Папки-передвижки

Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения

Лилия Дамберг
Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области,

«Алапаевская школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от «___» ___2016г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

___ С. М. Семенчук

«___» ___2016г.

Утверждаю:

Директор

___Н. В. Храмова

«___» ___2016г.

Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения

на 2016 – 2017 учебный год

Педагог-психолог: Дамберг Л. С.

Публикация «Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения» размещена в разделах

Содержание

I. Пояснительная записка

II. Общая характеристика курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

III. Ожидаемые результаты прохождения курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

IV. Содержание курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

V. Учебно-тематическое планирование курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

VI. Критерии оценивания «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

I. Пояснительная записка

Профилактика отклоняющегося поведения - одно из важных направлений в деятельности школьного психолога. К отклоняющему поведению относят : преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид, бродяжничество и различные виды правонарушений. В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок вслед за взрослыми возросло и число детей, склонных к асоциальному поведению. Девиантный ребенок склонен к совершению правонарушений, к различным видам зависимостей, проявлению агрессии по отношению к окружающим. При девиациях изменяется вся система деятельности в целом, при этом происходит искажение ценностно-мотивационной, социальной, когнитивной сфер, нарушается адекватное ощущение и восприятие, как внутреннего мира подростка, так и внешнего. Противоречивость во внутреннем мире ребенка, в особенности между самооценкой и оценкой личности окружающими, в большинстве случаев приводит подростка к поиску социальных групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении. Чаще всего эти социальные группы деструктивно действуют на их не сформированную личностную сферу. В рамках программы дети будут обучаться взаимодействию с окружающими, с самим собой, учиться овладевать навыками самостоятельности и ответственности, получат общую осведомленность о правовых нормах поведения. Так же, психологом будет производиться коррекция ценностно-мотивационной сферы, которая в большинстве случаев у детей не сформирована или имеет патологическую направленность. Важно помочь увидеть детям свое будущее и как оно может меняться от их собственных решений.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать индивидуальная психокоррекционная работа. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счё т привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т. д.

Цель программы : развитие у подростка социально-приемлемых способов контакта с социумом, активация механизмов самопознания и коррекция нарушения поведения в контексте межличностного взаимодействия.

Основные задачи программы :

1. Открытие у подростка в себе тех качеств и навыков, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

2. Формирование активной жизненной позиции участника и развитие у него способности производить значимые изменения в собственной жизни.

3. Формирование конструктивного контакта с социумом.

4. Получение подростком нового опыта, способствующего минимизации нарушений личностной и поведенческой сфер.

5. Обучение участника индивидуализированным приемам межличностного общения.

6. Формирование у участника новых жизненных целей.

Для разработки программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015;

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использования в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

8. Локальные акты образовательного учреждения;

9. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 N 26.

Программа разработана для работы с ребенком «группы риска». Занятия проводятся 1 раз в месяц (всего 9 занятий) индивидуально

Характеристика особенностей учащегося 9 класса

Т. В.

Т. В. на занятиях проявляет интерес. На контакт идет легко, контакт стабильный на протяжении всего занятия. При выполнении задания работает в умеренном темпе, доводит начатое до конца, иногда просит задание сложнее. Поведение адекватно ситуации. Методика «Лесенка» : самооценка адекватная с тенденцией к заниженной. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) : уровень тревожности низкий. В целом по методике склонности к отклоняющемуся поведению нет. Цветовой тест (М. Люшер) : нервно-психическое состояние свидетельствует о несколько повышенном уровне нервно-психического неблагополучия обследуемого – повышенной утомляемости, неуравновешенности, наличие негативных эмоциональных переживаний. К отклоняющему поведению не склонен.

II. Общая характеристика курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

Этапы проведения коррекционной программы :

1 этап – цель: создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2 этап – цель: осознание моделей поведения в различных ситуациях, формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов. Подросток в играх и упражнениях учится конструктивно решать конфликты, отстаивать свою позицию.

3 этап – цель: развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя, проработка эмоциональных состояний, завершение курса.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятий 30-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.

III. Ожидаемые результаты прохождения курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

Входящая и итоговая диагностика обучающихся:

1. Методика «Лесенка». Изучение самооценки.

2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

3. Цветовой тест (М. Люшер). Позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности.

4. Диагностика отклоняющего поведения.

Освоение рабочей программы обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:

1. Сформируется адекватная самооценка.

2. Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.

3. Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.

4. Самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости тех или иных действий, то есть управление собственным поведением.

5. Расширение знаний о себе, своих возможностях и особенностях.

Предметные результаты:

1. Овладение ценностными установками для осознанной мотивации к саморазвитию.

2. Готовность к сознательному самоограничению в поступках, поведении.

3. Осознание ценности человеческой жизни.

4. Развитие рефлексивных навыков.

IV. Содержание курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

п/п Тема Количество часов

Обследование ребенка

1. Наши чувства и действия 1

2. Учимся честно говорить о проступке 1

3. Почему трудно признать свою вину? 1

4. Учимся справляться с чувством протеста 1

5. Учимся справляться с чувством обиды 1

6. Всегда ли мы поступаем правильно? 1

7. Можно ли справиться со злом? 1

8. Зачем человеку чувства стыда 1

9. Когда опасен гнев? 1

Обследование ребенка

Итого 9

V. Учебно-тематческое планирование курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

Раздел Количество часов Тема урока Количество часов Дата Основное содержание

1. Обследование детей 1 Входящая диагностика 1 Обследование учащихся.

2. Активация механизмов самопознания 9 Наши чувства и действия 1 Проблемная ситуация «Девочка и пластилин», беседа «Когда мне бывает плохо.», Рисунок «Веселый клоун и нарядная кукла».

Учимся честно говорить о проступке 1 Проблемная ситуация, беседа «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?»,

рисунок «Радость», приемы самопомощи.

Почему трудно признать свою вину? 1 Проблемная ситуация, беседа «Почему мы перекладываем вину на другого?», рисунок «Мое настроение», «Цветной дождь».

Учимся справляться с чувством протеста 1 Проблемная ситуация, беседа «Хорошо ли быть одному?».

Учимся справляться с чувством обиды 1 Проблемная ситуация, беседа «Что такое обида?», рисунок «Обида», «Воздушный шарик», «Небо».

Всегда ли мы поступаем правильно? 1 Проблемная ситуация «Кто всех глупее», беседа «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?», рисунок, «Выбивание пыли».

Можно ли справиться со злом? 1 Проблемная ситуация, рассказ «Не смей!», беседа «как побороть зло и стать добрее?», «Я могу защитить…», «Ястреб и птицы»

Зачем человеку чувства стыда 1 Проблемная ситуация, беседа «Когда нам бывает стыдно?», рисунок «Мой стыд», Когда человеку на душе плохо, то он может сам себе помочь.

Когда опасен гнев? 1 Проблемная ситуация, беседа «Почему человек злится?», «Сердитая старуха», рисунок «Гнев», «Дракон кусает свой хвост».

VI. Критерии оценивания курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

В начале курса необходимо провести психологическую диагностику. Результаты обследования являются определяющими, исходя из выявленной зоны актуального уровня развития детей, строятся занятия.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг развития психической сферы, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы (см. Приложение 1).

Уровни оценки развития полученных знаний:

В – высокий - самостоятельно применяет свои знания в любой ситуации;

В/с – выше среднего - способен самостоятельно применять знания, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

С – средний - способен самостоятельно применить знание в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

Н/с – ниже среднего - преимущественно применяет знания по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен применить их самостоятельно;

Н – низкий - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи.

VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер, личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям.

2. Мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели (4 мягких пуфика); рабочие места для детей.

3. Технические средства обучения (компьютер с программным обеспечением).

4. Экранно-звуковые пособия: презентации, музыкальное сопровождение, звуки природы и др.

5. Коррекционно-развивающая программа для подростков “Фарватер” / Под ред. Е. В. Емельяновой. – СПб. : Речь, 2010. – 384 с.

6. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. - СПб. : Издательство “Речь”, 2008. – 192 с.

7. Семенака С. И. Социально-психологичексая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 7-3 изд. М. ; АРКТИ, 2015

8. https://festival.1september.ru/

Приложение 1

Мониторинг развития обучающегося на курсе «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»

Наименование разделов 2016-2017

октябрь май

Качества и навыки, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

Уровень активной жизненной позиции участника и развитие у него способности производить значимые изменения в собственной жизни.

Умение конструктивного контакта с социумом.

Уровень полученного нового опыта, способствующего минимизации нарушений личностной и поведенческой сфер.

Овладение индивидуализированным приемам межличностного общения.

Уровень сформированности у участника новых жизненных целей.

В – высокий, В/с – выше среднего, С – средний, Н/с – ниже среднего, Н – низкий.

Публикации по теме:

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста ТЕМА: Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста Задание: Создайте картотеку игр, которые направлены на преодоление.

Консультация для педагогов и родителей «Роль зрительной гимнастики в профилактике и коррекции нарушений зрения» Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния. Но с.

Мастер-класс для воспитателей «Подвижные игры в профилактике и коррекции речевых нарушений» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 296» г. Перми Мастер-класс для воспитателей «Подвижные.

Организация консультативной помощи по профилактике асоциального поведения и различного рода зависимостей Все отклонения в поведении подростков имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию. Основная причина дезадаптации – проблемы.

План-конспект занятия по коррекции поведения «Упрямство. Путешествие в сказочную страну» План – конспект занятия по коррекции поведения (упрямство) «Путешествие в сказочную страну». Цель: способствовать устранению выявленных.

Программа по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия «Правильная осанка — красивая походка» Содержание: Пояснительная записка…. 1 Структура внедрения программы…. 4 Этапы реализации программы.

Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303» Программа по профилактике и преодолению агрессивного.

Программа по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста Пояснительная записка Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием. Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся.

Роль музыки и творчества и профилактике девиантного поведения. В Государственном учреждении Тульской области «Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних №1» существует отделение реабилитации.

Технологии работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних. Технологии работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних. Воспитание личности, являющейся основным социальным и экономическим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 18:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД