анкетирование, по результатам которого узнать об отношении родителей к данному развитию их детей.

• Выставки семейных рисунков, семенных плакатов.

• Родительское собрание, на котором предложить основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме.

• Подготовка папок-передвижек, консультаций, перспективный план, рекомендации на тему: «Счастливые родители одаренных детей», «Открытие ребенка», «Взаимодействие в семье», «Талант требует заботы».

• Проведение деловой игры с участием родителей и всего коллектива для выявления критериев успешной работы с родителями. Создание детско-родительских проектов.

Литература:

1. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности /Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. – М., 2002.

2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. : Книга для воспитателя дет. сада – Москва: «Просвещение», 1989.

Савенков А. И. — «Одаренные дети в детском саду и школе. -М.

3. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г.

Интернетрессурсы:

kov_a_i/savenkov_odarennie_detihttp://www.twirpx.com/file/137257/ht

http://сев-сад21. рф/tinybrowser/files/dokumenty/programma-odarennyy-rebenok.pdf

https://infourok.ru/programma-psihologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-priznakami-odaryonnosti-v-dou-1967300.html

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение №1

Расписание индивидуальных занятий специалистами

На 20___/___ учебный год

Фамилия, имя ребёнка ___

Группа ___

Специалисты Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Педагог-психолог

Воспитатель ИЗО

Музыкальный руководитель

Библиотекарь

Инструктор по физической культуре

Воспитатель Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане

воспитательно-образовательной работе

Приложение№2

Портфолио одарённого ребёнка

Портфолио может иметь разную форму: копилка достижений, дневник и пр.

Портфолио могут содержать:

• титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка, дата рождения,

• группа детского сада, которую посещает); фотографией; эмблемой, видом

• деятельности, к которому есть способности;

• характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится ит. п.);

• индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может

• быть представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно,

• поквартально);

• рабочие листы и результаты тестирования;

• рекомендации психолога;

• заполненные родителями анкеты;

• сочинения родителей о своем ребенке;

• детские работы (рисунки, сочиненные рассказы и стихи, решенные и сочиненные

• кроссворды, участие в выставках и концертах, личные достижения — преодоление

• психологических барьеров и т. п.);

• грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов,

• соревнований, концертов;

• фотографии;

• дневник наблюдений (заметки на полях и т. п.) сопровождающего педагога, его

• пожелания ребенку, рекомендации родителям.

Приложение №3.

Анкета по выявлению художественных способностей у детей для родителей.

1) В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?___

2) Что Вы предприняли, заметив желание ребенка рисовать?___ ___3) В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных?___

4) Предлагаете ли Вы ребенку, кроме карандашей, фломастеров, красок, другие художественные материалы?___

5) Какое любимое занятие у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое?___

6) Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?___

7) Что нравится Вашему ребенку больше – раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?___

8) Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?___

9) Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?___

10) Отведено ли ребенку специальное место для рисования?___

11) Устраиваете ли Вы дома выставки работ Вашего ребенка?Где?___

12) Высказываете ли Вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли Вы критику в адрес его работ?___

13) Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли Вы ему помощь в освоении изучаемого материала?___

14) Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Каковы были результаты?___

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Беседа о весне с элементами художественно-творческой деятельностиБеседа о весне с элементами художественно-творческой деятельности Цель: закрепить представления детей о признаках наступления весны. Задачи: - учить детей эмоционально воспринимать художественное слово,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о творческой деятельности воспитанниц семейной группы старшего дошкольного возраста в рамках темы «Насекомые»Фотоотчет о творческой деятельности воспитанниц семейной группы старшего дошкольного возраста в рамках темы «Насекомые» В нашем городе - весенние деньки. Тепло. Появились насекомые. Самое время познакомить дошкольников с этими загадочными существами. Девочки.

Использование картонной упаковки для яиц в творческой деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование картонной упаковки для яиц в творческой деятельности с детьми дошкольного возраста Существует несколько видов упаковки для яиц. Но особую популярность приобрела картонная упаковка. Её изготавливают из формованного картонного.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Роль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 МартаРоль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 Марта Задачи, которые ставятся в процессе коллективной творческой деятельности: - практическая направленность; - коллективная организация;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по поддержке ребенка дошкольного возраста с признаками художественно-творческой одаренности
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 10:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД