Папки-передвижки

Программа по работе с семьями в детском саду «Дошколенок»

Ольга Енбаева
Программа по работе с семьями в детском саду «Дошколенок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Родительский клуб

«Дошколенок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» открылся в 2010 году на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, договором с учредителем и уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга».

Публикация «Программа по работе с семьями в детском саду „Дошколенок“» размещена в разделах

В детский сад принимаются дети с 2 до 7 лет и к началу учебного года в Учреждении комплектуется 12 групп.

Для качественного осуществления образовательной деятельности и социализации ребенка в современном обществе в детском саду имеется : музыкальный и физкультурный залы; кабинет информатики для проведения занятий с использованием ноутбуков; кабинет по изодеятельности, где ребенок развивает свой природный и творческий потенциал; бассейн, зимний сад, прогулочные веранды, площадка ПДД, 2 спортивные площадки, оснащенные спортивным оборудованием, а также огород, цветники, газоны, тропа здоровья, уголок леса.

Для проведения коррекционной работы с детьми работают учителя- логопеды, учителя – дефектологи, педагог – психолог, социальный педагог. Также данные специалисты проводят индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов.

Развивающая среда Учреждения создана с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Игрушки и игровое оборудование в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет возможность использовать его в своих играх. Удовлетворяется двигательная активность каждого ребенка. В группах имеются многофункциональные атрибуты по всем видам игр и театрализованной деятельности.

Учреждение обеспечено аудио, видео средствами, музыкальной, видеоаппаратурой, компьютерами.

Детский сад укомплектован педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием. Педагогическую деятельность осуществляют 38 педагогов, из которых 25 воспитателей, 4 учителя- логопеда, 1 учитель- дефектолог, 1 социальный педагог, 1 педагог- психолог, 2 педагога дополнительного образования, 2 инструктора по физическому воспитанию, 2 музыкальных руководителя.

63% преподавательского состава имеют высшее педагогическое образование;

37% - среднее специальное педагогическое образование;

12 педагогов- 34% имеют квалификационные категории.

Анализ социального и образовательного статуса родителей воспитанников показал следующие результаты:

• Полная семья -88%

• Неполная семья - 12%

Из них:

• Многодетная - 30 семей

• Опекаемая - 3 семьи

Образование родителей:

• Высшее образование имеют - 47%

• Среднее специальное образование имеют - 34%

• Среднее образование – 19%

Возраст родителей:

• От 20 до 30 лет -42%

• От 30 до 40 лет -50%

• От 40 до 50 лет - 7%

• От 50 лет- 1%

Количество детей в семье

1 ребенок- 44%

2 ребенка- 37%

Многодетные- 19%

Материальное положении:

Обеспечены- 95%

Малоимущие- 5%

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических. Высоким уровнем знаний обладает далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Ориентироваться необходимо, прежде всего, на общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи.

Проведённое нами анкетирование в 2014 году показало, что 98% опрошенных родителей нуждаются в консультации и помощи специалистов Учреждения, и в первую очередь логопеда и психолога.

Согласно социологическому исследованию семей наших воспитанников было выявлено, что более 50% родителей, имеющих детей 6-7 летнего возраста нуждаются в дополнительной информации о подготовке ребенка к школе.

Актуальность программы

Сегодня не только изменилось отношение государства к семье, другой стала и сама семья. И деятельность педагогического коллектива МАДОУ д/с «Радуга» не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии детского сада и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из задач, стоящих перед нашим Учреждением, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

При проведении родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций воспитатели и специалисты Учреждения наблюдали за активностью родителей и включенностью их в воспитательный процесс. В ходе практикумов, тренингов фиксировалась заинтересованность родителей в получении педагогических знаний.

Чтобы в неформальной обстановке наладить эмоциональный контакт с родителями, развивать у родителей наблюдательность в воспитании детей, организовать профессиональные консультации по интересующим темам, специалисты детского сада предложили всем родителям заполнить анкету.

Цель проведения анкетирования: в процессе анализа анкет, которые были заполнены родителями на родительских собраниях в начале учебного года, и при подготовке к ним определялся уровень психолого - педагогических знаний родителей, а также наличие или отсутствие потребности в получении новых знаний.

В анкете родителям было предложено несколько форм работы с семьей, такие как: занятия для родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, организованные семейные досуги, организация семейного клуба для родителей.

В анкетировании приняли участие родители всех групп детского сада. Из них особую активность проявили родители старших и подготовительных групп.

На сегодняшний день в магазинах продается огромное количество книг и тетрадей для подготовки ребенка к школе, детские сады одного города работают по разным программам, поэтому закономерно, что у родителей возникает много вопросов: что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, как его правильно подготовить к школе. Несмотря на то, что способы подготовки ребенка к школе в каждой семье свои, все же родители хотят получить квалифицированную консультацию, а также обменяться опытом о том, как справиться с различного рода возникающими проблемами.

Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо. Таким образом, эта проблема потребовала от детского сада разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей.

Поэтому в августе 2015 года началась активная работа по созданию родительского клуба, который назвали «Дошколенок».

Чтобы работа клуба была полезной и интересной постарались создать на встречах неформальную обстановку, привлекли специалистов, учителей начальных классов ближайшей школы, организовали просмотр видеоматериалов, запланировали обсуждение сложных ситуаций и интерактивные игры с родителями, чаепитие.

Цель родительского клуба:

Повышение уровня психолого- педагогических знаний родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Проведение родительского клуба предполагает решение следующих задач:

- повысить уровень педагогической грамотности родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (6-7 лет).

-сформировать у родителей устойчивую системы взглядов на воспитание ребенка 6-7 лет;

- оказать психологическую поддержку родителям, переживающих трудности в отношениях с детьми 6-7 летнего возраста.

Работа клуба ведется в соответствии со следующими принципами:

• Доступность;

• Добровольное участие;

• Гуманность;

• Конфиденциальность;

• Диалогизация взаимодействия;

• Самодиагностика;

• Субъект- субъективный подход.

Принцип доступности означает, что все родители детского сада могут принять участие в заседаниях Клуба.

Принцип добровольного участия означает, что все виды программной деятельности ориентированы на право выбора личности.

Принцип гуманности означает, что в работе Клуба должны проявляться к каждому участнику уважение, чуткость, справедливость, вежливость.

Принцип конфиденциальности означает, что сведения личного характера, участников Клуба не должны разглашаться, так как составляют профессиональную тайну.

Принцип диалогизации взаимодействия означает, что в Клубе соблюдается равноправное полноценное межличностное общение, основанное на уважении к чужому мнению.

Принцип самодиагностики предполагает самораскрытие участников Клуба, осознание и формирование ими собственных личностно значимых проблем.

Принцип субъект- субъективного подхода означает равноправие позиций специалистов детского сада и родителей Клуба.

Клубная работа реализует пять функций:

прогностическую;

• диагностическую;

• просветительскую;

• консультативную.

Прогностическая функция – это способы организации дальнейшей работы специалистов и родителей в Клубе, по вопросам подготовки ребенка- дошкольника к первому классу.

Диагностическая функция направлена на углублённое понимание собственного ребёнка- дошкольника : его возрастные и психологические особенности.

Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, систематизации знаний о закономерностях развития ребёнка дошкольника, а также социально – психологическая готовность ребенка к школе.

Консультативная функция предполагает профессиональные консультации специалистов Учреждения:

1. что значит готовность ребенка к школе;

2. укрепление уверенности родителей в своих собственных возможностях;

3. установление тёплых отношений в семье;

4. обеспечение безопасной атмосферы в семье, касающейся детско-родительских отношений.

Формы работы : консультации (групповые, индивидуальные, литературные гостиные, спортивные досуги, круглый стол, семинар-практикум.

Методы работы :

• анкетирование;

• беседы-дискуссии;

• индивидуальное консультирование;

• психологические тренинги;

• практические занятия;

• информирование.

Анкетирование является наиболее удобным и быстрым способом оценки уровня полученных знаний. Предоставляет материал для анализа и дальнейшего планирования работы Клуба.

Беседы- дискуссии, практические занятия позволяют применить полученные знания на практике.

Индивидуальное консультирование- индивидуальная работа с участниками Клуба, позволяет разобраться в конкретной ситуации, наметить пути решения.

Психологические тренинги обеспечивают решение и профилактику возникновения проблем участников Клуба.

Информирование помогает формированию психолого – педагогической культуры личности.

Во все формы проведения данной работы включены элементы инновационных технологий, успешно применяемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста :

• арт-терапия;

• сказкотерапия;

• куклотерапия;

• игротерапия;

• библиотерапия.

• цветотерапия

Материально- техническая база детского сада «Радуга», при проведении занятий родительского клуба:

• методический кабинет;

• музыкальный зал;

• изостудия;

• сенсорная комната;

• физкультурный зал;

• зимний сад;

Кадровое обеспечение:

Для реализации программы родительского клуба и решения поставленных задач необходимы следующие специалисты:

• педагог - психолог,

• социальный педагог;

• учитель-логопед;

• инструктор по физической культуре,

• музыкальный руководитель,

• учитель начальных классов,

• медицинский работник.

Содержание программы

Занятия в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую часть, общая продолжительность одного занятия составляет 45-60 минут. Каждое занятие посвящено одной теме.

Первая часть занятия носит теоретический характер, в которой родителям предлагается беседа, сообщение специалиста или учителя о возрастных особенностях детей данного возраста, раскрывается понятие социально- психологическая готовность ребенка к школе. В соответствии с планом работы более подробно раскрывается материал о мотивационной, умственной, волевой и коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе. Чтобы выступление было интересным, а предлагаемая информация доступной, сообщение готовится в форме презентации, музыкального или спортивного номера, постановки сказки. В слайдах большая часть отводится схемам, таблицам, рисункам и диаграммам, для лучшего усвоения предлагаемого теоретического материала.

Вторая часть занятия с родителями - практическая. В данном блоке специалисты учреждения предлагают родителям практические задания (дидактические игры, речевые минутки, зарядку для пальчиков, задания на развитие внимания, мышления, речи и т. д., которые они потом могут применять с детьми дома. Каждому родителю специалисты выдают памятки, буклеты с рекомендациями по работе с детьми в домашних условиях, в соответствии с тематикой заседания.

Педагог- психолог, учитель –логопед, инструктор по физической культуре так же могут показать часть занятия с детьми, которое было снято на видеокамеру заранее. Во время показа специалист комментирует занятие, потом обсуждает представленный материал с родителями, отвечает на вопросы.

После проведенного занятия специалисты проводят индивидуальные консультации.

Для дальнейшего планирования работы клуба в конце каждого занятия родителям предлагается анонимно ответить на несколько вопросов:

- понравилась ли Вам организация данного заседания родительского клуба?

- была ли для Вас представленная информация полезна?

- о чем бы Вы хотели узнать, но стесняетесь спросить?

- Ваши пожелания, рекомендации, предложения.

В течение года запланировано 8 заседаний. При подготовке к заседаниям клуба учитываются пожелания родителей, новизна, актуальность, неординарность подачи материала.

Сроки и план реализации программы :

Программа родительского клуба рассчитана на 1 год.

Название

этапа Задачи Средства реализации Ожидаемый результат

Подготовительный

Август 1. Информирование родителей об открытии и задачах родительского клуба;

2. Согласование тем педагогического просвещения родителей с заместителем заведующего по методической работе и заместителем заведующего по воспитательной работе ;

3. Подготовка помещения для приема родителей;

4. Назначение ответственных за работу клуба. 1. Анкетирование родителей.

2. Участие специалистов в родительских собраниях.

-Привлечение единомышленников для решения поставленных задач;

-Определение содержания и способов взаимодействия;

- Налаживание комфортной и доброжелательной атмосферы в рамках взаимодействия ДОУ – родитель.

Основной

Сентябрь - апрель Реализация содержательного аспекта программы

Содержание заседаний может варьировать в зависимости от пожеланий участников клуба

- Приобретение положительного опыта контактов родителей и ДОУ, положительных эмоций, исходящих от детского сада, преодоление отчуждения родителей от ДОУ;

-Повышение общего образовательного уровня родителей;

-Эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия и в образовательный процесс.

Заключительный

май 1. Соотнесение результатов с целями и задачами программы;

2. Определение социального эффекта данной программы. Диагностика, социологический опрос.

Рефлексия.

Презентация деятельности клуба.

Информирование в СМИ. -Адекватность результатов целям и задачам программы;

-Сформированность положительной мотивации у родителей по отношению к ДОУ;

-Пропаганда семейного благополучия

План

работы родительского клуба «Дошколенок»

№п/п Период

проведения Тема Ответственные

1, 2 заседание Сентябрь

Октябрь Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе Социальный педагог;

Учитель- логопед;

Педагог- психолог

Учитель начальных классов

3,4 заседание Ноябрь

Декабрь Умственная или познавательная готовность ребенка к обучению в школе Социальный педагог;

Учитель- логопед;

Педагог- психолог

Инструктор по физической культуре

Учитель начальных классов

5,6 заседание Январь

февраль Волевая готовность ребенка к обучению в школе Социальный педагог;

Учитель- логопед;

Педагог- психолог

Музыкальный руководитель

Учитель начальных классов

7,8 заседание Март

Апрель Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе Социальный педагог;

Учитель- логопед;

Педагог- психолог

Педагог дополнительного образования

Учитель начальных классов

Ожидаемые результаты

Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:

- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Для родителей:

- повышение уровня социально – педагогической и социально – психологической грамотности;

-сформированная у родителей устойчивая система взглядов на воспитание ребенка 6-7 лет;

- рефлексия нравственных основ жизни;

- выявление и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

- психологическая поддержка родителей, переживающих трудности в отношениях с детьми 6-7 летнего возраста.

Ожидаемые риски при реализации программы.

-малоактивная образовательная позиция родителей, которая не способствует и не располагает к сотрудничеству;

- инертность родителей;

- инертность части педагогов и их загруженность текущей работой.

Публикации по теме:

Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» Мини-музей Домашнего животного расширяет представления.

«Веселое лето!» Отчет о работе с детьми и родителями в детском саду«Веселое лето!» Отчет о работе с детьми и родителями в детском саду В это лето мы с детьми реализовали проект "Порхающие цветы". В нем с удовольствием принимали участие и дети и родители. Мы ходили на экскурсиии.

Фотоотчёт о летней работе в первой младшей группеФотоотчёт о летней работе в первой младшей группе Цель: создание условий для оздоровления и укрепления детского организма,развитие любознательности и познавательной активности детей дошкольного.

Программа дополнительного образования по математике в детском саду .Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию,.

Опыт работы по работе с родителями в детском саду Публикация № 3 Опыт работы по работе с родителями в детском саду. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей — это создание в детском.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в ГБДОУ детском саду Л. А. Сидорова, старший воспитатель ГБДОУ детского сада Центрального района СПб «Радуга» Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Рабочая программа «Осетинские народные танцы в детском саду» Актуальность данной программы состоит в формировании нравственных устоев и воспитании у детей дошкольного возраста в духе национальных традиций.

Отчет о летней оздоровительной работе в детском саду «Как мы провели лето»Отчет о летней оздоровительной работе в детском саду «Как мы провели лето» Летняя – оздоровительная работа была организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников,.

Отчет о летней оздоровительной работе в детском саду Видео Закончилось теплое звонкое лето! Первого сентября ребятишки вернулись к привычным будням в детском саду, загорелые, закаленные, наполненные.

Программа работы с семьями «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2016–17 учебный год .

Автор публикации:
Программа по работе с семьями в детском саду «Дошколенок»
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 09:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД